28 декабря утро - перелёт в Екатеринбург (первая партия=Ромик, Оксана и я). 28 декабря день, поиск квартиры, покупка продуктов Переехали на автобусе №1 из аэропорта к ж/д вокзалу, с нас содрали по 18 рублей плюс 2 багажа. Названия остановок (зданий план) впечатляли:
Кстати, местные сокращают Екатеринбург не до Еката, как в Москве, а до Ёбурга. Купили газ в Альпиндустрии (магаз понравился, довольно большой, на вид всё есть, несколько остановок от вокзала), пива в пивном магазе, карту и по-мелочи. 28 декабря ночь прибытие Лёхи с Танюхой Колдырь С Танюхой приехали под утро, часа в 3, успели немного поспать. Утром мы, как и последующие 7 дней, встать, во сколько декларировали накануне, не смогли. Впрочем, нам это, по большому счёту, так и не помешало. Больше парились из-за этого. В этот раз, правда, пришла хозяйка квартиры, а мы тут при ней собираемся. Кстати, вода из крана в Екате (по крайней мере, в этой отдельно взятой новостройке недалеко от вокзала) была отстойной. 29 декабря утро-29 декабря ночь поезд Екатеринбург-Ивдель (*ударение на первый слог), 15 часов Выйдя из дома мы устремились к вокзалу, ибо мы хотели пораньше начать загружаться со своими многочисленными лыжами (ха-ха, это тоже осталось на уровне деклараций). Пришли мы по отдельности, причём, естественно, тот кто был с билетами, последним. А потом мы зашли в поезд и поняли, куда попали. То, что в вагоне с сидячими местами не сладко, было и раньше понятно, но тут как то я всё-таки удивился. Заходил я последним с сразу мне не было понятно, везде ли так, как около меня или это локальный экстремум людей в купе. В общем, народу было в плацкартном по сути вагоне много, мы встали в проходе, так как сесть нам было негде (места, прописанные в билетах, никто не соблюдал, как следствие наши места были заняты - при попустительстве проводников, которые естессно, навариваются на подсадке за нал доп челов в первое купе) и потихоньку начали бухтеть. К счастью, потихоньку бухтеть мы обучены не все, а громкий бухтёж в этой ситуации намного более эффективен. В какой-то момент мы были такими от несправедливости и страданий:
Короче, после 15 минут препирательств с проводниками, призывами к начальнику поезда («Начальник поезда, приди»»), громких фраз проводницы типа «я по такой системе уже 10 лет работаю, везде так», они всё-таки выгнали каких-то бедолаг с наших мест и мы смогли сесть почти все в одном купе. Вещи наши к тому моменту были распиханы примерно по 4-м разным купе, мы их все собирать уже не стали до Ивделя. В итоге всё-равно все стали, как и всегда в поезде, такими:
А на выходе даже такими:
29 декабря ночь-31 декабря утро
Переезд на ГАЗ66, пока не встряли в 12 км до озера Турват
Из поезда нас встретил, Владимир, водитель 66-го, которого нашёл Лёха после недели переговоров с ивдельскими. Мы погрузились в кунг, быстро доехали до Полуночного, отоварились в продуктовом сами-знаете-чем и поехали на север, к оз. Турват.
Первые позывы к командообразованию:
От печки, установленной в кунге, иногда было слегка дымно:
Долго ли, коротко ли, ехали по зимнику и встряли сначала в первый раз:
Вспомнил детство прям:
Владимир, водитель 66-го:
В этот раз репку мы вытянули, а вот во второй, когда провалились колесом вечером 30-го, уже нет. Решено было ночевать на месте, резвести костёр и взбодриться. Тут нам в первый раз крупно подвезло. Пока мы сидели у костра и бодрились (Володя очень устал за день, вытаскивая шишигу и недавно лёг поспать в кунг), мы вдруг сначала услыхали шум мотора, а потом и свет фар вдалеке - по параллельной дороге метрах в 20-ти двигался Буран. Мы естественно заорали и заартикулировали всем подряд. Почти проехав нас, Буран всё-таки остановился. За рулём Бурана был какой-то манси, а в тачанке - какая-то женщина. Когда Владимир вылез из кунга, он узнал в водителе Бурана Алексея, который как раз живёт на оз. Турват, который вёз свою сестру на Трёхречье. Владимир с Алексеем переговорили и Алексей уехал, чтобы наутро приехали геологи на «Танке», как здесь называли МТЛБу. МТЛБу выдернула шишигу из подмёрзшей колеи как спичечный коробок:
Хотя основной вклад был, конечно, наш:
и дальше мы поехали сначала вместе с 66-м, а потом разделились - Владимир поехал обратно в Ивдель, а танк - на лагерь геологов на р. Сосьва в 12 км от Трёхречья.
31 декабря день - вечер
Переезд на танке в лагерь геологов на Трёхречье (р. Большая Сосьва). Переезд на буране до места в 8 км от Трёхречья на р. Луцоулья
Ехать на танке нам очень понравилось:
Не понравилось только сторожу геологов, которому пришлось вылезти из танка и поехать сверху, а его место заняли девчонки:
До сих пор непонятно, как он не окочурился от холода в одной осенней кепке. Иногад он бормотал какие-то проклятья в адрес глупых туристов.
Пару раз над дорогой взлетали тетерева, в этот момент Юра, водитель МТЛБу, продемонстрировал умение по-индейски подкрадываться к жертве, так, чтобы ни одна веточка не шелохнулась и ни один мускул ни дрогнул на его лице. Проблема была в том, что он был в танке. Выглядело это так: заметив, что впереди мелькнула какая-то дичь, Коля останавливал танк, готовил ружьё и, по-охотничьи выглядывая из люка, по метру «крался» к дичи. Естественно, всё с тем же страшным грохотом, с каким всегда движется танк. На самом деле, видимо все эти тетерева довольно тупые, так как затея Коли подстрелить кого-нибудь выглядела серъёзно.
От места, где мы застряли, до лагеря мы ехали не по прямой, а крюком, но по относительно неплохой дороге, хотя вроде как на этой махине можно до самих Пупов дойти без всякой дороги.
Когда нас привезли в лагерь, мы стали объектом пристального внимания его обитаталей. А именно, нас начали разглядывать, фоткать на мобилы и практически показывать на нас пальцем. Дело в том, что за всё время нам несколько раз задавали вопрос «А чё вы там забыли?» и постоянно говорили, что дескать, свой отпуск я бы в такой перди уж точно не провёл. Или например, «ну могу я там рыбака или охотника понять, но на какие-то столбы переться смотреть, такого я не понимаю». Хотя, конечно, аргументы про то, что «мы весь год живём в городе и хотелось бы выбраться куда-нибудь», они понимали. Как выяснялось в таких случаях, они все поголовно город не любят и больше месяца там не могут. Причём город в данном случае, это не всегда Ё-бург, а скорее посёлок.
Приехав в лагерь геологов, Лёха и Ромик сразу пересели на очередной вид транспорта, а остальные трое пошли на кухню греться и помогать резать новогдние салаты.
Смена коней:
Чуть позже и мы отбыли в месту начала пешей части маршрута.
Немного было стрёмно, когда сверху льда был слой воды:
31 декабря вечер
Бурное празднование НГ, с обязательным предшествующим командообразованием
Всегда замечал, что если снимать сцены у костра без вспышки, то получается таинственно:
А если со вспышкой, то как будто бомжи на помойке:
В ход пошли одеколоны «Алёша» и «Шипр»:
1 января день - 2 января вечер
Идём вверх по реке Луцоулья.
Вообще, в первый дни, когда шли по реке, мы постоянно удивлялись. Удивление наше было вызвано по большей части нашей скоростью. Вот например, херачим пол дня, пара перекусов, все задолбались. Спрашиваем Лёху (у него GPS), сколько прошли, а он нам в ответ «километр и 200 метров. По прямой.». В первый день мы списали всё на похмелье, но примерно это же повторилось на второй день. Понятно, что река петляет, что реально мы прошли раза в 2 больше, но всё равно! Усугублялось это тем, что умножив длину нашего дневного перехода на количество оставшихся дней, становилось понятно, что это значительно меньше расстояния до Пупов и обратно. Тогда и родилось это выражение «Ну мы же старались», произносимое в сердцах после очередного перехода в несколько часов и сообщения, что пройдено 800 метров. Хотя, наверно, это выражение родилось где-нибудь в офисно-планктонном коллективе, когда не соблюдались какие-нибудь сроки или не выполнялись планы. Причём, я уверен, в этом каком-то офисе это выражение спасало чьи-нибудь бонусы и умеряло гнев начальства, но в нашем случае, по необъяснимой причине, Маньпупунёр не приближался хотя бы метров на 200. Но если отбросить этот необъяснимый парадокс и просто наслаждаться, идти было реально круто. Вокруг красота, ёлки всякие, снег, речка под тобой журчит.
Ветра не было почти в долине, поэтому все звуки отчётливо слышны. Периодически попадались следы всякой живности, в основном калибра белки, но и заячьи и лосиные тоже попадались.
Поначалу были часты перекусы.
3 января
Идём от реки на северо-запад, переход через плато Янгалесос до истока реки Еграляга.
К концу второго дня течение ближе к истоку стало более быстрым, а лёд более тонким, почти все по разу уже провалились и намочили лыжи. Опасности никакой в этом не было, так как воды здесь было уже по колено, но это сильно замедляло движение, так как приходилось снимать лыжи и чистить их от сразу налипающего снега. К тому же мы уже достигли места, откуда можно повернуть на север-северо-запад к пупам. С этого места и до пупов мы большую часть шли в гору. Снега в лесу не 10-30 см, как на реке, а 1-2 м. В какой-то момент попробовали систему, когда один тропит без рюкзака, а двое тащат челноками его рюкзак, но потом отказались от этого геморроя.
Красота пошла:
К концу дня вышли на плато - самую высокую точку маршрута 950 м от у.м., по сравнению с долиной реки - 200м от у.м. Когда только начали взбираться, было ещё светло, но пока зашли наверх, уже была темень, плюс ветер нёс всякую пургу, в результате видимость была метров 100 с фонарями. Самое забавное, уже к этому моменту батарейки начали кончаться, так как взяли их реально мало. Основное, что не учли - это что на холоде он садились в разы быстрее.
Сначала деревья уменьшились, а потом совсем пропали:
Наверху хреначил сильный ветер в сочетании с -20, так что если остановиться, сразу начинаешь дико мёрзнуть. А останавливались мы не то, что часто, мы скорее больше стояли: то кто-то упал и встаёт, то крепление сломалось, то ещё что. Все мы слегка пообморозили кончики пальцев за поход - всё здесь. Реально спасли верхонки, в перчатках бы окочурились. Деревьев наверху не было, такая ледяная пустыня. Ещё один поражающий фактор наверху - это фирн вместо снега, твёрдый как асфальт и волнами по форме. В результате никто не избежал падений, но у девчонок они были чаще, как то тут им было потруднее. Пару раз чудом не потеряли лыжу - раз слетев и поехав вниз, она уже не факт что остановится, а через 30-50м её уже и не найдёшь. В этот момент Лёха сказал «идём до пупов, всего-то 10 км осталось», так что все резко приуныли В итоге через полчасика началось понижение между плато Янгалесос и плато Маньпупунёр. Там налево в полутора км был исток Печёры, а направо в 1 км - исток другой мелкой речки (Еграляга). Направо было поудобнее потом идти, так что мы поехали туда. Как только при спучке начали попадаться первые деревья, сразу ветер начал утихать и сразу стало намного комфортнее. Место по стоянку мы нашли не особо комфортное, правда непонятно, было ли в окрестностях лучше. Копать под костёр и палатки пришлось метра на полтора, дров почти не было. И кстати, они перестали гореть, так как температура была где-то -30-35. Они сначала с трудом загорались, долго пари´ли, отдавая влагу, потом, наконец, загорались и парить´ начинали уже те сучья, что были сверху. И так по кругу. Таким образом мы сожгли целое бревно, разрубив его на чурки, а чурки порубив в щепки.
Палатка:
Кстати, как проходили ночёвки: находишь место с дровами и водой, откапываешь место под костёр, откапываешь или вытаптываешь место под палатки. Параллельно собираются дрова и лапник под под палатку, приносится вода из реки, готовится хавчик. Короче, всё, как обычно в лесу. Только еду съедаешь сразу всю, пока не заледенела и всякие дрова рубишь с большей охотой, потому-что сразу согреваешься (даже конкуренция возникает за топор).
Отличие, которое мне запомнилось - это подъём. Подъём (та часть, где нужно просто встать) растягивался на пару часов, хотя планы с вечера были «выйти в 10». Как он происходил конкретно в нашей палатке на три персоны. Сначала звучал будильник. Через час начиналось ворочанье. Наконец, покряхтывая, Лёха (у нас он был ближе к выходу и вставал первым) по пояс вылазил из спальника и зажигал газовую грелку. Без грелки наша палатка не вставала. Дальше, минут сорок - час он, продолжая кряхтеть, грел обувь, перчатки, носки, бахилы, короче, что успевал и всё-таки вылезал. Потом по той же схеме я, только, если времени оставалось уже меньше, с большей суетой. В конце вставала Оксана, к этому моменту воздух уже прогревался и она плюс к тому, чтобы одеться, собирала за троих спальник, всё вместе часа полтора.
Алкогольный вопрос: отсутствовал, так как мы выпили наш недельный запас в новогоднюю ночь. В принципе, никто не расстроился, серьезно. Впечатлений было много, и так нормуль.
4 января
Траверс (вот пафосное слово) от лагеря до пупов и обратно.
На 4-й день мы вышли налегке, не собирая палаток, только с перекусом и минимумом одежды. Погода была отличная, ветра до плато опять не было, воздух чистый, солнце, чистейший снег. Короче, офигенно.
Без рюкзаков мы до плато добежали с феноменальной по нашим меркам скоростью. Уже наверху в прямой видимости о цели опять пошёл фирн, девчонки пофоткались на фоне столбов и пошли к лагерю, мы дошли до скал, там часок побродили и тоже пошли назад. Фотки вышли отличные, хотя не передают и половины ощущений. Видели следы снегоходов, думали 2-3, потом встретили одного из них на Турвате, оказалось, их было 5 шт.
Красота, ёптыть!
В лагерь пришли поздно, за день всего 10-12 км прошли. Уж не знаю, как там ходят по 20 км в день, видимо с камусами, да хотя бы с палками с нормальными. Ну и система должна быть, что пока кто-то отдыхает, тропёжка всё-равно продолжается. У нас так не было, особенно в первые дни.
5 января
Обратный путь до реки. Стоянка вечером возле недостроенной избы.
Короче, как только цели достигли, дух отряда сразу вновь поднялся на небывалую высоту. Обратно плато мы уже шли днём, можно было одеть горнолыжные маски (ночью в них ничего не видно, а вот днём всё хорошо и с балаклавой они дают тепло +20. Так что прошли мы его вообще комфортно. Когда ехали вниз, даже покатались, как на горных лыжах - вообще круто. Снова пересекли след от снегоходов. В итоге, всё время вниз и по колее, за день прошли 2 дневных перехода за минусом метров 300.
Горнолыжка:
Снежок:
Чаёк:
Остановились возле недостроенной избы, которую приметили ещё на пути туда. Тогда ещё Танюха сказала, что не видно крыши, так в итоге и оказалось, крыши не было. Зато вокруг было куча дров и снова потеплело до -15-20. Разводить костёр стало очень комфортно.
Изба утром:
6 января
Пешком почти до исходной части пешего маршрута, и снегоходом до Турвата. Ночёвка в избе на Турвате.
Последний день на лыжах мы всё гадали, приедет ли за нами на снегоходе Алексей. Дело в том, что расставаясь, мы максимально неточно объяснили, когда мы всё-таки будем возвращаться и надо ли нас забирать. Мы оперировали такими фразами, как «мы планируем быть здесь тогда-то, но рассчитывать на это трудно», «мы не знаем, как быстро мы будем идти». Непонятно, почему Алексей всё-таки за нами приехал. Видимо, всё-таки на Севере действительно есть такое понятие, как взаимопомощь. Да и лавандос свою роль, должно быть, сыграл. Про взаимовыручку что хочется сказать: весь народ, который там обитает (геологи, водилы, местные) очень сильно зависит друг от друга, так как жизнь в местных условиях постоянно предполагает вероятность того, что у тебя сломается или застрянет транспорт, или чего-нибудь не будет нужного там, где ты живёшь. Так что если ты не поможешь сейчас, то встрянешь капитально в следующий раз. Как результат, все более менее друг другу помогают.
Погода опять была отличная:
В итоге Алексей нас встретил, чему мы очень обрадовались, так как он спас нас от 20 км ходу.
Ехали сначала скопом до базы геологов (с остановкой на Трёхречье и общением с собачками), потом до Турвата сначала пацаны, а потом девчонки.
Собачки на трёхречье:
Пока ехала первая партия, девчонки отогревались у геологов в балке-кухне. В этот раз, поскольку никого мужского пола с ними из нас не осталось, здешние стали намного менее скованными и заводили с нашими дамами светские беседы и даже приглашали в гости в свой балок. На что наши верные дамы никак не согласились (по крайней мере, он нам так сказали). Кстати, ехать второй партией кайфовее, потому что тропа для снегохода уже пробита - ехать быстрее и снег так не хреначит. Мы ведь постоянно почему-то ездили в кадке снегохода лицом вперёд, в результате чего огребали нехилый поток снега в щщи. Зачем мы это делали - непонятно. Всегда ездят наоборот, ложась ближе к водителю лицом назад, по-моему, как-то раз нам это Алексей подсказал, но мы его, судя по всему, проигнорировали.
Короче, приехали мы на Турват, сестра Алексея сразу нас покормила оладьями и жареной рыбой (божественно!), потом приехали девчонки, потом мы начали укладываться спать. А надо сказать, что спали мы в отдельной избе с печкой (оу е!) и в ней было, как казалось сначала 5 спальных мест: две двуспальные кровати-нары и одни палати повыше, на которых была куча всякого на наш поверхностный взгляд барахла, мехов, тканей, даже сундук. Так как Лёха был одинок, то палати предназначались ему. Однако он, обычно непривередливый, начал воротить нос от этого варианта и в итоге улёгся на пенку под палатями. Как выяснилось поутру - не зря. Как рассказал нам Алексей, эти палати - своего рода святое место, где хранятся всякие семейные реликвии. Часть из них заложил туда отец Алексея, часть - предки. Сам он пока ничего туда не докладывал, поскольку не глава семьи и вообще ни к чему не прикасался.
Интересно, что в тамошних краях проще отношение к оружию: например, в избе, которую нам отвели для ночлега, валялась ружбайка и в принципе, оно часто берётся с собой, когда едешь куда-нибудь в лес. В городе так не походишь, конечно.
Печка:
Мы дружны:
По поводу отношения властей к манси: их более-менее поддерживают, особенно, если сами они проявляют хоть какую-нибудь инициативу. Вот, например, Алексею в этом году ожидается подгон от государства в 100 оленей, который он намеревается пасти севернее тех мест, где мы были. Вообще, исторически манси жили в лесу, а ханты пасли в тундре оленей, как их соседи ненцы и коми-зыряне. И манси были в основном, охотниками и рыболовами. Видимо, какая-то их часть тоже была когда-то оленеводами, иначе с чего бы им оленей давать.
Немало мы были наслышаны за время поездки, что для манси не считается плохим, а даже наоборот, смещение с русскими. Хотя времена, когда заезжему геологу могли предложить в доме манси не только пищу, ночлег, но и дочь хозяина, уже типа прошли. Вообще, с началом геологоразведочной деятельности на Северном Урале среди манси начали появляться и голубоглазые и рыжеволосые дети. Для сегодняшних геологов (буровиков, водителей) это волнующая тема. Когда мы ехали на МТЛБу, то на развилке Нексимволь-Трёхречье-Турват наш водитель Коля высунулся из люка и показал: туда - Трёхречье, а туда - «Принцессы». Я сначала не понял, пришлось уточнить. Нексимволь - это принцессы, поскольку здесь все мужчины. Были бы мы женщинами - там были бы принцы. Кстати, у Коли по его же словам 11(или 12) детей по всей стране, в том числе здесь и в Молдавии. Короче, кроусаучег. Те манси, которых мы видели, были очень застенчивы, чуть что, опускали взор в пол. Справедливости ради, надо сказать, что видели мы крайне мало манси.
7 января
Посещение озера Турват, переезд на ГАЗ66 до Ивделя.
Утром сначала приехали местные МЧС-цы, которые, судя по всему, рабачили в лучших традициях русского рыблого лова на озере. Потом проездом были перцы на снегоходах, следы которых мы видели на Пупах. Потом приехал Владимир на шишиге. После этого мы съездили на оз. Турват, где узрели улов (и немалый) местных рабаков. Девчонкам Алексей объяснил, что женщинам на Турват нельзя, так что они остались шушукаться с Ирой, сестрой Алексея. Кстати, попутно выяснилось, что вот, например, на Турват нельзя только женщинам (мы спрашивали, что будет с женщиной, которая всё-таки съездит на озеро; ответом нам было зловещее молчание), а вот на какое-то другое озеро нельзя даже мужчинам манси, настолько место священное. Правда, русским, по словам Алексея, туда вполне можно.
Турват:
Улов:
После возвращения с озера мы ещё засветло погрузились в шишигу и поехали в Ивдель. Где-то ночью заехали в Полуночное и купили снеди. При этом стали свидетелями импровизированной дискотеки у входа в магазин. У Лады 11-й модели толпилась кучка молодёжи и совместно попеременно танцевала/выпивала/жёстко флиртовала. Музон на полную, ты молод, алкоголь будоражит голову, отрыв, что ещё нужно в -20 в пос. Полуночное?
8 января утро-день
Баня в Ивделе у Владимира, посиделки в ожидании поезда
Под утро мы приехали в дом Владимира в Ивделе, где нас встретил его отец, очень спортивный мужик лет 70. Он нам особенно запомнился двумя вещами. Во-первых, он до сих пор в свои годы вполне бодрячком, так ещё и регулярно бегает на лыжах. Мы ему, например, предлагаем выпить, а он отвечает - нет, сперва пробегу 5 км, тогда и выпью. А вторая тема заключалась в следующем. Мы, как можно догадаться, не часто мылись последнюю неделю. И вполне возможно, немного загрязнились. Но ничего такого не замечали за собой. Так вот он периодически доставал в нашем присутствии освежитель воздуха и опрыскивал воздух якобы вокруг своих валенок, которые сушились возле печки. Но мы вскоре сменкнули, что его не валенки так волнуют, а дорогие гости. Было довольно ржачно. Сами мы поняли проблему остро, когда вымылись в бане и оценили яростный аромат костра, идущий от шмотья. Рядом с баней мы неплохо повалялись в огороде:
У Владимира мы, кстати, затарились по ведру ореха каждый за 2000 р. Орех был шелушённый, немного мусора, конечно, осталось от шишки, но за эти деньги вполне можно брать, по-моему. Он же свежий, ни на каких базах не лежал.
Немного о Владимире, который нас, собственно, и довёз на шишиге туда, куда никто из Ивделя ехать не брался. Весьма неплохо, что Лёха смог найти его телефон, по-другому непонятно, на ком можно было ещё доехать до Турвата. В принципе, он там всё знает, что-куда, плюс без проблем согласился ехать, когда зимник ещё до конца не промёрз - просто с самого начала предупредил, мол, будете помогать вытаскивать 66-й. Ну и перекантовались мы у него нормально по пути назад, что тоже зачётно было, искать в Ивделе жильё на день не особо хотелось. Контакты, естественно, остались, он особо намекал, типа неплохо бы и повторить вояж.
{Ну вот, хоть в этом году кому-то благодарность написали, а то в прошлом обещали отчёт по посещению ненецкого чума под Салехардом, да так и не собрались.}
8 января ночь - 10 января ночь
поезд Ивдель-Ёбург, прогулка по Ёбургу, самолёт до Москвы.
С поезда мы пошли в камеру хранения, где нас слегка удивили тем, что настойчиво предлагали нам опличивать каждое место, включая притороченные по бокам рюкзаков пенки, спальники, каждую лыжину по-отдельности, в общем абсолютно все мелкие предметы, которые не поместились в рюкзак, а были прикреплены сверху. Удалось добазариться с ними, что мы сдаём одно сверхгабаритное место, которое состояло из обёрнутых пенками лыж, топора и чего-то ещё. Получился такой огромный тубус, который, как ни странно, вышел дешевле, чем если сдавать всё по отдельности.
После поезда у нас ещё оставался весь день до вечернего рейса, так что мы решили прогуляться по городу. Екатеринбург - это что? Это Урал. А Урал - что? Урал - это самоцветы, малахит и.т.п. Поэтому мы поехали на станцию м. Геологическую на фабрику самоцветов. Выяснилось, что фабрики уже не существует по данному адресу, либо путеводитель врёт, зато на выходе из метро оказался отличный импровизированный рынок, лотков на 50, торгующих всякими магнитами, антиквариатом, каменьями и поделками из них. Естественно, часть уральских самоцветов была сделала в Китае, но часть продукции была местной и даже малую толику эксклюзивной. По крайней мере, у одного перца шкатулочки были явно не фабричные, да и сам он расписывал, что у него дескать несколько мастеров по камню в корешах.
Лично я приобрёл у перца аметист, камень трезвости, помимо прочих качест, типа чистоты и т.п. В этот же день мы обмыли покупку.
Набив карманы изумрудами, мы поспешили в бар, естественно. Но по пути осмотрели местные достопримечательности. Парк:
«Аллею Влюблённых», напротив через канал от которой есть такое потрясающе граффити:
Гуляем:
Заведение называлось Ratskeller,пивко там было вкусное, некоторые из настоечек тоже ничего (а некоторые не айс), но в сущности, это же и в Москве есть. Корова не совсем Му-Мушная.
Посидев в баре, мы допились до чёртиков:
мы срулили на вокзал за вещами, а оттуда в аэропорт и домой. Дома мы были уже 10 декабря около 2:00, а утром все свалили на работу.
Дальше будет инфа для таких же чайников по лыжным походам, какими мы были, и, пожалуй, являемся.
Лыжи у нас были Лесные (пр-во Ижевск), крепления к ним (пр-во Новосибирск) крепятся отдельно, шурупами.
Важные, как выяснилось моменты: иметь запасные верёвочные крепления (это те, что держат носок) вместо родных, которые могут перетираться об обувь.
У всех скорость перетирания была разной, кто-то ни разу не менял крепления, а кто-то менял раз 20:
Ещё желательно иметь плоскогубцы, на случай вот такого:
В принципе, я так со второго дня ходил, крепление на ходу вылетело только однажды, только защёлкивать было неудобно.
Ещё нам абсолютно не пригодились купленные отдельно за 200 р/шт резиновые подпятники. Причина была в том, что если устанавливать крепления по инструкции, тот пятка встаёт не на специальную платформу, а ниже её по лыже:
Мне кажется, на заводе просто промахнулись с платформами под ногу. Потому-что, если ставить крепления, чтобы нога стояла целиком на платформе, центр тяжести лыжи получается слишком далеко сзади. Либо я чего не учёл.
У кого-то были родные подпятники:
Камусов у нас не было, и, сдаётся мне, с ними было бы значительно быстрее идти в гору.
Палки. Пока идёшь по реке, совершенно неважно, какие у тебя палки. В лесу канают те, что на фотке, это настоящие монстры советской промышленности, заказанные по интернету. Дюралевые, весили дохрена, конечно, но если брать более хлипкие, то это сильно замедляло скорость. Обычные беговые в лесу не канают.
Вот такие более-менее канают:
Что особо пригодилось:
Очень понравились Басковские бахилы (сам с Баскова снимал), хотя они и дороже обычных (примерно 3000 и 1000), но у них явно был больше утепляющий эффект и калоша не замерзала за отсутствием таковой. Их минус - от лыжных креплений они быстро стираются.
Мазь. Мази скольжения/сцепления помогли не особо, потому-что не было возможности греть лыжи, а на холодную лыжу мазь ложилась не очень. Хотя эффект небольшой точно был.
В следующий раз надо бы взять не одну, а две лопаты для снега, две газовых грелки вместо одной, раза в 2 больше батареек, какую-нибудь лёгкую пилу.
Тема со спальниками сработала такая: берём, например, спальник на -10-15 комфорт пух плюс сверху него ещё спальник на +5 синтетика за 1200р. Этот вариант круче, чем просто спальник на -25 комфорт пух. Верхний синтетический спальник выполняет роль конденсатного мешка и плюс немного греет. В результате вся влага оседает на верхнем спальнике, а пуховый практически сухой. Если без верхнего спальника, то пуховый через несколько дней начинает жёстко смерзаться, так как сушиться либо негде, либо неоправданно долго.
Ну, короче, это всё азы для ламеров, но лично для меня это был первый опыт, может, ещё кому пригодится.
Ну и в конце видео:
Click to view
Click to view