Скадовск. Странный город в странном месте. Часть десятая. Ostara

May 04, 2024 18:53


О трагедии, которая постигла семью Скадовских в феврале 1920 года, писала даже газета «Нью-Йорк таймс». В сенсационной статье рассказывалось о том, что около румынского берега была найдена полузатопленная яхта «Ostara» на борту которой обнаружили 11 трупов мужчин и женщин. Среди них младший сын основателя города Юрий с женой и дочкой, а также три его дочери - Ольга, Елизавета и Мария вместе со своим мужем Борисом Фальц-Фейном.
В трюме был также найден окровавленный дневник старшей дочери Марии, в котором с трудом можно было разобрать слова «Мы решили с Соней сбежать. Прощайте, не поминайте лихом». Эта запись породила множество версий, которые порой противоречат друг другу.
По одной из них дворяне были застрелены румынскими пограничниками, ошибочно приняв их за большевиков. Однако устье Сулина, около которого и была найдена злополучная яхта, располагается в 95 милях от Одессы, да и тяжело представить, что находившиеся на неуправляемом судне люди могли всерьёз угрожать вооружённому отряду.
По другой версии пограничники случайно обнаружили плавающие тела в наполовину затопленной каюте яхты, восемь из которых были не то застрелены, не то покончили жизнь самоубийством, а три тела выловили около берега. Как утверждалось, в трюмах судна находилось 14 млн. руб. золотом, банкнотами и драгоценными камнями, которые впоследствии исчезли. Правда, тогда непонятен мотив убийства, а потому, скорее всего яхта к тому времени была пустая.
Сумма, озвученная журналистами, тоже взялась не на пустом месте, ведь Фальц-Фейны, которых называли не иначе как королями Таврии, были богатейшими людьми империи. То, что они стали жертвами разбоя вряд ли кого-то удивило, скорее читателей потрясла жестокость, с которой это было сделано, ведь преступников не остановило даже то, что среди пассажиров были девочки 12-ти и 15-ти лет.
Никто из биографов не исследовал, почему молодые люди решили покинуть Одессу в самый последний момент, выбрав для этого довольно опасный способ. Проплыть под парусами 135 миль до Константинополя было довольно проблематично с экипажем из 4-х человек, ведь для управления 30-ти метровой яхтой, кроме профессионального капитана, требовался ещё опытный экипаж с множеством матросов.
К тому же спасаться бегством зимой по бушующему морю на спортивной яхте, было равнозначно езде на гоночном кабриолете в снежную метель. Следует также учесть, что сначала февраля на юг Украины обрушились аномальные холода, из-за чего акватория одесского порта полностью замёрзла, а нежная обшивка яхты, сделанная из красного дуба, могла получить серьёзные повреждения и дать течь.
Парусник из порта в открытое море вывел нанятый катер, который, по всей видимости, должен был буксировать его до самой конечной точки, ведь в таких погодных условиях плыть самостоятельно яхта не могла. При минусовой температуре замёрзшие паруса совершенно не поддаются управлению и создают угрозу поломки мачты.
Однако трос из-за шторма оборвался, и парусное судно отправилось в свободное плаванье. Никакого вспомогательного двигателя на яхте не было, а потому брошенная на произвол стихии она могла лишь только дрейфовать. В Чёрном море, как и везде, достаточно много течений, поэтому неудивительно, что через двое суток парусник оказался в устье Сулины.
Впрочем, хоть яхта и была небезопасна для плавания в экстремальных условиях и неудобна для длительного пребывания экипажа, она всё-таки имела неплохой запас прочности, а внутри её было достаточно места для размещения дюжины человек. Кроме просторной капитанской каюты, по обеим сторонам матросского кубрика находилось по четыре откидных койки с брезентовым основанием, а на корме была кухня с угольной печью, где пассажиры могли готовить еду.
А вот гальюн (туалет) был только один, что, конечно же, создавало трудности, ведь из-за низкого надводного борта морская вода постоянно заливала палубу, когда яхта ныряла в волны. При минусовой температуре сверху она была полностью обледенелой, а потому справить нужду на палубе было нереально.
Хочется отметить, что с такими деньгами и титулами, молодые люди могли запросто обеспечить себе комфортабельные места на любом корабле, присланных для эвакуации в Одессу.
Но дело в том, что такие яхты как «Ostara» были, сравни эксклюзивным гоночным автомобилям и стояли целое состояние. На то время парусник оценивался примерно в полмиллиона рублей, а потому оставлять его большевикам никто не собирался.
Сегодня сохранилось всего 4 яхты такого класса, которые при должном уходе смогут прослужить ещё сотню лет. Правда для этого каждый год их на зиму нужно отправлять на капитальный ремонт в ангар, а значит, беглецам понадобилось ещё немало времени, чтобы расконсервировать яхту. Все их действия были отнюдь не спонтанными - молодые люди планомерно готовились к отплытию, понимая неизбежность захвата города Красной Армией.
Яхта им нужна была не только для побега, но и для перевозки чего-то ценного, что было бы нереально спрятать в нескольких чемоданах, если бы они отправились в Турцию на одном из военных кораблей Антанты. Вряд ли это были лишь золотые червонцы, ведь 1 млн. царских рублей весил ни много ни мало 860 кг.
Единственное чего они не учли, что так резко может испортиться погода, но времени менять планы уже не оставалось. В одессе уже началась паника, а весь порт заполнили тысячи беженцев, которые также пытались выбраться из города.
Молодые и самоуверенные дворяне, а все они были не старше 30 лет, почему-то ошибочно полагали, что если на борту шестеро мужчин, вряд ли кто-нибудь осмелится их ограбить. Однако они сильно просчитались, а их смерть, которая была больше похожа на казнь, говорит, что всё это было кем-то очень хорошо спланированно.
Судя по всему, за яхтой пристально следили, позволив ей выйти из порта, а последовавший потом обрыв каната был отнюдь не случаен. Убийцы, скорее всего, были знакомы со своими жертвами, а потому в живых свидетелей они не оставили. Большевикам это делать было незачем - они могли запросто всё конфисковать под предлогом нелегального вывоза ценностей, включая парусник, ведь согласно декретам принятым после Октябрьского переворота дворяне лишались всего движимого и недвижимого имущества.
Так кстати произошло и со второй яхтой Фальц-Фейнов «Ma'oona», которая досталась Советам. Построенная в Англии по проекту Альфреда Майлна в 1907 году, после Гражданской войны она была самой большой яхтой на Чёрном море, и использовалась в качестве учебного парусника под именем «Лейтенант Шмидт».
Во время ВОВ немцы увели яхту в Румынию, однако после её окончания вынуждены были вернуть СССР. Впрочем, её история также закончилась трагедией с человеческими жертвами - парусник разбился у Одессы в 1987 году, словно на род Фальц-Фейнов было наложено проклятие.
Только очень узкий круг людей мог не только знать, чем загрузили яхту «Остара», но и понимать его истинную ценность. Это был кто-то из ближайших родственников семьи, потому как гоняться за каким-то парусником в ледяной шторм никто просто так бы не стал. Но чтобы увидеть всю цепочку событий нужно вернуться на два года назад, когда ещё никто не знал, чем закончится весь этот бардак.
Обращает на себя довольно любопытный факт, что основатель Скадовска хоть и был многодетным отцом, никто из детей не присутствовал на его похоронах в июне 1918 года. Это расходится с версией известного краеведа Олега Лиховида, который утверждал, что проститься с покойным пришли три его дочери. На тот момент им было 13,15 и 18 лет, но на фотографии, запечатлевшей торжественное прощание с основателем города девушек стоящих у гроба такого возраста нет.
Неизвестно также присутствовала ли на мероприятии хотя бы его мать - Мария Павловна Подпалова (Скадовская) (1844-1925), которой на момент смерти сына исполнилось 74 года. Выйдя замуж в 17 лет, она в сорок стала вдовой, пережила четырёх из пятерых своих детей и умерла в Симферополе.
В 1918 году женится старший сын основателя города - Александр Сергеевич (1889-1982) на Леониде Юрьевне Ерёменко (1884 -1981), которая была его старше на 5 лет. В том же году в Скадовске у них родится сын Сергей, а в 1920 они эмигрируют в Румынию.
Третий сын пана Скадовского - Сергей Сергеевич (1892-1965) также женился в 1918 году на Софии Александровне Фальц-Фейн (1888-1945), которая была его старше на 4 года. С началом Первой мировой войны он учился в Сергиевском артиллерийском училище в Одессе, а в 1917 году стал командиром 3-й батареи в чине штабс-капитана. Как и старший брат, удачно покинул страну и эмигрировал в Германию.
Самый младший четвёртый сын основателя города, которого звали не то Георгий, не то Юрий (1895-1920) был женат на Галине Куст-Зубенко (Скадовская) (1891-1920). Такая путаница с именем связана с невозможностью произношения господами, родной язык которых был скорее немецкий, нежели русский, начальной мягкой буквы «Г». Из-за этого в течение продолжительного времени имя Георгий оставалось только в церковном обиходе (являясь крестильным именем), тогда как его светской формой считалось имя Юрий.
Как и старший брат - Георгий учился в Санкт-Петербургском Государственном Техническом Университете, но был из него отчислен, когда ушёл добровольцем на фронт. Чаще всего пишут, что он единственный из братьев кто не служил из-за проблем со здоровьем, но энциклопедия участников Белой армии утверждает обратное.
Правда, благодаря тому, что отец был Камергер его Императорского Величества, служил он не на передовой, а в Автомобильной команде штаба Верховного Главнокомандующего. В январе 1917 года в звании прапорщика 22-х летний Георгий уже возглавлял взвод автомобильного отряда Собственного Е.И.В. Г.И. Александры Фёдоровны - жены Николая II, и даже успел получить Орден Святого Станислава III-й степени. У его жены Галины была дочь Кира Юрьевна Скадовская (1907-1920), которая приходилась ему падчерицей, ведь на момент рождения девочки Григорию было всего 12 лет. Стоит также отметить, что жена была его старше на 4 года, а родила в 16 лет.
Вторая дочь Скадовского - Мария Сергеевна (1900-1920) также вступила в брак в 1918 году, выйдя замуж за Бориса Александровича Фальц-Фейна (1889-1920). Именно его брату Анатолию Александровичу (1883) принадлежала та злополучная яхта. А вот третья дочь основателя города Елизавета Сергеевна (1903-1920) вышла замуж, скорее всего в 1919 году, когда ей исполнилось 16 лет. Именно в этом возрасте согласно указу Николая I девушкам дозволялось вступать в брак, а её мужем стал некто помещик Лубенков из Екатеринославской губернии. Чем была вызвана такая спешка неизвестно, но на яхте юная девушка была без супруга.
По непонятным до конца причинам краеведы очень неохотно признают факт родства Скадовских с семейством Фальц-Фейн, хотя трое детей Сергея Балтазаровича связали свою судьбу с наследниками Таврических королей, а их бабушка по материнской линии Розалия Ивановна Шлиппе (1855-1927) в девичестве тоже была Фальц-Фейн!
Возможно, это происходит из-за того, что между семействами всегда присутствовала неслабая конфронтация, имевшая почву, как на личных обидах, так и в бизнесе. Изначально ведь невестой основателя города должна была стать Лидия Фальц-Фейн, которой он предпочёл её двоюродную сестру Марию, а позже они стали прямыми конкурентами в вывозе зерна и по проведению в эти края железной дороги.
Также в истории со срочными женитьбами детей Скадовского, умалчивается, что и Сергей и Мария связали свою судьбу узами брака с двоюродным братом и сестрой своей собственной матери! Добавляет также пикантности тот факт, что Сергей познакомился со своей будущей женой в Одессе в «доме с атлантами» только в 1916 году, хотя родовое имение его «юной» 28-ми летней невесты Софии - Черноморье находилось всего в 50 км от Скадовска!
Здесь её отец проводил ежегодные слёты Клуба охотников Днепровского уезда, в котором состояли все без исключения помещики-дворяне, включая всех Фальц-Фейнов и пана Скадовского вместе с ротмистром Мангуби.
Как видим, трое его сыновей предпочли невест постарше, и только второй сын - Лев Сергеевич (1890-1919) женился в 1912 году на Ольге Александровне Фальц-Фейн (1891-1972), которая была его младше на один год.
Она была дочерью Александра Эдуардовича Фальц-Фейна (1864-1922) - владельца грандиозной усадьбы в Новоалександровке Херсонской области, которая сегодня превратилась в жалкие руины.
Несмотря на то, что Ольга была девушкой из богатейшей семьи, она принимала непосредственное участие в боевых сражениях на стороне ВСЮР, армии барона Врангеля, а также была в составе «Улагаевского десанта» 1920 года, награждена георгиевской медалью, а в боях с красными захватила знамя противника.
К тому же в отличие от своего отца и дядей, сбежавших от ужасов Гражданской войны, только у неё хватило дерзости прибыть в прифронтовые Хорлы летом 1919 года, и вывезти на пароходах нажитое «непосильным трудом» имущество семьи Фальц-Фейнов. Из-за того что впоследствии Ольга не пожелала делиться добром с родней, семейство попросту предпочло о ней забыть.
По версии краеведов, её супруг Лев Сергеевич, находясь на фронте в звании унтер-офицера, заболел тифом и вскоре умер в городе Аккерман в 1919 году. Сначала войны он служил при отце чиновником Красного Креста и даже заслужил орден Св. Станислава III степени, а потому если в дальнейшем Лев и перевёлся в действующую армию, то вряд ли в столь скромном чине. В условиях катастрофического дефицита командного состава на фронте, когда в офицеры были произведены 25 тыс. унтер-офицеров и солдат, едва имевшие начальное образование, он как минимум должен был быть прапорщиком.
Очень похоже, что замуж за него Ольга вышла лишь для того, чтобы насолить своему отцу, который женился повторно, променяв её мать на молодую девушку из высшего общества - дочь генерала Н.А. Епанчина (1857-1941). Молодая мачеха Вера Николаевна (1886-1977) была всего лишь на 5 лет старше Ольги, но из более знатной семьи и родила её отцу двоих детей.
Из-за создавшегося конфликта даже младший брат Ольги - Александр Александрович (1893-1916) был вынужден покинуть дом, живя у своих дядей Фридриха и Карла. Он известен тем, что испытывал аэропланы в годы Первой мировой войны авиаконструктора А.М. Туполева.
В мае 1915 года в небе над Австрией в воздушном бою самолёт Александра был сбит, а в плену он заболел туберкулёзом. И хотя при помощи Красного Креста его смогли обменять, в 1916 году, несмотря на лечение, он всё-таки скончался.
Семейная жизнь Льва и Ольги длилась недолго, учитывая, что в 1914 году она ушла на фронт сестрой милосердия, хотя конец войны на удивление встретила в Париже! Не добавило Ольге любви семейства, когда в 1921 году она во второй раз вышла замуж за своего двоюродного брата - Павла Карловича Фальц-Фейна (1899-1970), младшего её на 8 лет. В следующем году у них родился сын - Александр (1922-1998), а ведь за семь лет замужества со Львом Скадовским детей они так и не завели.
Неудивительно, что самый известный представитель этого семейства барон-долгожитель Эдуард Александрович Фальц-Фейн (1912-2018) в бесчисленных рассказах о своей славной семье, никогда не вспоминал о сводной сестре. Своей мутной биографией она могла испортить имидж добропорядочного аристократа!
После лихих лет кавалерийских набегов в степях и плаванья по Чёрному морю, бурный характер амазонки не выдержал семейной жизни с юным родственником. Ольга бросит своего второго мужа и выйдет в третий раз замуж за полковника Сицинского Ивана Михайловича (1893-1965), который даже усыновит пасынка Александра.
Её новый муж был как раз из той породы авантюристов, которых в огромном количестве породило лихолетье Гражданской войны. Офицер-фронтовик, он даже успел побывать комиссаром у красных в 1918 году в Москве, где был причастен к арестам и занимал настолько высокое положение, что за взятки выпускал заключённых из тюрем.
Кроме этого он служил в Добровольческой армии, из которой и попал в Париж, жил по румынскому паспорту, имея солидный счёт в одном из банков Ниццы. Его первая жена Валентина Васильевна была в прошлом состоятельной женщиной, которая смогла вывезти за границу множество драгоценностей. Сицинский, состоял в отношениях с начальником английской разведки в Кёльне, а также имел "сертификат" о том, что является представителем казачьего атамана Григория Семёнова.
Находясь в эмиграции, он участвовал в ограблении 1922 года штаб квартиры партии эсеров в Париже. Тогда были украдены списки членов партии, по которым тут же в Советской России начались аресты.
Можно предположить, что именно в кампании такого авантюриста Ольга в июне 1919 года и в феврале 1920 провернула «специальные операции», которые по невероятному совпадению совпали с убийством её бабушки Софии Богдановны Фальц-Фейн и пассажиров яхты «Ostara»...

Конец десятой части.
Продолжение…

Леонида Юрьевна Ерёменко, Александр Сергеевич, Скадовский Сергей Балтазарович, София Александровна Фальц-Фейн, генерал Епанчин, Аккерман, Одесса, устье Сулина, Сицинский Иван Михайлович, Фальц-Фейн, Ольга Александровна, Румыния, Гражданская война, яхта Ostara, Скадовск, Мария Павловна Подпалова, Сергей Сергеевич, Эдуард Александрович

Previous post Next post
Up