Существует множество свидетельств успешности (выделение жилья) и провальности (карательные меры, типа арестов и зачисток) политики в отношении бездомных. Почему же власти американских городов выглядят раздосадованными, когда разговор заходит об этой проблеме, постоянно называя бездомных угрозой общественной безопасности, одновременно обещая действовать из сострадания?
Главная причина этого заключается в том, что многие городские власти предпочитают проводить агрессивную политику борьбы с бездомными, хотя она не помогает избавиться от проблемы бездомности. Мэры и другие чиновники боятся ответной реакции общества, и, вместо того, чтобы сосредоточиться на реальной проблеме - страдании людей от бездомности - проводят политику, которая должна успокоить владельцев жилья, нежелающих видеть бездомных на улицах.
Такая политика выражается в использовании полиции и санитарных служб для разгона лагерей бездомных, ограничив «решение» лишь видимостью. Насильственные зачистки лагерей часто сопровождаются потерями документов, одежды, лекарств и других важных вещей. Это ещё дальше отдаляет людей от сети поддержки, включая родственников, которые могут за ними следить, или социальных работников, которые знакомы с их делами. Это также может закончиться арестами или столкновениями с полицией, что только закрепит их бездомность.
Такая политика выражается в отказе в постоянном жилье и социальной поддержке, и в комендантских часах и других ограничениях, которые вынуждают их возвращаться на улицы в ещё большем отчаянии. В итоге, бездомность не только сохраняется, но и растёт, а доверие бездомных к городским властям, которые заявляют о своих «услугах», ещё сильнее подрывается.
Недавнее исследование раскрыло масштабы карательной политики городских властей. Это исследование изучило влияние
действий мэров в отношении бездомных, включая жилищную политику. Оказалось, что 76% действий в отношении бездомных в крупнейших городах США связаны с использованием полиции. 59% действий сосредоточены на поиске гражданских и уголовных преступлений среди бездомных. 43% действий ограничиваются разгонами лагерей бездомных.
78% мэров заявляют, что полиция имеет важное значение для их политики в отношении бездомных, намного большее, чем органы государственного жилищного строительства. 22% мэров отправляют своих чиновников в полицейские участки с целью преследования бездомных. «Полиция - ключевой игрок в борьбе с бездомными. Она влияет на выбор политики и сотрудничает с чиновниками, которые должны заниматься бездомными», - говорится в этом исследовании. - «Такое серьёзное участие в политике означает, что даже чиновники, которые должны заниматься бездомными, могут принимать карательные меры».
В этом исследовании рассматривались только муниципальные учреждения по работе с бездомными, а не некоммерческие организации. Хотя не все эти учреждения занимаются карательными мерами, многие из них действуют, исходя из жалоб на лагеря бездомных. Считается, что такие жалобы - главная движущая сила городских действий против бездомных, причём власти активно призывают местных жителей сообщать о скоплениях бездомных. Например, мэрия Нью-Йорка публикует объявления с просьбой звонить по телефону 311 и сообщать о лагерях бездомных. «Полицейские из вашего местного отделения отреагируют на ваш звонок в течение 4 часов», - говорится в таких объявлениях. На веб-сайте «службы 311»
говорится, что роль полиции Нью-Йорка заключается в оценке состояния лагеря и сообщении об этом в Управление по делам бездомных, но в реальности полиция часто разгоняет и арестовывает бездомных.
Хотя многие думают, что городские учреждения по делам бездомных и социальные службы - это одно и то же, это не так. «К сожалению, муниципальные органы, карательная полиция и кризисное управление часто тесно сотрудничают», - говорится в этом исследовании. Например, подобное учреждение Сан-Франциско описывает свою задачу как «вовлечение и принуждение (в крайнем случае) в качестве реагирования на уголовные проблемы». Карательный подход властей Сан-Франциско к бездомным подвергся в 2021 году критике в
докладе Коалиции по проблеме бездомности. В этом докладе говорится, что для выполнения своих обещаний уделять приоритетное внимание общественному здравоохранению и поиску решений для бездомных «городские власти должны согласиться на справедливое распределение ресурсов жилья на основе реальных потребностей, а не жалоб. Городские власти также должны признать, что каждый человек имеет право на самоопределение: разным людям требуются разные типы ресурсов, и передача нужных ресурсов нужным людям нуждается во времени, заботе и интенсивной работе».
Коалиция обнаружила, что, вопреки своим заявленным намерениям, городские власти проводят зачистки лагерей бездомных, даже если не могут предоставить бездомным убежище. Эта практика привела к
судебному иску, по которому было вынесено судебное решение о временном запрете зачисток. Один из авторов доклада о карательной стратегии борьбы с бездомными Чарли Уиллисон говорит, что городские власти часто сотрудничают с полицией именно с целью разгона бездомных: «Подавляющее большинство их сосредоточено на применении гражданских и уголовных наказаний».
Данные, собранные в ходе опроса мэров в 2021 году, показывают, что некоторые из наиболее бесполезных и карательных мер против бездомных разработаны под давлением озлобленных местных жителей. «Политики чувствуют это давление, они чувствуют, что несут ответственность, они чувствуют, что мало что контролируют», - говорит Уиллисон. Мэры полагаются на полицию, как на немедленное политическое решение, потому что
полиция более доступна, чем жильё.
Применение полиции снижает доверие между бездомными и правительствами, потому что полиция лишает свободы пойманных граждан, а арендодатели не сдают квартиры людям с судимостью. Это осложняет получение жилья, формируя так называемый
«конвейер из тюрьмы в бездомность». Правительственные чиновники часто прислушиваются к требованиям арендодателей и местных жителей, которые устраивают пикеты на собраниях городских советов и призывают к карательным мерам.
«Мэр не игнорирует такие жалобы в мэрию», - сказал директор по политике Национального альянса по борьбе с бездомностью Стив Берг. Эта практика ориентирована на краткосрочное решение проблемы, в то время как строительство постоянного доступного жилья нуждается в длительных сроках и больших затратах, но приводит к стабильным сдвигам. По словам Берга, в некоторых городах мэры решили использовать второй метод, не обращая внимания на требования изгнания бездомных.
«Несмотря на длительные сроки, это более разумная стратегия», - сказал Берг. Бездомные рады получить жильё, но жильё для бездомных - большой дефицит. Поэтому мэры чаще просто разгоняют и сажают в тюрьмы бездомных. Так мэр Лос-Анджелеса Карен Басс в первый год своего правления обещала обеспечить жильём 17 тыс. бездомных, но затем просто зачистила несколько лагерей бездомных, не предоставляя им жилья.
Многие правозащитники выступают против использования полиции для борьбы с бездомными. Исполнительный директор Коалиции по проблеме бездомности и сам бывший бездомный Дональд Уайтхед считает, что организации по борьбе с бездомностью не должны сотрудничать с полицией. «Я удивлён, что многие социальные организации тесно сотрудничают с полицией. Я работал в нескольких организациях, которые не имели никакого отношения к правоохранительным органам». Он говорит, что работал в организациях помощи бездомным в Балтиморе, Цинциннати, Орландо, Вашингтоне и Александрии. По его словам, не все такие организации управляются государством, некоторые из них - некоммерческие.
«Привлечение правоохранительных органов негативно сказывается на борьбе с бездомностью», - сказал Уайтхед. Невыполнение обещаний предоставить жильё бездомным и карательные меры вызывают протесты бездомных и требования выполнять обещания. В марте представители лагеря бездомных в Сакраменто подписали с мэрией
соглашение о сохранении лагеря, пока все его жители не получат постоянное жильё. Это соглашение раскрывает главную проблему бездомности - у бедных нет возможности получить постоянное жильё, и все, кто общался с социальными службами, хорошо это знают. Бездомных, которые не хотят жить в опасных приютах, городские власти обвиняют в «нежелании сотрудничать».
Уайтхед сказал, что социальная работа не решит проблему бездомности, если не предоставляется доступное жильё. Хотя городские власти заявляют, что не могут найти средства на поиск доступного жилья,
различные исследования показывают, что постоянное жильё экономит деньги в долгосрочной перспективе, в сравнении с краткосрочной помощью и карательными мерами. В первые месяцы пандемии некоторых бездомных селили в одноместные номера в мотелях, которые оказались безопаснее многолюдных приютов. Эти расходы были оплачены Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Дезинформация и злоба, распространяемые в обществе, приводят к требованиям разгонов и арестов бездомных, чтобы они не ухудшали внешний вид городов. Но такой подход лишь увеличивает бездомность, никому не помогая. Решить проблему бездомности можно лишь работая вместе с бездомными, уважая их права, а также предоставляя им жильё. На это может понадобиться больше времени и средств, но любые отношения, построенные на доверии, более продуктивны.
Источник:
WHY ARE SO MANY CITIES’ HOMELESS POLICIES PUNITIVE?, Roshan Abraham, Next City, popularresistance.org, June 25, 2023.