Сахарный синдикат Павла Харитоненко. Семнадцатая часть. Натальевка

May 24, 2022 00:44


История появления усадьбы Натальевки также туманна и путана, как впрочем, и всё, что связано с династией сахарозаводчиков Харитоненко. Вначале 80-х гг. отец Павла приобрел не только обширные земли в слободе Мурафа Богодуховского уезда, но и сахарный завод, находящийся на них, который ранее арендовал.
Судя по главной книге имения, учёт работ здесь начался в августе 1882 года, а в следующем году уже действовал кирпичный завод. Вместо старого свеклосахарного завода, основанного еще в 1834 году, Иван Харитоненко строит новый, который начнёт работать с осени 1884 года.
Как писал журнал «Столица и усадьба» в 1915 году, живописные окрестности Мурафы так понравились Ивану Герасимовичу, что он решил построить в этом месте усадьбу и назвать ее в честь младшей внучки. Правда, никто не задумывается, что тогда была жива еще и его третья внучка - Зинаида, родившаяся предположительно в 1881 году.
Основано Натальевское имение в том же году что и завод. Это якобы подтверждается фотографией 1920-х гг. бывшего дворца Харитоненко, на флюгере которого была выбита дата - 1884.
Местные краеведы говорят, что не понимают, чем было вызвано желание семейства Харитоненко «строиться» на песчаном пустыре, ведь чтобы победить его, им пришлось разбить для этого огромный парк площадью 50 га, засадив его соснами.
Подобная аномалия, но только в больших масштабах находится в 30 км от Херсона, называемая Олешковские пески и считается самой большой пустыней в Украине. Её появление у учёных довольно простое. Мол, пару сотен лет назад здесь были обычные степи, образовавшиеся на старом русле Днепра. Затем семейство Фальц-Фейнов завезло в степи миллионы овец, которые съели всю растительность…
Происхождением песков в Натальевке никто не занимался, однако на этом «пустынном» месте до приобретения их Иваном Харитоненко находилась мельница.
Судя по обозначениям, она была каменная, которые использовались на промышленных производствах.
На карте 1850 года генеральных дач Богодуховского уезда отчётливо видно, что на здешних реках были повсеместно устроены искусственные запруды. Но что гораздо любопытней, так это то, что рядом с мельницей находился винокуренный завод.
Причина, по которой историки никогда его не упоминают, становится понятна, если взглянуть на то, каких огромных размеров были эти предприятия в XIX веке.
Кроме прочего они были ещё и самыми прибыльными - в 1862 году питейные пошлины составили порядка 40% доходов бюджета Российской Империи.
К тому же это избавляло краеведов от поисков объяснений - кто и когда возвёл его в степной глуши.
Однако самое главное - никому и в голову не придёт провести параллели и увидеть, что конюшни Харитоненко это переделанные цеха винокуренного завода.
Отцу Павла оставалось их немного перепрофилировать.
И слегка модернизировать, избежав сложных монтажных работ.
К тому же сооружения находились недалеко от воды, что довольно удобно для содержания лошадей.
История дворца Харитоненко тоже не лишена загадочности, ведь двухэтажный дом с опоясывающим по кругу балконом, объединивший в себе стиль швейцарского шале и английского коттеджа не имеет архитектора.
Такое стилистическое направление было довольно редко для здешних мест.
Оно сильно выделялось на фоне остальных построек, хотя в целом по стране подобная архитектура была не нова.
Стены первого этажа и балкон второго обвивала растительность, а с тыльной стороны дворца был фонтан с мраморной скульптурной группой.
Перед парадным входом, оборудованный пандусом, тоже работал фонтан.
Сегодня от него осталась лишь разрушенная чаша.
А вот увидеть, как выглядел дом изнутри - не получится, по причине отсутствия фотографий. Есть лишь несколько эскизов художника Добужинского, который в 1913 году по заказу Харитоненко осуществлял росписи интерьеров этого дома.
Учитывая, что дворец был построен 30 лет назад, это довольно странно, хотя и после революции, когда он был превращен в дом отдыха, за 26 лет никто не захотел запечатлеть его внутренние интерьеры. Возможно, они были несколько необычны, как и крыша дворца, сделанная из аспидного сланца.
Это горная каменная порода, состоящая из пластинчатых минералов, которые расположены слоями, и благодаря своей структуре легко расщепляется на отдельные пластины.
В XV веке в Европе сланец широко использовали при покрытии замков знатных феодалов, общественных зданий, и соборов. Очень прочный и внешне привлекательный натуральный кровельный материал, обошёлся Харитоненко свыше 40 тыс. рублей.
Необычные технологии в доме, вызывающие множество ненужных вопросов, вероятно и стали причиной, по которой его уничтожили. Дворец сгорел во время Второй Мировой войны в 1943 году. По одним данным от авиабомбы, по другим - от банального попадания молнии. А поскольку линия фронта проходила в Мурафе, то дворец никто не тушил, из-за чего он якобы горел трое суток.
Историкам бы знать, что аспидный сланец не боится ни холода, ни огня. Но почему-то молния из 70 построек в селе Владимировка, выбрала именно его, а оставшиеся кирпичные руины великолепного дворца просто снесли, без попытки восстановить.
Найти генплан Натальевской усадьбы, чтобы понять, где располагался дворец сахарозаводчика, оказалось довольно непросто. Поражает не только хаотичность застроек, но и разношерстность архитектурного ансамбля, хотя по утверждению краеведов, он создавался по единому плану вместе с дорожками и мостиками, а также включал электрификацию всех зданий и аллей парка.
Самое посещаемое строение - это водонапорная башня, находящаяся выше реки Мерчик на 30 метров.
Выстроенная в готическом стиле, она совершенно не похожа на все остальные дома.
Башня единственная из всего ансамбля усадьбы, которую не штукатурили и не красили, хотя время показало, что она тоже имеет ложный цоколь.
Мало кто задумывается, а на чём собственно завезли сюда накопительный резервуар, который обеспечивал водой все находящиеся вокруг постройки.
Из чего он был сделан и с помощью какого крана его поднимали.
Чтобы оградить усадьбу от любопытных глаз, после войны, здесь, как и во дворце Кёнига в Шаровке, находящийся всего в 11 км, устроили туберкулёзный санаторий.
Его выселили в 2010 году и с тех пор брошенные на произвол постройки в парке начали планомерно уничтожать.
Трудно поверить, но ещё недавно башню окружал целый комплекс строений.
Причем ни одно из них не было в критическом состоянии.
Ещё одна жертва подобного варварства - т.н. чайный домик.
Довольно странное деревянное сооружение, возведенное на остатках каменного.
Со стороны оно, правда, было похоже на бараки, в которых жила прислуга.
Поэтому местная администрация пустила домик под разборку на дрова и бут.
Судя по толщине стен этих развалин, на постройку домов в парке пошли миллионы кирпичей, большая часть из которых оказалась под землей.
Это т.н. подвалы, изучать которые лучше всего возле зданий, которые с 2009 года считаются частью другого национального природного парка - «Слобожанский».
Что в них располагалось при Харитоненко совершенно непонятно, поэтому туристов они не привлекают, хотя и находятся всего в 150 метрах от церкви.
Здесь подвальные проёмы зачем-то расположены под каждым окном, но строители «забыли» сделать для них приямки, а те, что есть, выложены гораздо позже и не имеют перевязки с основным зданием.
У других построек подвалы оказались ниже уровня земли, откапывать которые было нереально. Но пустовать им не позволили, соорудив наружные пристройки, напоминающие вход в погреб.
Такими нелепыми архитектурными изысками «украшены» все постройки парка, включая и дом управляющего.
Зачастую туристы видят только его фасадную часть, возле которой их занимают мраморные львы.
Они не догадываются, что ложный цоколь скрывает засыпанные окна первого этажа.
С торца их замаскировали под вытяжки.
А вот с тыльной стороны до сих пор можно увидеть три оставшихся не заделанных приямка.
Объяснить их техническое назначение довольно сложно, как и необходимость обустройства спуска в подвал с фасадной стороны флигеля.
Вполне очевидно, что его возводили на старом фундаменте, из-за чего и получилось такое высокое крыльцо, а с торца окошки заложили.
Гостиный двор фотографируют на память в основном тоже только с парадной.
На удивление окна его первых этажей располагаются неестественно низко к уровню земли.
А вот пристройка левого крыла привычно уходит в землю.
Тяжело поверить, что архитектор именно так и представлял конечный результат своего проекта.
Проверить это невозможно, потому как документация на эти все харитоновские «шедевры» не сохранилась.
Также на территории парка находится огромное количество всевозможные хоз. построек, в которых размещались фазанники, козлятники и птичники.
Часть из них тоже имеют подвальные помещения.
А в коровнике вход оказался даже ниже уровня земли.
Туристы не уезжают из парка, не посетив Спасскую церковь.
Она была выстроена в 1913 году специально для старинной коллекции предметов культа, которую Павел Харитоненко представлял на Всемирной Парижской выставке в 1900 году.
Большевики, правда, не оценили его творение и после закрытия, использовали храм как клуб, бильярдную и даже как котельную. Провести центральное отопление оказалось проще, нежели нагревать отдельно дровами каждый дом. Церковь располагалась на самом высоком месте в парке и была выше водонапорной башни на 12 метров.
На её постройку и декорирование было потрачено 350 тыс. рублей, что больше похоже на отмывание денег, ведь затраты не соизмеримы с Кадетским корпусом, на который ушло 500 тыс. рублей. И хотя между ними 10 лет разницы, списать все на инфляцию не получится.
Однако в данном случае, куда больший интерес вызывает автор данного проекта - Алексей Щусев.
Действительный член Императорской Академии художеств и дворянин по происхождению, в будущем он станет архитектором мавзолея на Красной площади, в котором лежит неизвестное тело под именем Владимир Ульянов.
Можно по-разному относиться к личности вождя пролетариата, однако по количеству памятников Ленин находится на третьем месте, после Христа и Будды.
Даже спустя 30 лет после развала СССР никто не осмеливается предать его тело земле.
Так получилось, что все три мавзолея - два деревянных и мраморный, который стоит по сей день, возводились именно по проектам Щусева.
Обычно людей с его биографией большевики ставили к стенке, а не поручали им создавать свои святыни. Но, как мы знаем, Сталин никогда не принимал непродуманных решений, а сам Щусев ещё в 1897 году входил в состав археологической экспедиции, исследовавшей мавзолей Гур-эмира и мечеть Биби-Ханым в Самарканде.
Архитектор мог выбрать более понятную простую усечённую пирамидальную форму, такую как часовня в Казани.
Или взять за основу проект мавзолея императора Павла I.
Однако Щусев сделал погребальный монумент для Ленина, который внешне больше напоминает пирамиду-жертвенник индейцев.
Также нигде нет внятного объяснения, почему один из внешних углов оказался срезанным, фактически образовав тройной угол. Не мог же Щусев беспричинно вставить такую архитектурную несимметричную деталь просто так по своей прихоти.
Все это говорит об оккультном значении Мавзолея, а сама Красная площадь, по сути, с 1917 года превращена в кладбище.
В общей сложности в некрополе у Кремлёвской стены вместе с братскими могилами захоронено более 400 человек, 50 из которых иностранцы.
Своему развитию имение Натальевка была обязана свеклосахарному заводу, находящемуся всего в 2,5 км.
К нему шла узкоколейка, про которую историки нигде не упоминают, хотя её существование вносит понимание того, как в этой заболоченной местности завозилось сырьё, и вывозилась готовая продукция с предприятия.
Нашлась она на карте РККА 1941 года и начиналась от Елековского совхоза (ныне п. Оленевское).
Узкоколейка шла мимо больницы, построенной Павлом Харитоненко для рабочих завода. Кстати возвели это деревянное сооружение, как и чайный домик, на кирпичном фундаменте с подвалами…
Дальше железная дорога проходила мимо Владимировского дома отдыха, как тогда называлась Натальевка и Лесокомбината (ныне п. Сороковое).
Рядом с конюшнями через реку Мерчик находился мост, который был ещё до Харитоненко.
Конечным пунктом узкоколейки, минуя пгт. Гуты, был Богодухов, через который шла уже полноценная железная дорога, дающая возможность попасть как в Сумы, так и Харьков.
Интересно, что такая же узкоколейка была проложена к Богодухову и от Пархомовки. Эту экономию, находящуюся в 20 км от Натальевки, отец Павла приобрел ещё в 1872 году, успев за один год «построить» в ней сахарный завод, контору, дом управляющего и общежитие для работников.
Вот только наличие узкоколейки в Пархомовке никогда не скрывали, а разобрали лишь в 2003 году.
Что закономерно, как только власти закрывают такие дороги, упоминание о них также исчезают и из исторических путеводителей. Ну а потом оказывается, что все тяжести тягали на телегах.
Рассказ о Натальевском имении будет неполным без упоминания о террасном саде карликовых фруктовых деревьев.
По официальной версии, бедная почва не давала семейству сахарозаводчиков возможности выращивать капризные экзотические растения.
И тогда они нашли оригинальный выход - выложить на склоне балки огромной дугой кирпичные террасы, которые целый день были бы развернуты к солнцу. Каменная кладка террас должна была накапливать тепло, и позволять выращивать здесь редкие виды растений.
Также благодаря необычной форме здесь прекрасная акустика, многократно усиливающая даже самые тихие звуки. Благодаря этому эффекту они якобы и приобрели свое название - «поющие террасы».
Самая большая странность во всем этом, что их выложили не на территории Натальевского парка, а в соседнем селе Городнее (ранее Городное), добираться до которого целых 10 километров.
В селении, которое основано в 1668 году на правом берегу реки Мерла, находилось целых три каменных водяных мельницы. В одной из них, как следует из истории села, прятался сам король Карл XII с гетманом Мазепой после того как в 1709 году за полгода до Полтавской битвы проиграл бой российским войскам.
Сражение проходило рядом с соседним селом Козиевка, любопытное тем, что в 1686 году здесь был построен огромный пятикупольный кирпичный храм в честь Покровы Пресвятой Богородицы.
Причём первое письменное упоминание Козиевки как слободы было лишь спустя 3 года после постройки церкви. Конечно же, нахождение такого высокотехнологичного сооружения в глухой деревне для историков было как бельмо в глазу и поэтому в 1960-х годах его тихонько снесли.
Село Городное, в котором Павел Иванович неожиданно решил устроить единственный в Европе террасный сад, тоже имел свой храм. Вероятно, у них был один кирпичный завод на двоих, который снова запустили, чтобы не везти издалека стройматериалы для «садоводческого» амфитеатра.
Подобное сооружение, но в миниатюре есть только в Выборге и называется Певческое поле.
Однако там площадка была построена в 1932 году и предназначалась для проведения летних музыкальных и театрализованных мероприятий.
По этому пути, вероятно, пошли и местные власти Харьковщины, решив в селе Городнее организовывать музыкальный фестиваль. Правда, для этого все плодовые деревья пришлось срезать и полностью убрать сорняк, чтобы усилить акустику.
Оказалось, что сад не представляет никакой ценности, а террасы не обладают никакими чудодейственными свойствами.
Учёные так и не выяснили, какие экзотические растения смог всё-таки вырастить на них Харитоненко, не говоря уже о точной дате его постройки. К тому же ничто не мешало выложить террасы в Натальевском парке на холме, что было бы гораздо дешевле.
Складывается ощущение, что Павел Иванович приспособил остатки какого-то технического сооружения, чтобы оно не пропадало даром.
Вдобавок он избавил историков от головной боли - придумывать, откуда в глухом селении взялись сотни тысяч кирпичей, как например, в Гроте Нимф, что находится в парке Тростянца.
По их версии, он предназначался для развлечений знати, где под звуки живой музыки и сияния факелов устраивались театрализованные представления.
Грот служил входом в подземелья города, которые сейчас все засыпаны, а один из них якобы вел до соседней Ахтырки.
Тут бы им взять да и проверить свои же гипотезы, начав раскопки. Но когда стоит задача наоборот скрыть следы высокоразвитой цивилизации, территорию просто объявляют памятником архитектуры, где копать запрещено законом.
Для основной же массы придумали легенду, что эту декорационную постройку в лесу возвели в 1809 году в честь 100-летия Полтавской битвы, которая произошла в 100 км от этого места.
Искать в этом логику не стоит, потому как в 1909 году на 200-летие битвы в Полтаве открыли не менее странный монумент - «Памятник шведам от русских». Он сооружён на средства, выделенные правительством Российской Империи в знак признания доблести? и отваги? солдат армии Карла XII.
Можно ли представить подобную памятную доску, к примеру, в Волгограде, где бы было написано «вечная память храбрым немецким воинам, павшим в бою под Сталинградом».
Или же Карл XII всё-таки был нашим союзником, а Иван Мазепа никогда не предавал Петра I и вместе они воевали против третьей силы…

Конец семнадцатой части.
Продолжение...

Полтавская битва, чайный домик, Иван Герасимович, Натальевский парк, Городнее, Натальевка, Спасская церковь, Ленин, винокуренный завод, Мавзолей, Мстислав Добужинский, Мурафа, Богодухов, Мазепа, Олешковские пески, Карл XII, Городное, Сумы, аспидный сланец, Красная площадь, Российская Империя, Павел Иванович, Кадетский корпус, Харитоненко, Владимировка, Козиевка, Пархомовка, Гуты, Фальц-Фейны, поющие террасы, Щусев

Previous post Next post
Up