Стереотипы в СМИ.

Aug 25, 2023 08:11



СМИ часто распространяют упрощённые образы отдельных людей и целых групп населения. Это влияет на восприятие людьми информации и отношение к другим. К сожалению, многие слепо верят СМИ. СМИ не только дают нам знания, но и влияют на наше поведение, и наше отношение к некоторым событиям, явлениям, другим людям, народам и странам. Поэтому СМИ несут большую ответственность за распространение информации о мире. СМИ часто участвуют в создании стереотипов по отношению к некоторым группам населения.

Стереотипы в СМИ.

Стереотипы часто формируются, когда мы упрощённо описываем группы населения, не учитывая индивидуальные различия отдельных людей. Это относится к людям, сгруппированным по расовому, гендерному или социальному признакам. Опасность стереотипов заключается в обобщённом описании людей, не обращая внимания на их различные индивидуальные характеры, и считая их лишь членами той или иной группы.

СМИ создают негативные стереотипы.

СМИ часто критикуются за распространение стереотипов. Стереотипы - это примитивный взгляд на какого-либо человека или группу населения, которую можно описать обобщёнными характеристиками. Таким образом, многие люди часто изображаются СМИ в карикатурном виде. СМИ способствуют формированию у публики искажённого образа культур, народов и стран. Фильмы, реклама и телевизионные передачи более подробно изображают только правильных и положительных людей. Пресса и многие криминальные сериалы часто изображают злодеями, преступниками и террористами негров и мусульман. Так создаются стереотипы.

В журналистике существуют определённые шаблоны, которые возбуждают в публике интерес и приучают к стереотипным взглядам на определённых политиков, преступников и знаменитых людей, которых СМИ описывают поверхностно. В художественной литературе, фильмах и сериалах часто используются стереотипные персонажи для упрощения сюжета. Но не только люди могут низводиться до стереотипа. Даже межличностные отношения - романтические отношения между мужчиной и женщиной, отношения между начальником и подчинённым или между продавцом и клиентом - часто упрощаются в СМИ и шоу-бизнесе.

Почему стереотипы - это плохо?

Нетрудно понять, что упрощённый взгляд на людей - это плохо. Но многие не согласны с этим. Они говорят, что СМИ - не единственный источник информации, наше мировоззрение формируется не только на основе СМИ, мы не должны верить всему, что видим в СМИ, и не должны быстро менять свои взгляды. Однако негативное влияние СМИ быстро распространяется среди населения, хотя СМИ могут распространять и положительные взгляды. Изучая другие языки, мы узнаём много нового о других культурах, в интернете мы можем получить информацию, которая может оказаться полезной в формировании нашего поведения в различных ситуациях.

Долгие годы исследователи изучали влияние СМИ на общество, но пока не могут сделать окончательных выводов. Трудно определить роль СМИ в формировании поведения людей. Дело в том, что разные люди по-разному воспринимают сообщения СМИ, поэтому они оказывают различное влияние на отдельных людей. Восприятие сообщений СМИ зависит от уровня образования, культурного развития, опыта жизни и убеждений. Большинство людей воспринимают сообщения СМИ в соответствии со своими интересами и взглядами.

Например, кампания по борьбе с курением ещё сильнее убедит некурящих во вреде курения, а курильщики ещё сильнее убедятся, что государство стремится контролировать их жизнь. Наибольшее воздействие оказывается на «колеблющихся». Курильщики, которые давно хотели бросить курить, могут начать действовать. Именно в этом плане такие кампании могут оказывать влияние.

Шаблоны и стереотипы.

В Северной Америке широко распространены различные стереотипы о неграх. Стереотипы - это господствующие в обществе предубеждения. Стереотипы бывают разными, но, как правило, это закоренелые упрощённые суеверия, чаще преувеличенные и негативные. Ранее синонимом стереотипа считался термин «предубеждение», а теперь всё чаще - «предвзятость». Стереотипы могут формироваться по отношению к национальности, возрасту, инвалидности, полу, профессии, религии, внешнему виду и расе.

Например, согласно некоторым стереотипам, американцы - материалисты, итальянцы излишне эмоциональны, негры музыкальны, немцы и японцы трудолюбивы, англичане консервативны, евреи амбициозны и жадны, ирландцы беспокойны, китайцы очень преданны семье. Один опрос показал, что сами немцы считают себя трудолюбивыми. Другой опрос показал, что французы считают немцев не только трудолюбивыми, но и деспотичными.

В отношении женщин со светлыми волосами существует стереотип, что они красивы, но глупы. Стереотипы часто используются для оскорблений, примитивно изображая человека или персонажа романа, фильма или пьесы. Упрощённое отношение к человеку основывается на общеупотребительных предубеждениях, которые могут происходить из предрассудков, но могут и сознательно фабриковаться в политических, идеологических, юмористических или художественных целях.

Стереотипы на протяжении нескольких веков регулярно использовались в театральных спектаклях. Жанр народной комедии был основан на простых стереотипах, которые создавали эффект быстрого узнавания и понимания характера персонажа. Большая часть плоских шуток и киношного юмора - это примитивные стереотипы. Вот несколько типичных стереотипов: скупой шотландец, глупая блондинка, избалованный ребёнок, жадный еврей, негритянский музыкант, весёлый итальянец, невинный датчанин, серьёзный швед, злой немец, хвастливый норвежец, печальный финн, ленивый мексиканец.

Стереотипное изображение меньшинств в СМИ.

Примитивизация СМИ ведёт к созданию стереотипов. Стереотипы могут быть приукрашивающими и уничижительными. Уничижительные стереотипы, которые создают негативные предубеждения, распространены намного шире. Очень часто они связаны с меньшинствами. Например, в Дании распространены уничижительные стереотипы о цыганах, которых часто называют тупыми и преступными. Другой широко распространённый стереотип называет мальчиков-иммигрантов во втором поколении нарушителями спокойствия, нежелающими быть частью общества. Ещё один стереотип называет молодых безработных пьяницами и лентяями.

В 2008 году в Копенгагене прошли протесты иммигрантов, которые датские СМИ сразу же назвали «худшими беспорядками иммигрантов в истории Дании». Как же такое освещение протестов в прессе могло повлиять на отношение общества к иммигрантам? Очень часто СМИ используют стереотипы, чтобы упростить изображение событий. Это происходит, например, когда они описывают определённые слои населения, основываясь на предвзятостях, а не фактах. А так как почти все предвзятости негативны, то негативными становятся и стереотипы.

И так как СМИ обладают большим влиянием в Дании, их стереотипы существенно изменяют общественное мнение. Считается, что стереотипы СМИ очень заразительны. Районы проживания иммигрантов они часто называют гетто, переполненными малолетними преступниками, и поэтому так же считают многие датчане. СМИ виновны в создании и распространении стереотипов. Стереотипы игнорируют различия между людьми, причисленными к определённому слою населения. В Дании это особенно касается цыган, мусульман и гомосексуалистов. Черты характера у них описываются одинаково, независимо от их реального поведения. Стереотип формирует однобокое представление о расовых, национальных, религиозных и сексуальных меньшинствах.

Социальные стереотипы в СМИ.

Чтобы сформировать информационную среду, понятную для широкой аудитории, СМИ используют стереотипы, вызывающие определённые ассоциации. Поэтому СМИ не только распространяют определённую информацию и развлечения, но и влияют на нашу жизнь, изменяя наши взгляды и убеждения. Формирование гендерных ролей - пример негативных социальных последствий стереотипов. В обществах, где есть история развития равенства, гендерные стереотипы мало распространены в СМИ.

В большинстве стран женщин чаще используют в рекламе, потому что их по-прежнему считают основными покупателями потребительских товаров. Мужчин чаще используют в рекламе автомобилей, сигарет, товаров для бизнеса и инвестиций, а женщин - в рекламе косметики и товаров для дома. Женщин чаще снимают дома, а мужчин - на улице. Женщин чаще изображают в рекламе полностью, а у мужчин чаще снимают лицо крупным планом.

Самые распространённые роли женщин в рекламе: домохозяйка, которая мечтает удалить пятно с новой скатерти, или которая не знает из чего приготовить ужин, или сексуальная красотка, которая хочет сохранить красоту, чтобы соблазнять мужчин. Женщины рекламируют косметику или товары для мужчин. В последнее время появился новый тип рекламы, в которой женщины демонстрируют здоровый образ жизни, включая физическую активность. Среди наиболее распространённых стереотипов мужчин в рекламе: «настоящий мужчина», типа спортивного бизнесмена, обладающего красивой женщиной, дорогой машиной и телефоном.

Второй стереотип мужчин, проводящих время с семьёй, намного реже используется. Мужчин редко снимают во время мытья головы, считая это ироничными образом. Зато их часто снимают в роли экспертов, которые учат женщин, как правильно стирать. Реклама также эксплуатирует стереотипы о мужской дружбе, снимая общение мужчин со схожими взглядами и интересами на футбольных матчах или в барах.

Разрушение гендерных стереотипов.

В некоторых рекламах предпринимались попытки разрушить гендерные стереотипы, изображая женщин различных возрастов и сложений, чтобы показать, что их товар предназначен для всех, а не только для «идеально красивых» женщин. Зрители лучше относятся к персонажам, которые похожи на них. Также появились рекламные ролики, в которых мужчины сами стирают одежду, противореча старым стереотипам, согласно которым стиркой занимаются только женщины. Таким образом, реклама - эффективный инструмент в формировании общественных взглядов на гендерные роли. Однако, упрощенная форма рекламы предназначена лишь для убеждения потребителей покупать тот или иной товар, попутно распространяя стереотипы.

Источник: حسن العاصي, تمثيلات الصور النمطية في وسائل الإعلام, annabaa.org, 23.02.2023.

Ирак, пропаганда, СМИ, демократия, империя, религия, нацизм

Previous post Next post
Up