Почему разваливается банковская система США?

Jun 12, 2023 08:22



Нынешний крах банков США - неизбежный результат обамовской политики 2009 года. Когда цены на недвижимость рухнули, ФРС завалила финансовую систему 15-летним «количественным смягчением (КС)», чтобы вновь взвинтить цены на недвижимость, акции и облигации. При этом были завышены цены на активы, и прежде всего на пакетные ипотечные кредиты в банках, а также на всяческие акции и облигации.

Это принесло триллионы долларов держателям финансовых активов - так называемому «одному проценту». Экономика поляризовалась, когда цены на акции восстановились, стоимость владения недвижимостью резко возросла (по ипотечным кредитам с низкими процентами), а экономика США пережила самый крупный в истории бум на рынке облигаций, так как процентные ставки упали ниже 1%. Но угождая финансовому сектору, ФРС загнала себя в угол. Что происходит, когда процентные ставки вырастают до высокого уровня? Рост процентных ставок приводит к падению цен на облигации. Именно это происходит из-за борьбы ФРС с «инфляцией», под которой понимают повышение уровня заработной платы.

Цены на облигации и капитализированную стоимость ипотечных кредитов и других ценных бумаг, в которых банки держат свои активы, падают. Нынешнее положение аналогично ситуации, в которой ссудо-сберегательные ассоциации (ССА) оказались в 1980-х, что привело к их краху. ССА выдавали долгосрочные ипотечные кредиты по доступным процентным ставкам. Но из-за волкеровской инфляции общий уровень процентных ставок вырос. ССА не могли выплачивать своим вкладчикам более высокие ставки, так как их доход от ипотечных кредитов определялся по более низким ставкам. И вкладчики бросились забирать свои деньги.

Чтобы выплатить эти деньги, ССА должны были распродавать свои ипотечные кредиты. Но номинальная стоимость этих кредитов была ниже их высоких ставок. ССА и многие банки стали краткосрочными должниками вкладчиков, но были ограничены долгосрочными активами, цены на которые падали. Конечно, ипотечные кредиты ССА были гораздо более долгосрочными, в сравнении с коммерческими банками, поэтому банки могли передавать активы по кредитной линии ФРС. Но поскольку КС использовалось для поддержки банков, отказ от него нанёс удар по ним. И если они плохо торговали деривативами, у них будут проблемы.

У любого банка будут проблемы с поддержкой цен на свои активы на уровне обязательств по депозитам. Когда обваливаются цены на облигации, структура активов банков рушится. ФРС всю экономику загнала в этот угол. Но ФРС долго избегала решения этой проблемы. Когда начала расти занятость и восстанавливаться заработная плата, ФРС не смогла удержаться от обычной классовой войны против рабочей силы. Но это превратилось в войну против банковской системы. Банк Silvergate рухнул первым. Он хотел навариться на криповалютах, выступая площадкой для торговли ими.

Когда было разоблачено масштабное мошенничество Sam Bankman-Fried, криптовалюты начали падать. Их владельцы расплачивались, снимая депозиты, и в первую очередь в Silvergate. И он рухнул из-за потери денег. Дилетанты думали, что криптовалюты - альтернатива коммерческим банкам. Но во что могут инвестировать криптофонды, чтобы поддержать покупку криптовалюты, если не в банковские депозиты, государственные ценные бумаги, частные акции и облигации? Что же такое криптовалюта, если не совместный фонд с тайной владения для защиты отмывания денег?

Silvergate стал «особым случаем» из-за специализированной депозитной базы. Silicon Valley Bank - также «особый случай» из-за кредитования компьютерных фирм. First Republic Bank тоже специализировался на кредитовании богачей Сан-Франциско. Все видели, как рыночная цена их ценных бумаг упала, когда ФРС повысила процентные ставки. А затем их депозиты начали изыматься, заставив банки продавать свои ценные бумаги по сниженным ценам. 10 марта стало известно о сокращении банковских активов ФРС. В этом нет ничего удивительного, так как банки платят по депозитам около 0,2%, а вкладчики могут снять свои деньги, чтобы купить двухлетние казначейские облигации с доходностью 3,8-4%. Неудивительно, что состоятельные инвесторы бегут из банков.

Именно в этом тяжёлом положении оказались теперь банки, и сама ФРС. Очевидный вопрос заключается в следующем: почему ФРС не поможет им? Проблема в том, что падение цен на долгосрочные банковские активы на фоне краткосрочных депозитных обязательств теперь выглядит как новая норма. ФРС может выдавать кредиты банкам для покупки их текущего дефицита, но как решить проблему платежеспособности без резкого снижения процентных ставок для выхода из 15-летней ненормальной политики нулевых процентных ставок? 10 марта резко подскочила процентная доходность. И поскольку было нанято больше рабочих, чем планировалось, ФРС объявила о дальнейшем повышении процентных ставок. Это привело к росту волатильности.

К этому добавилась дополнительная причина потрясений, которые достигли огромного размаха, намного превосходящего того, что вызвал в 2008 году крах AIG и других спекулянтов - деривативы. JP Morgan Chase и другие нью-йоркские банки владеют деривативами на десятки триллионов долларов. Они делают азартные ставки на то, как изменятся процентные ставки, цены на облигации, акции и другие активы. Какие-то ставки выигрывают, а какие-то проигрывают. Когда ставки исчисляются триллионами долларов, всегда найдётся банк, который понесёт огромные убытки, способные запросто уничтожить весь его чистый капитал.

Теперь наблюдается бегство к «наличным», к какому-то «безопасному убежищу» - к чему-то лучше наличных денег - ценным бумагам Казначейства США. Несмотря на разговоры о том, что республиканцы против увеличения потолка госдолга, Казначейство всегда может напечатать сколько угодно денег, чтобы расплатиться с держателями облигаций. Видимо, Казначейство станет новым предпочтительным «убежищем» для владельцев больших финансовых средств. Банковские депозиты упадут, а вместе с ними и банковские резервы ФРС. До сих пор фондовый рынок сопротивлялся падению цен на облигации, но сейчас мы станем свидетелями «великого разворота» бума фиктивного капитала 2008-2015 годов. А значит на пороге новый мощнейший финансовый кризис.

Источник: Michael Hudson: Why the US banking system is breaking up, Michael Hudson, geopoliticaleconomy.com, March 12, 2023.

банки, преступность, кризис, демократия, неолиберализм, США

Previous post Next post
Up