![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1156731/1156731_original.jpg)
На момент кончины отца Павлу Харитоненко было 38 лет, он был женат, имел троих детей, престижное жилье в Москве, и, казалось бы, безбедное будущее. Утверждать, что он «родился с золотой ложкой во рту», было бы преувеличением, но то, что Павел был обеспечен всем с самого начала довольно очевидно. Любитель роскошной жизни и светских мероприятий он прекрасно разбирался в живописи, но не в производстве. С юности Павел только и занимался тем, что состоял в попечительских советах, и первое что он сделал после смерти Ивана Герасимовича, занял все его общественные должности.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1156890/1156890_original.jpg)
18 января 1892 года он становится членом Попечительского совета Сумской женской гимназии, а 6 февраля его утверждают в должности церковного старосты Александро-Невской церкви при реальном училище.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1157352/1157352_original.jpg)
Пройдёт буквально неделя и 13 февраля сахарозаводчик становится уже попечителем всех Детских приютов в Харькове.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1157469/1157469_original.jpg)
18 февраля Павла Харитоненко утверждают в правах на наследство 6/7 частей имений, а 4 апреля единогласно избирают попечителем Сумского Реального училища.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1157879/1157879_original.jpg)
Заняв отцовские должности в родном городе, 25 июня Павел Иванович становится попечителем ещё и богадельных заведений в
Петергофе. Считать, что Харитоненко проникся любовью к бродягам и калекам будет, конечно же, ошибочно. Просто государство, не справлявшееся с нарастающими социальными проблемами, за благотворительность существенно снижало налоги. Если в начале XIX века меценатов было сосчитать на пальцах, то с 1862 года после реформы Александра II желающих помогать обездоленным стало буквально сотни тысяч.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1157912/1157912_original.jpg)
Благотворительность приобрела такой масштаб, что теперь за приюты, училища и богадельни развернулась целая борьба. А пристроить свои деньги в месте, которое называют «русским Версалем» для сахарозаводчика было большой удачей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1158302/1158302_original.jpg)
1 июля Павел Иванович заключает договор со своей матерью о разделе имений. По законодательству Российской Империи жена покойного даже при отсутствии завещания, при живых детях или без них, получала из недвижимого имущества 1/7, а из движимого - 1/4 часть наследства. Чтобы узнать какова была её доля, Павлом была произведена оценка всех имений, капиталов, товаров, заводов и домов, которая составила 5 млн. 666 тыс. руб. серебром.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1158611/1158611_original.jpg)
Сумма довольно смешная, учитывая, что в 1874 году оборот Торгового дома «И. Г. Харитоненко с Сыном» достигал 20 млн. рублей. На деле это было связано с существенными изменениями, произошедшими в налогообложении, ведь с 1888 года налог стал взиматься со всех наследств, а его ставка устанавливалась в зависимости от степени родства. Для наследника по прямой линии и супругов ставка составляла 1%, и вполне закономерно, что делиться с государством своими миллионами Харитоненко не желали.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1158795/1158795_original.jpg)
16 июля Павел Иванович стал попечителем уездного тюремного отделения в Сумах. Директорами этого заведения были только известные люди города, которые, в сущности, попасть в него не боялись. Назначение Харитоненко происходило не в самое удачное время. Тюремная реформа, затеянная Министерством внутренних дел, протекала вяло и неудовлетворительно. Масло в огонь подлила
Карийская трагедия - массовое самоубийство политических заключённых осенью 1889 года в знак протеста против грубого обращения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1158943/1158943_original.jpg)
События на Карийской каторге вызвали общественный резонанс, под влиянием которого в 1893 году были полностью запрещены любые физические наказания для женщин. Однако тягчайшие виды телесных наказаний для каторжан и ссыльных, бритье головы, битье плетьми и приковывание к тележке отменили только через 10 лет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1159234/1159234_original.jpg)
Став опекуном сумских заключенных, через 4 дня 20 июля Павел Харитоненко становится смотрителем Владикавказского Графа Лорис-Меликова Ремесленного училища, которое находилось в
Северной Осетии за 1700 км от Москвы. Неизвестно бывал ли он там вообще, но скорее всего это место досталось ему по протекции.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1159584/1159584_original.jpg)
Графа Лорис-Меликова отец Павла упоминал в своем завещании, и это был именно тот человек, который отклонил идею Ивана Харитоненко о строительстве Кадетского корпуса при Александре II, не желая якобы вовлекать сахарозаводчика в большие расходы. Их знакомство состоялось после того как граф весной 1879 года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии, а с 17 апреля того же года - командующий войсками Харьковского военного округа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1159782/1159782_original.jpg)
В это время европейская часть России была разделена на шесть генерал-губернаторств, во главе каждого из которых был поставлен боевой генерал. Они обладали безграничными полномочиями, вплоть до введения чрезвычайного положения, а их главной задачей была нейтрализация революционно настроенных масс.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1159944/1159944_original.jpg)
По какой-то причине Лорис-Меликов стал единственным генералом, которого беспощадные террористы из «
Народной воли» не включили в свой «чёрный список». Впрочем, это не удивительно, ведь в «борьбе» с революционной крамолой, граф дошёл до того, что отменил цензуру на печать, а в августе 1880 года сумел убедить Александра II, снять
Положение усиленной (чрезвычайной) охраны, поскольку приятых им мер якобы было достаточно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1160323/1160323_original.jpg)
Но этого ему показалось мало, и он предложил царю целый комплекс мер по дальнейшей либерализации общества, получивших название «Конституция Лорис-Меликова». Заигрывание с террористами закончилось убийством царя 1 марта 1881 года, за день до подписания им этой самой Конституции, которая должна была даровать народу очередную порцию свобод.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1160572/1160572_original.jpg)
Усердие Павла Харитоненко на «попечительском фронте» не прошло даром, и 30 августа 1892 года он удостоился очередной награды -
орденом Св. Анны II степени. Как уже ранее упоминалось, наследник сахарного короля получал награды строго каждые три года.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1160752/1160752_original.jpg)
Бюрократическая элита использовала их не только для построения своей карьеры. Награды символизировали «избранность» своего обладателя и повышали социальный статус членов его семьи. К тому же вступительные взносы за орденские знаки для Харитоненко были практически бесплатными: Св. Станислава III степени стоил всего 15 руб., Св. Анны III ст. - 20 руб., Св. Станислава I ст. - 120 руб.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1161213/1161213_original.jpg)
В тот же день когда Павлу был присвоен орден, архиепископ Харьковский и Ахтырский
Амвросий торжественно освятил главный храмовый престол в
Спасо-Преображенском соборе. Возможно, это совпадение, но капитальной реконструкцией храма занимался Николай Суханов, который как и Павел, унаследовал от своего названного отца неплохой капитал - почти 11 тыс. га земли и сахарный завод в поселке Низы в 25 км от Сум.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1161421/1161421_original.jpg)
В молодости их отцы были компаньонами, и сколотили свой капитал, организовав перевозку в Киев большого количества нереализованного сахара. Именно после этой удачной сделки они смогли прибрать власть в городе в свои руки. В частности Дмитрий Суханов в 1858 году занял в Сумах должность Городского головы и соборного старосты данного храма.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1161710/1161710_original.jpg)
В 1882 году он начал его капитальную реконструкцию по проекту епархиального архитектора
М.И. Ловцова. К собору была пристроена трёхъярусная 56-метровая колокольня, а по углам купола-крыши установлены фигуры четырех евангелистов. Трехметровые чугунные скульптуры были выкрашены под малахит, а в верхнем ярусе колокольни установлены башенные часы с циферблатами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1161825/1161825_original.jpg)
20 декабря 1890 года в возрасте 65 лет Дмитрий Суханов, не дожив до окончания перестройки храма, скончался от диабета и был похоронен за алтарной частью Кладбищенской церкви. Мраморная статуя Христа, возвышающаяся над его могилой, сохранилась до наших дней и предположительно была изготовлена скульптором
М.М. Антокольским.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1162042/1162042_original.jpg)
Незадолго до торжественного освящения собора священник отец Николай Фесенко и по совместительству
Гласный городской думы обратился к депутатам с предложением соорудить в память о покойном на Соборной улице часовню с иконой
Св. Великомученика Димитрия Солунского. Но в отличие от Харитоненко Суханов думе ничего не жертвовал, поэтому денег в городской казне ожидаемо не нашлось и заседатели ограничились тем, чтобы в день кончины Дмитрия Ивановича ежегодно совершать панихиду в городской богадельне.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1162343/1162343_original.jpg)
Как следует из истории, элита нашего города была сплошь набожная, опекалась состоянием православных церквей, хотя в большинстве случаев все они были евреями. Местные историки, пытаясь уйти от этой щекотливой темы, толерантно называют их поляками, хотя в даже отдельных
публикациях признают, что разделять выходцев из этой страны на поляков и евреев смысла нет. Такая показушная богобоязненность была неспроста, учитывая, что православие тоже имеет еврейское происхождение и создано специально для гоев.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1162511/1162511_original.jpg)
Как бы церковники не доказывали, что это не так, все ключевые фигуры в Библии - евреи, включая всю семью Иисуса Христа и его апостолов. Пророки Ветхого Завета - великие отцы иудейского народа. Сам Иисус обрезан по еврейскому обычаю на восьмой день, а когда его распяли, римские солдаты прибили к кресту табличку «
Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1162768/1162768_original.jpg)
Очень важно понимать, что практически все обряды, которые происходят в церкви, основаны на магии, как например, ритуал
Евхаристия. Иными словами это обряд Причащения, таинство при котором верующих потчуют хлебом и вином, символизирующих плоть и кровь Христа. По сути это самый обычный каннибализм, при котором людей сознательно настраивают на то, что они поедают живого человека.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1163175/1163175_original.jpg)
Верующие не подозревают, что проводят каннибальский ритуал африканского-черно-магического культа Вуду, в котором практиковалось поедание плоти и крови врага в знак победы над ним.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1163497/1163497_original.jpg)
Именно в Эфиопии,
библейской земле Куш, иудеи, собственно, и получили не только «искру божью» в свою генетику, но и социальное оружие - лунный культ или культ смерти.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1163662/1163662_original.jpg)
Его модификация с поправкой на местные особенности внедрялась ими для всех народов вместе с ритуалами чёрной магии, куда и относится христианский ритуал евхаристии. Место, на котором совершается этот обряд, в церкви называется
престолом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1163786/1163786_original.jpg)
Он находится в центральной части алтаря и прикасаться к нему могут только священники. Именно такой престол в Спасо-Преображенском соборе и приехал освятить архиепископ Амвросий 30 августа 1892 года.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1164099/1164099_original.jpg)
Основная задача церкви - внушить, что ты грешен от рождения, и пробудив в человеке чувство вины, заставить его молиться, каяться и держать в страхе до конца жизни.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1164533/1164533_original.jpg)
Прославление нищенства, мученичества и самоунижения - лишь нищие духом блаженны и их есть царствие небесное.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1164790/1164790_original.jpg)
Рабский мазохизм. Ударили по левой щеке - подставь правую, соблазняет глаз - вырви его, рука - отсеки руку. И когда церкви это удаётся - человек становится «рабом Божьим». К этому ещё прибавляется энергетическая зависимость, которая ставится человеку во время обряда крещения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1165001/1165001_original.jpg)
Для примера приведу историю из собственной жизни. В детстве каждый год родители отвозили меня и сестру на лето к бабушке в город Купянск, в котором, кстати, Иван Харитоненко тоже попечительствовал над Духовным училищем. Мне было около 5 лет, и по пути меня сглазили. Скорее всего, это было неумышленно, но после этого я постоянно беспричинно плакал и плохо спал. Врачи развели руками, и тогда бабушка отвела меня к знахарке.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1165281/1165281_original.jpg)
Помочь она мне ничем не смогла, по той простой причине, что я был некрещённый. Наш отец был коммунистом, и боялся, что из-за этого на работе у него будут проблемы. Но в данном случае ему пришлось согласиться, правда с условием, что в это время он будет в другом городе и как бы ничего об этом не знать.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1165373/1165373_original.jpg)
Крестили меня в Николаевской церкви, и из всего, что я запомнил, как мне мочили голову, срезали волосы и давали какую сладкую жидкость. Как теперь понимаю, меня еще и причастили кагором.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1165608/1165608_original.jpg)
Мало кто задумывается, что в православии крестят детей и поминают усопшего (
сороковины) на 40-й день. При этом отмечать сорокалетие большинство из нас боятся, так как эта годовщина связана с энергетикой смерти, и человек, празднующий свое сорокалетний юбилей, как бы заигрывает с судьбой, приманивая раннюю кончину.
А вот у иудеев абсолютно всё по-другому: посещать могилу покойного и устраивать около неё церемонию
азкара (поминовение) у них принято на 30-й день, обрезание мальчикам делают на восьмой день, а имя девочке присваивается чаще сразу же после рождения. Поэтому нет ничего удивительно, что мать Павла Харитоненко - Наталью Максимовну Лещинскую, согласно архивным
записям «крестили» на следующий день после рождения в Покровской церкви нашего города.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1166139/1166139_original.jpg)
Ещё один интересный обряд -
пострижение, это когда крестообразно выстригаются небольшие пряди на затылке, у лба, с правой и левой стороны головы. Потом волосы закатывают в кусочек воска, и бросают в купель. В чёрной магии этот обряд называется - э
нвольтирование, самый древний способ наведения порчи на человека. Для этого из воска, глины или тряпок изготавливается вольт - фигурка человека.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1166473/1166473_original.jpg)
Одним из важнейших компонентов куклы также является частица человека, с которым будет создана крепчайшая мистическая взаимосвязь - волосы, ногти, кровь, а иногда это просто кусочек бумажки с указанием имени и даты рождения. После определенных обрядов заклинаний кукла и человек становятся единым целым, и теперь вольт определяет его судьбу.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1166807/1166807_original.jpg)
Постриг символизирует покорность Господу и жертву, приносимую ребенком за подарок Всевышнего - вечную жизнь. С его помощью человек полностью привязывается к христианскому
эгрегору. Простыми словами, это способность коллектива вырабатывать собственное энергетическое поле под влиянием устремления к одной цели. В оккультизме и эзотерике, эгрегор означает нефизическую сущность, групповое биополе.
9 апреля 1893 года по ходатайству городского общества Павел Харитоненко утверждается в звании почетного гражданина города
Грайворона. Данный титул придумали для особо привилегированной прослойки городских обывателей для «выражения признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города». Правда нигде нет данных о том, что он попечительствовал в этом городе, но этого собственно и не требовалось. Как следует из устава этого звания, для его получения не требовалось никаких особых заслуг - титул не был сопряжён ни с какими обязанностями и жители нередко предоставляли это звание различным лицам, известным своими заслугами, разумеется, не бесплатно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1167322/1167322_original.jpg)
Этот провинциальный город находится в 75 км от Сум, и интересен тем, что до середины XIX века у него якобы не было ни одного каменного строения. В 1848 году, через 10 лет после получения нового статуса уездного города, в
Грайвороне случился страшный пожар, после которого он сгорел дотла. Причины трагедии неизвестны, но вместо того чтобы перенести уездный центр в другое место, государство выделило средства на его восстановление.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1167609/1167609_original.jpg)
При этом за основу проекта берётся план Васильевского острова Санкт-Петербурга, а улицы города планируют по сторонам света согласно розе господствующих в данной местности ветров. Благодаря прямым и постоянно продуваемым улицам Грайворон миновали многие эпидемии холеры и чумы первой половины ХХ века. Чтоб вы понимали, этот бред написан на
официальном сайте органов местного самоуправления.
В первую очередь в 1870 году власти почему-то решают построить Женскую гимназию.
В 1877 мужскую.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1168304/1168304_original.jpg)
Через 4 года в 1881 году прихожане на собственные средства возводят Храм Николая Чудотворца.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1168534/1168534_original.jpg)
Для себя же местные жители строили в основном деревянные халупы с соломенными крышами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1168732/1168732_original.jpg)
Правда была всё-таки и отдельная категория купцов, которая позволила себе жильё с элементами средневекового замка, как например
дом купца Дмитренко.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1168932/1168932_original.jpg)
Его главная фишка - шпиль на угловой башенке, который издалека кажется металлическим, но на деле лишь у основания покрыт металлом, а в остальном весь вырезан из морёного дуба, который купец якобы заказывал в Германии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1169276/1169276_original.jpg)
Ну а так одного храма жителям было мало, в 1884 году на месте деревянной церкви в Гайвороне жители возвели ещё и
Собор Успения Пресвятой Богородицы с тремя алтарями.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1169500/1169500_original.jpg)
Хочется отметить, что в это время Суханов только приступил к возведению колокольни, провозившись с ней 10 лет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1169824/1169824_original.jpg)
К 1917 году в Грайвороне было два кирпичных завода, несколько кустарных мастерских, 17 питейных заведений, 4 фотомастерских, типография, кинотеатр и телефонная сеть. При этом население города в 1856 году составляло всего 3600 человек!!! Возможно, все мужчины Гайворона были каменщиками, однако логично предположить, что город постигла такая же участь, что и Сумы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1170122/1170122_original.jpg)
Военные действия привычно списали на пожар, а оставшиеся строения отреставрировали, выдав за новодел. Чем меньше пострадало здание, тем быстрее его «строили». Самые затратные в ремонте восстанавливали уже в начале ХХ века и поэтому новое здание Мужского училища в Гайвороне, открывшееся в 1910 году по своему состоянию очень похоже на 2-е Женское училище в нашем городе.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1170250/1170250_original.jpg)
Иван Герасимович Харитоненко не был дворянином, и никакие заслуги не позволяли установить ему памятник. В 1893 году из Министерства внутренних дел пришло чёткое распоряжение - ограничиться установкой его бюста в одном из общественных учреждений.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1170441/1170441_original.jpg)
Но ведь не зря его сын собирал в свою копилку награды, звания, титулы и брал попечительство над богадельнями. Через год, находясь в Петергофе, 28 июля 1894 года Александр III собственноручно начертит на проекте памятника сахарозаводчику в Сумах - «согласен». Императора, так рьяно боровшегося с еврейским засильем в Москве, абсолютно не смутила национальная принадлежность Харитоненко.
![](https://ic.pics.livejournal.com/antkor18/84646653/1170790/1170790_original.jpg)
Конечно же, царь разрешил его установку только после получения Павлом Потомственного дворянства. Однако такая избирательность лишний раз подтверждает, что деньги открывают любые двери, даже царские. И наверно очень символично, что в 1918 году снесут оба памятника…
Конец восьмой части.
Продолжение...