Изучая историю развития медицины в России, в глаза бросается довольно любопытный факт, что самая первая больница для детей в империи появилась лишь в 1834 году в Санкт-Петербурге.
В Москве подобное заведение открылось в 1842 году, а в Харьков в 1878 - на 9 лет раньше чем в Киеве. Правда нигде не пишется, что их строили - они тихонько появлялись из ниоткуда, словно в компьютерной игре. С другой стороны кто их вообще мог соорудить, ведь первый институт гражданских инженеров открылся только в 1832 году.
При этом Санкт-Петербург и Москва оказались довольно плотно застроенными ещё столетие назад. Говорят, архитекторы были заморские, но ведь это не самая важная должность на строительном объекте - здесь куда важнее инженеры, прорабы и мастера, которые непосредственно контролируют рабочих. В свою очередь каменщики, плиточники, слесаря и столяра, должны были быть выходцами из местных, ибо такую массу людей невозможно привезти из-за границы.
В случае с Детской больницей в Сумах известен только заказчик - Харитоненко, а вот подрядчик и архитектор остались неизвестными широкой публике, хотя иметь такой объект в своём послужном списке хотел бы каждый. Возможно, что документация затерялась, но ведь большая часть домов в нашем городе, которые сегодня считаются памятниками архитектуры, тоже не имеют авторов.
Зато в архивах сохранились заседания депутатов, на которых они непосредственно утверждали эти «безымянные» объекты, из чего можно сделать вывод, что все они уже были на балансе города. Оставшиеся от прошлой цивилизации эти заброшенные и засыпанные здания просто ждали своей очереди для реконструкции, но городская казна была столь скудна, что даже для осуществления маломальского ремонта властям необходим был спонсор.
В роли такого мецената выступил Харитоненко-старший, который пообещал «устроить» больницу взамен на проведение его пышных похорон, а взятые им обязательства прописали в завещании. Его сын Павел не сильно спешил выполнять волю покойного, ведь все расходы больницы, включая выплату жалованья, оплачивались непосредственно торговым домом «И.Г. Харитоненко с сыном».
Именно поэтому стройка затянулась на целых семь лет, что очень сильно контрастирует с тем, как его отец Иван Герасимович в далёком 1869 году всего за один год не только возвёл, но и запустил! крупнейший в России Павловский рафинадный завод, обойдясь без электричества и железной дороги.
Что забавно Сумы (1652) и Харьков (1654) были якобы образованы в одни и те же года, но при этом один стал миллионником, а второй так и остался провинциальным городком. Зато байки у краеведов про ситуацию с медициной одинаковы и написаны под копирку.
«…в старом Харькове болезненность и смертность среди детей достигали громадного процента. В 70-х годах XIX века в городе ежегодно вымирала половина рождавшихся детей, а в необеспеченных классах - даже и больше...
Потребность в детской больнице чувствовалась уже давно, но своего удовлетворения дождалась только в 1878 году, когда по инициативе д-ра В.А. Франковского была открыта, наконец, городская детская больница, посвящённая памяти бывшего харьковского губернатора кн. Кропоткина. Больница предназначена главным образом для детей бедных слоёв городского населения в случаях острых и инфекционных заболеваний…»
Как видим, в Харькове тоже переживали за детей бедноты, правда, непонятно почему больница была рассчитана всего на 20 койко-мест, ведь население было в 6 раз больше Сум. Понять, насколько это мало можно только сравнив с нормативами СССР, где лечебные заведения строили из расчёта 112 коек на 10 тыс. жителей.
В действиях харьковских властей напрочь отсутствует логика, ведь вместо того чтобы бороться с антисанитарией, проведя центральное водоснабжение и канализацию, в 1825 году они вначале открывают Духовное училище.
После этого они занялись культурой и в 1842 году решили выстроить Драматический театр.
Только в 1869 году в Харькове решают открыть первую
Александровскую больницу, финансирование которой было, правда, за счёт рабочих, домовой прислуги, и извозчиков, сдававших обязательный ежегодный 50-ти копеечный сбор.
Детскую больницу основали спустя лишь 9 лет. Стоит отметить, что она выглядит куда скромнее, чем в Сумах, и не идёт ни в какое сравнение с великолепной мукомольной
мельницей Василия Гладких, находящейся на заднем плане.
Подобные промышленные объекты всегда вносят диссонанс в придуманную учёными фальшивую историю, ведь по своей красоте они мало чем уступают гражданским объектом.
Историки так и не смогли обосновать, какова была экономическая целесообразность этого, просто объявив, что это был такой модный стиль в промышленной архитектуре, который удивительным образом распространился якобы по всему миру.
По этой причине на сложные узоры из кирпича не скупились при постройке всех технических объектов, как например, на этом
Московском газовом заводе, являющимся сегодня тоже памятником архитектуры.
Кроме сходства кладки под крышей как у Детской больницы в Сумах, особое внимание обращает распространённая в 19 веке практика превращать окна в двери, просто выстроив под ними крыльцо. Но как нас убеждают - ТАК РАНЬШЕ СТРОИЛИ, и где быть дверям вероятно решали уже после того, как возводили здания.
По этой методике, скорее всего, строили и хозяйственный корпус лечебницы, находящийся ближе всех к Троицкой улице.
Здесь, как и везде все двери без исключения переделаны из оконных проёмов.
Его «парадный вход» за ненадобностью замуровали, и не понятно пользовались ли им вообще.
Никто даже не задумывается, а зачем их было городить там, где будет располагаться подвал для хранения продуктов, кухня, да прачечная с ручной стиральной машиной.
У подвала, как это ни парадоксально, под землёй есть множество окошек и расположены они также под каждым окном первого этажа.
Правда, с двух центральных сторон этого не видно, т.к. их заложили, а корпус обложили ложным цоколем.
Но вот с тыльной стороны, там, где они не сильно бросается в глаза, торчащие из-под земли окна прятать не стали.
Пару из них до сих пор используют для освещения оборудованных в подвалах кабинетов.
Слепленые вокруг них приямки сделаны на скорую руку, но здесь хотя бы додумались над ними соорудить козырьки.
Во время реконструкции часть окон оказались «лишними» и их заложили.
Качество кирпича под осыпавшейся штукатуркой говорит, что это было сделано именно харитоновскими каменщиками, которые попросту латали старое здание, выдавая его за новодел.
До начала ремонта первый и третий корпуса были частично повреждены, поэтому как бы не старались рабочие, но восстановленная кладка отличалась бы от первоначальной.
К тому же сказывался и уровень мастерства, примером чего может служить пристройка к старому зданию Духовного училища, где сейчас находится Областной глазной травматический центр.
Как оказалось в век космических технологий строить красиво из кирпича у нас не умеют, из-за чего новое строение вышло просто жалкой пародией.
А вот четвёртый корпус Детской больницы не стали штукатурить и просто прошлись фасадной краской, чтобы он не выбивался из общего вида ансамбля.
Это было техническое здание, в котором находилась электростанция с двумя динамо-машинами и аккумуляторами.
Благодаря станции освещались все помещения больницы, а портативные электрические лампы были у каждого больного. Электричество не только давало свет, но и приводило в движение насос, используемый для закачки воды из абиссинского колодца, находящегося прямо под зданием электростанции...
Для чего нужен был подвал, краеведы вроде бы рассказали, но опять забыли пояснить, зачем понадобилось лепить столько подвальных окошек.
Как и везде они расположены строго под каждым окном первого этажа, но по факту их не использовали.
Только при советской власти часть окошек со стороны двора была откопана и с тех пор хаотичные приямки находятся у всех на виду.
С тыльной стороны всё замуровано и только верхушки подземных арок выглядывают из-под асфальта.
Не считая данное строение памятником архитектуры, при СССР к нему бесцеремонно приделали уродливые пристройки.
Думаю, харитоновские строители тоже не видели в нём ничего уникального, особенно когда им была поставлена необычная задача - соорудить из оконных проёмов двери.
Было бы даже интересно узнать, о чём думали эти мужики, глядя на постройки, у которых не было ни одного входа!
А ещё отсутствие гидроизоляции и элементарного отвода воды от цоколя привело к сильнейшему проседанию фундамента и трещинам в стенах.
Как нас пытаются убедить, даже при проектировании подсобных помещений архитектор придерживался готического стиля, не забывая украшать их башенками. Правда это очень сильно отличается от медицинских учреждений, которые Харитоненко-старший раньше строил для своих рабочих.
Буквально за год до своей смерти на территории Земской больницы он выстроил самые обычные дифтеритный и сифилисный бараки, которые сохранились до наших дней.
Причём кожно-венерологический диспансер стал кирпичным только в советское время, но оказался тоже с полуподвальными окнами, которые с центральной части скрыли ложным цоколем.
В этой связи стоит вспомнить и больницу в селе Нижняя Сыроватка, которую Иван Герасимович также завещал устроить своему сыну.
Точных данных её строительства, конечно же, нет, но внешне она очень схожа с лечебницей в Сумах, с такими же башенками и сложными узорами из кирпича.
На удивление штукатурить её не стали, но без подвалов, конечно же, обойтись не смогли, хотя из-за плесени, сырости и конденсата, там нельзя ни жить, ни работать.
Здесь также не стали отступать и от другого странного правила, показательно лепить полуподвальные арки строго под каждым окном.
Как всегда они никому не понадобились и были благополучно заложены со всех сторон ещё в конце 19 века.
Согласитесь, абсурдно вкладывать огромные средства в подвал размером 800 кв. метров, который ни для чего не годится.
Но это вполне оправдано, если вы просто обустраиваете некогда на треть засыпанное глиной здание, выкладывая ложный цоколь и маскируя нижние этажи под подвал.
По той же схеме реконструировалась и старая сельская школа, которая находится буквально в 50-ти метрах от амбулатории.
С архитектурой заморачиваться не стали, но вот без подвалов обойтись не смогли.
Но самое удивительное то, что в 130 метрах от сельской больницы находится ещё одно строение с такими же готическими башенками.
Не зная кому приписать постройку площадью 300 кв. м., власти медленно дают ему исчезнуть во избежание ненужных вопросов.
Подобных строений в Сумах тоже было немало, но все они были уничтожены или переделаны до неузнаваемости, как это стало со Второй Женской гимназией.
Тяжело поверить, что это планомерные и осознанные действия властей по искажению истории. Большинство сочтут это теорией заговора, хотя не так давно рабочие завода им. Фрунзе сами видели, что его старые корпуса тоже были в готическом стиле с башенками. Именно после их сноса наши местные историки стали уверенно писать, что больница, построенная Харитоненко, была уникальным проектом с неповторимой архитектурой.
Основные цеха этого бывшего Бельгийского акционерного общества: литейный, механический, котельный, кузнечный, модельный и медно-кабельный были отстроены в то же время, что и больница - в 1896 году. Причём сделано это было всего за 1,5 года, но самое важное по воспоминаниям бывших работников, старые цеха находились ниже уровня земли и имели подвальные окошки.
Нет ни одного разъяснения от наших краеведов, как собственно рыли котлованы под фундамент лечебницы, чем вывозили глину и куда? Ведь для того, чтобы под ними построить подвалы с окнами высотой 2,5 метра нужно выбрать объем земли, равный объёму видимой части здания, и рыть бы пришлось на глубину как минимум 4 метров.
К примеру, для строительства первого корпуса больницы (длиной 48м и шириной 15м) понадобится вывезти 5184 тонн глины. Даже если использовать вагонетки, грузоподъёмностью до 200 кг, выбирать грунт с такой глубины могли только вручную.
Такой процесс напоминал бы чем-то копание противотанковых рвов, с той лишь разницей, что углубляться нужно было в два раза глубже.
Вдобавок ко всему им пришлось справляться с тем, что котлован постоянно заливало дождями и талым снегом.
Преодолев эти трудности, каменщики начали выкладывать подвалы с очень высокими окнами, напрочь забыв про приямки, которые должны были собственно их защитить от грунта.
Осознав видимо свою ошибку, рабочие спохватились и заложили большую часть окон кирпичами, потратив впустую время и ресурсы.
Примерно в такой последовательности и возводили больницу, если следовать логике наших краеведов. И хотя это противоречит здравому смыслу, своей цели они достигли, ведь практически все жители нашего города искренне верят, что её с нуля построил Харитоненко.
Впрочем, это неудивительно, ведь они учились в школе, которая полностью убивает критическое мышление. Как вообще можно было поверить в то, что в Российской империи, где существовало жёсткое разделение по сословиям, миллионер выстроил для бедноты больницу похожую на замок.
С какой стати он выбрал проект, где вместо одного простенького здания пришлось возводить четыре со сложной архитектурой, что однозначно вело к его удорожанию в несколько раз особенно при сооружении водопровода, канализации и отопления.
Не нужно быть специалистом, чтобы понимать - строить больницу без подвала быстрее и экономичнее, поэтому все корпуса лечебницы, включая центральный, в своём изначальном виде были двухэтажными.
Однако природная катастрофа, изменила не только высоту грунта, но и привела к изменению мягкого климата, который позволял архитекторам прошлого проектировать высоту потолков до 5 метров.
Нам рассказывают, что раньше были такие санитарные нормы, но обогревать высоченные помещения проблематично даже сегодня.
Изменения климата затронуло также и кровлю зданий, ведь когда не было зимы с обильными снегопадами и морозов с оттепелями, крыши делали плоские. Но на такой кровле задерживается снег, который днём тает, заполняя микротрещины, а ночью, когда ударяют морозы - талая вода снова замерзает.
При таких частых суточных циклах микротрещины увеличиваются, а затем рвутся. У скатной кровли таких глобальных проблем нет, поэтому при реконструкции харитоновским строителям пришлось переделывать крыши у всех зданий.
Правда из-за особенностей строения, на центральном корпусе у них это получилось не совсем эстетично, и конёк левого крыла очень некрасиво упирается в маленькие квадратные окошки.
Не думаю, что архитектор мог спланировать угол ската крыши, чтобы она портила их внешний вид.
Всё это результат переделок, ведь для такого количества осадков, которые выпадают в нашем регионе, сделать её ниже кровельщики не могли.
На втором корпусе случился такой же конфуз, где рабочие коньком залезли прямо на узоры из кирпичной кладки.
В общем как вы могли убедиться, вся
история постройки Детской больницы полностью выдумана и нам остаётся лишь только догадываться, в каком году, и для каких целей прошлая цивилизация строила этот комплекс.
Впрочем, все строения в стиле немецкой готики на территории Российской империи не имеют документального подтверждения, а потому для них были выдуманы истории, которые всегда овеяны поэтичными легендами. Предназначение у них также оказалось разное, в зависимости в чьи руки они попали.
Например,
усадьбу в Шаровке возвёл якобы помещик Ольховский, а в 1881 году её приобрёл сахарозаводчик Леопольд Кёниг и переделал во Дворец.
А вот
усадьбу в глухом селе Сафоновка возвёл 70-летний граф Иосиф Викторов в конце 19 века. Он воспылал чувствами к молодой немке, которая не сильно горела желанием выходить замуж за дряхлого старика и жить в такой дыре, для чего поставила условия графу выстроить дворец в немецком стиле.
Барышня не приехала, и старик умер в одиночестве из-за чего эту местную достопримечательность теперь так и величают - «Дворец для любимой». Кто строил сей шедевр вам, конечно, не расскажут, но скорее всего это были т.н. мастера-крестьяне, умельцы на все руки, которые сами жили в глиняных хатах с соломенной крышей.
Причём строили основательно, не забыв вырыть подвалы на площади 500 кв. м., и сегодня в здании располагается средняя сельская школа.
Усадьба в Чернигове площадью 650 кв. м. была построена русским общественным деятелем и политиком
Григорием Глебовым тоже в конце 19 века.
Дом в готическом стиле выстроили на месте, на котором 700 лет назад находилось городище Гуричей.
Под ним находятся огромный подвал, о чём говорит сама Википедия, но не уточняет, что и все двери здесь переделаны из окон.
А вот
Львовский дворец в Стрельне, был построен якобы ещё в 1839 году в стиле викторианской готики.
Возвели его всего за два года, хотя 2-х этажный комплекс занимает площадь 1200 кв. метров.
Можете не сомневаться, что под ним тоже находятся огромные подвалы. И продолжать этот список можно бесконечно…
Конец