Актуальность Французской революции для современности.

Jul 28, 2023 08:33



14 июля 2023 года исполнилось 234 года со дня взятия Бастилии - парижской крепости, ставшей символом несправедливости и деспотической власти старого режима феодальных отношений, на котором основывалось господство монархии и аристократии Франции. Затяжной политический кризис неуклонно обострялся в течение нескольких недель и месяцев перед этим восстанием парижских масс. Глубокие разногласия в социальной структуре Франции, которая разделилась на различные «сословия», прорывались на поверхность политической жизни. «Третье сословие», состоящее из подавляющего большинства населения, и возглавляемое зарождающейся буржуазией, начало выступать против двух аристократических сословий.

Массовые демонстрации перед стенами Бастилии были встречены артиллерийским огнём из крепости. Но массы раздобыли оружие и привлекли на свою сторону часть городской охраны. Стены крепости пали под напором масс, которые жестоко отомстили гарнизону. В своей «Социалистической истории Французской революции» 1904 года Жан Жорес написал: «Влияние взятия Бастилии было огромным. Всем народам мира казалось, что тюрьма человечества пала. Это было важнее Декларации прав человека. Это была декларация народной силы, которая служит правам человека. Из Парижа до угнетённых всего мира достиг не только свет. В миллионах и миллионах сердец, томящихся в рабских темницах, в тот миг взошла первая заря свободы».

Король Людовик XVI, укрывшийся в своём Версальском дворце в нескольких километрах к югу от Парижа, не знал о восстании до позднего вечера, когда его разбудил герцог Ларошфуко-Лианкур. «Это что, бунт?» - спросил напуганный монарх. - «Нет, ваше величество. Это революция!» - ответил герцог. Французская революция, произошедшая всего через шесть лет после Парижского мирного договора, закрепившего победу американских колонистов над Британией, ознаменовала начало новой эпохи в мировой истории. Позже Троцкий назвал это масштабное и динамическое политическое событие «насильственным вхождением масс в царство правления их собственной судьбой».

Эта революция стала политической кульминацией сильного общественного, экономического и культурного брожения. Перед ней произошла культурная революция под названием Просвещение, которая провозгласила способность разума решать проблемы человечества. Великие философы-материалисты того времени дали мощный интеллектуальный толчок научному изучению человеческого общества, в сопровождении критики устаревшего экономического, социального и политического строя, оправдывавшего свою несправедливость и власть королей религиозной мифологией. Наиболее радикальные мыслители эпохи Просвещения усиленно критиковали социальное неравенство и привилегии богачей. «Разве все прибыли общества не принадлежат влиятельным и богатым?» - писал Жан-Жак Руссо в 1755 году понятными всем нам словами. - «Разве не все денежные должности заняты только ими? Разве за ними не закреплены все привилегии и исключения? Разве государственная власть не полностью на их стороне? Когда высокопоставленный человек грабит кредиторов и мошенничает другим способом, разве он не уверен в своей безнаказанности?»

Общественная критика этих великих мыслителей не сразу привела к революции. Потребовались десятилетия, чтобы их мысли выразились в действиях масс. По мере своего развития Французская революция вовлекала в политику всё более широкие слои населения и становилась всё радикальнее. Ещё в 1785 году нельзя было мечтать о конце монархии, феодальных привилегий и собственности, не говоря уж о республике и казни короля, но через несколько лет это стало реальностью. «Казалось, что сама основа общества, растоптанная культурной буржуазией, зашевелилась и ожила», - написал Лев Троцкий о французских событиях в своей «Истории Русской Революции». - «Человеческие головы поднялись над сплошной массой, мозолистые руки вытянулись ввысь, закричали мужественные и хриплые голоса! Районы Парижа, бастарды революции, зажили своей жизнью. Их сразу признали - их нельзя было не признать! - и образовались секции. Они постоянно нарушали границы законности и получали новую кровь снизу, открывая свои ряды, вопреки закону, бесправным и обездоленным санкюлотам».

Революция сразу натолкнулась на ненависть реакционеров. Консерваторы и умеренные осудили «эксцессы» революции. Но самые прогрессивные мыслители встали на её защиту. Отвечая тем, кто осуждал казнь Людовика XVI и террор в защиту революции, Томас Джефферсон сказал, что предпочёл бы увидеть «опустошённой полмира», чем стать свидетелем поражения революции. «Если бы в каждой стране остались только Адам и Ева, которые получили свободу, это было бы всё же лучше, чем сейчас», - написал он.

Сегодня Французская революция особенно актуальна. Конечно, наша эпоха движется не к буржуазно-демократической, а к социалистической революции. Однако, сущность революционной критики неравенства, собственности и режима эксплуатации приобретает огромную силу в условиях капиталистического загнивания и кризиса. Это проявляется, прежде всего, в недавних массовых парижских протестах и забастовках, которые прошли на тех же улицах. Хотя французские рабочие ещё не отрубили голову капитализму, их протесты говорят о необходимости политической борьбы против «президента богачей» Эммануэля Макрона, призывая к свержению социального, политического и экономического режима. Проведя жестокое подавление протестов против сокращения пенсий и полицейского насилия, Макрон с распростёртыми объятьями встретил премьер-министра Индии Наренду Моди, который с такой же жестокостью правит бедным и обездоленным обществом.

Невыносимые условия вызывают волну общественной борьбы по всему миру. В этом году произошли забастовки и протесты почтовых работников, медиков, учителей, железнодорожников и других слоёв рабочего класса Соединённого королевства; массовые протесты в Израиле против уничтожения демократических прав; забастовка 1400 сталелитейных рабочих и 7400 докеров в Канаде; забастовки и протесты сотен тысяч рабочих в Шри-Ланке против неолиберализма. И это только часть борьбы. В США забастовка десятков тысяч актёров и 11000 сценаристов стала крупнейшей в истории местного кино-бизнеса. Она вдохновила борьбу работников UPS, автомобильных рабочих и докеров, которая выходит из-под контроля профсоюзной бюрократии.

В сознании рабочего класса неизбежно доминируют конкретные условия и проблемы. Но логика этой борьбы поднимает не только текущие вопросы - необходимость создания независимых комитетов, чтобы вырваться из мёртвой хватки профсоюзного аппарата - но и несправедливость социальной системы, которая противоречит нуждам общества. Капитализм утратил право на существование, а правящая элита - право на власть. Когда директор Disney Боб Айгер, получивший за последние пять лет премии на 200 млн. долларов, ругает выдающихся актёров и режиссёров за «уровень ожиданий, который просто нереален», сравнение с Людовиком XVI и французской аристократией неизбежно. В сравнении с нынешними корпоративными и финансовыми хозяевами, Мария-Антуанетта выглядит филантропкой. Французская королева ответила на жалобы о голоде: «Пусть едят пирожные». А наши владельцы корпораций с радостью заморили бы голодом большую часть населения, если бы им сошло это с рук.

За последние три с половиной года глобальная пандемия убила более 20 млн. человек из-за преднамеренного и преступного отказа капиталистических правительств от необходимых для спасения жизней мер, потому что они сократили бы фондовый рынок. Капиталистические правительства ничего не делают для борьбы с катастрофическими последствиями климатических изменений: от рекордной жары и наводнений в Северной Америке до муссонов, которые унесли сотни жизней в Индии. Первоочередной задачей байденовского правительства и НАТО является эскалация войны с Россией, не обращая внимания на число погибших в Европе, России и Украине. Все члены НАТО увеличивают военные расходы, что приводит к сокращению всех социальных программ.

Наш уровень социального неравенства заставил бы покраснеть французскую аристократию. 2460 олигархов увеличили свои состояния в первой половине 2023 года на 852 млрд. долларов, а более половины населения мира выживает менее чем на 6,25 доллара в день, страдая от резкого роста цен на предметы первой необходимости. Маркс, опираясь на французский опыт, писал, что революции вспыхивают тогда, когда дальнейшее развитие общества блокируется отсталыми социальными отношениями: «На определённой стадии развития материальные производительные силы общества вступают в противоречие с существующими производственными отношениями или - это просто юридическое выражение того же самого - с отношениями собственности, в рамках которых они действовали прежде. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в оковы. Затем начинается эпоха социальной революции».

Человечество вступает в конечную стадию эры социалистической революции, которая началась перед Первой мировой войной 1914 года и воплотилась в Октябрьской революции 1917 года, которая свергла российский капитализм. Рост массовой оппозиции сегодня обусловлен глубоко укоренившимися и неразрешимыми противоречиями устаревшей глобальной капиталистической системы. Международный комитет Четвёртого Интернационала поставил перед мировым троцкистским движением задачу развития политического сознания растущего массового движения рабочего класса, чтобы задать ему направление и превратить его в сознательное движение за социализм, которое свергнет капиталистический режим и создаст основу для подлинного социального равенства.

Источник: Bastille Day 1789-Bastille Day 2023, Joseph Kishore, wsws.org, July 15, 2023.

История, Россия, Израиль, Англия, Канада, война, медицина, демократия, кризис, неолиберализм, Индия, Украина, идеи, протесты, экология, Германия, бедность, Франция, культура, США

Previous post Next post
Up