Радиация в питьевой воде США.

Mar 10, 2023 08:00



Когда Джени Нэк переехала в Калифорнию, она понятия не имела, что её новый дом находится всего в 5 милях от бывшей лаборатории ядерных и ракетных испытаний, которая стала источником радиоактивных загрязнений. Радиоактивные цезий-137, стронций-90, плутоний-239 и тритий вместе с другими ядовитыми химикатами и тяжёлыми металлами несколько десятилетий сбрасывались в почву и воздух. Когда Нэк узнала об этом и необычном уровне заболеваемости раком среди местных детей, она начала беспокоиться. Теперь её родные пьют воду только из 19-литровых баков, которые продаёт местная компания Sparkletts. В августе она начала давать своей 6-летней дочери две бутылки воды в детский сад, запрещая ей пить загрязнённую воду в школе. В федеральном докладе за 2007 год говорится, что две скважины местной водопроводной компании Golden State Water Company загрязнены. «Агентство по охране окружающей среды (АООС) говорит, что мы живём в опасной зоне», - говорит Нэк. Golden State Water Company использует загрязнённую воду, хотя сама эта компания заявляет, что в её воде не обнаружено радиоактивности выше нормы.

Проблемы по всей стране.

Во всей воде есть некоторый уровень радиации, которая может различаться по величине и типу. Среди источников этой радиации: фабрики ядерного оружия, атомные электростанции и урановые шахты. Радиоактивные частицы попадают в воду также из медицинских учреждений, которые используют радиоактивный йод при лечении заболеваний щитовидной железы. Радиоактивные частицы обнаруживаются при бурении нефтяных и газовых скважин и другой промышленной деятельности, связанной с бурением глубинных пород. Радиоактивные элементы могут попадать в воду и естественным образом. Некоммерческая организация Environmental Working Group (EWG), финансирующая эту статью, считает, что питьевая вода во всех 50 штатах содержит опасные для возникновения рака уровни радиоактивных частиц. В 2010-2015 годах EWG проводила исследования общественных систем водоснабжения на наличие в них радиоактивных частиц радия, радона и урана. По её данным, Калифорния занимает первое место по уровню населения, пострадавшего от радиации в США. Но проблема не только в этом штате. Около 80% жителей Техаса сталкиваются с радием в системах водоснабжения. Опасения распространились по всей стране: от заброшенных урановых рудников в землях народа навахо до свалок ядерных отходов от Манхэттенского проекта в Миссури и фосфатных шахт во Флориде.

Бывший профессор Калифорнийского университета Даниэль Хирш, который изучал загрязнения вблизи от Полевой лаборатории Санта-Сусаны, сказал, что радиоактивные частицы могут попадать внутрь человеческого организма не только через питьевую воду. «Не стоит смешивать радиоактивные элементы с водой. Это один из простых способов попадания их внутрь человека», - сказал он. - «Когда вы пьёте воду, вы думаете, что полностью выделяете её. Но ваше тело создано для фильтрации воды и еды». Например, стронций-90 по своим свойствам похож на кальций. Поэтому организм откладывает стронций в костях, повышая риск лейкемии. Беременные женщины и маленькие дети особенно уязвимы, так как большое количество радиоактивных частиц откладывается в быстрорастущих тканях и костях. «Именно поэтому беременным женщинам никогда не делают рентген», - сказала независимый эксперт по экологии из Орегона Кэтрин Томассон. Она говорит, что цезий может откладываться в поджелудочной железе, сердце и других органах. В них он может излучать радиацию в течение длительного срока, вызывая различные заболевания.

Учёные считают, что любой уровень радиации опасен для здоровья. При высоких уровнях радиации, могут возникать врождённые дефекты, замедляться развитие и появляться раковые опухоли в любой части тела. Воздействие в раннем возрасте означает длительный срок для успешного развития опухоли. Экологи весьма обеспокоены тем, что правительство мало делает для защиты населения от этих и других рисков, связанных с радиацией в питьевой воде. Официальные пороги радиации для питьевой воды не изменились с 1976 года. Кроме того, многие элементы учитываются в группе, например радий-226 вместе с радием-228, ослабляя требования к качеству воды. А водопроводные общественные службы не обязаны часто проводить анализ содержания радиоактивных частиц - где-то от 6 до 9 лет для определённых загрязняющих веществ.

Тем временем, частные скважины вообще не проверяются на содержание радиоактивных частиц, что вызывает особую озабоченность, так как в сельской местности находятся несколько АЭС, а местные жители сильно зависят от частных водопроводных компаний. Более 10% американцев пользуются частными скважинами или мелкими системами водоснабжения, подающими воду в не более 15 домов. Полевая лаборатория Санта-Сусаны функционировала в сельской местности около 70 лет. Сегодня более 700 тыс. человек живут в радиусе 16 км от её руин. Недавние лесные пожары усугубили ситуацию. В 2018 году из-за пожара сгорело 80% из 1153 гектаров леса. В следующие три месяца уровни химического и радиационного загрязнения вокруг полигона превысили федеральные пороги в 57 раз.

Хирш рассказал о нескольких путях загрязнения питьевой воды радиоактивными отходами. Например, ветер может вынести загрязнения с территории оружейной фабрики или АЭС. Гравитация сносит загрязняющие вещества вниз по склону. Дожди сливают загрязнения в ручьи, реки и подземные воды. Растения поглощают радиоактивные и химические загрязнители из почвы, на которой растут, эти загрязнители легко попадают в воздух во время пожаров. Официальные тесты не выявили радиоактивности в воде Golden State Water Company, но экологи и учёные говорят, что тестирование на радиацию проводится в США непоследовательно и неполно. Федеральные и местные правила не требуют тестирования на все потенциальные радиоактивные загрязнители, связанные с последствиями работы ядерной лаборатории. А тестирование на некоторые загрязнители необходимо проводить только раз в несколько лет. «Это не особый случай», - сказал Хирш. - «Мы не аккуратно относимся к радиоактивным веществам».

Нам нужны более строгие правила.

В 2018 году, когда пожары разнесли по округе радиоактивные частицы с Полевой лаборатории Санта-Сусаны, возникли проблемы с питьевой водой недалеко от Питтсбурга. Начальник муниципального управления Белл-Вернона Гай Круппа узнал о массовой гибели бактерий на местной станции очистки сточных вод. Бактерии играют важную роль в очистке воды от загрязнителей в сточных водах перед их сбросом в реку Мононгахела. В 1,6 км вниз по течению этой реки находится завод по производству бутилированной воды. Круппа и его коллеги решили, что низкое содержание бактерий связано с веществами со свалки Уэстморленд. На эту свалку свозят отходы с соседних мест добычи нефти методом гидроразрыва, и бактерии, скорее всего, погибли от химически опасных солей и радиоактивного радия.

Впоследствии власти Белл-Вернона добились постановления суда о запрете своза на свалку самых опасных химикатов от гидроразрыва, которые стекают в реку после дождей. «Мы перекрыли эту трубу», - сказал Круппа. Сегодня радиоактивные частицы больше не обнаруживаются на местой станции очистки. Однако, он по-прежнему обеспокоен распространением таких химикатов, которое не могут остановить слабые правила по защите окружающей среды. Особенно это опасно для питьевой воды. Например, при тестировании воды на очистных сооружениях не проводится анализ на наличие радия. «Старая пословица гласит, что если вы не будете ничего искать, то ничего и не найдёте», - сказал Круппа.

Опасения по поводу проникновения радиоактивных веществ в общественные источники питьевой воды из-за гидроразрыва нарастали всё последнее десятилетие. Исследование Университета Дьюка 2013 года указало на потенциальные экологические риски биоаккумуляции радия в районах сброса сточных вод из мест добычи сланцевого газа. Судебный иск Круппа 2018 года привлёк широкое внимание СМИ к этой проблеме. В июле 2021 года власти штата Пенсильвания заявили, что будут закрывать свалки, которые принимают отходы с мест добычи нефти и газа, для проведения на их территории тестирования на определённые радиоактивные вещества, связанные с гидроразрывом. Это решение - «шаг в правильном направлении», - сказала старший юрист некоммерческой организации «Совет по защите природных ресурсов» Эми Молл, - «нам нужно больше данных, но мы не думаем, что одного мониторинга достаточно. Мы также считаем, что нам нужны более строгие правила».

Официальный порог АООС содержания двух самых распространённых изотопов радия - радия-226 и радия-228 - составляет 5 пикокюри на литр. Организация California Office of Environmental Hazard Assessment считает, что для радия-226 этот порог не должен превышать 0,05 пикокюри на литр, а для радия-228 - 0,019 пикокюри на литр. «Существуют значительные официальные ограничения для некоторых загрязняющих веществ, типа радия и урана», - говорит научный аналитик EWG Сидни Эванс. - «Но, разумеется, эти ограничения не гарантируют безопасности, как показывают последние исследования». «Мы не соблюдаем правила в отношении наиболее уязвимых», - говорит президент некоммерческого организации Institute for Energy and Environmental Research Арджун Махиджани. Он отмечает, что первый триместр беременности - один из самых рискованных периодов развития.

Знания о токсичности радиоактивных загрязнителей, как и технологии их тестирования, значительно изменились с 1970-х, когда были установлены нынешние официальные пороговые уровни. «Наши правила ограничены технологиями 40-летней давности. Как по мне, это безумие», - говорит Эванс. Хирш указывает на несколько докладов National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine, раскрывшие риски ионизирующего излучения для здоровья. «Они показывают, что одинаковая единица воздействия вызывает больше раковых заболеваний, чем предполагалось», - сказал он. В самом последнем докладе от 2006 года говорится, что риск развития рака из-за радиационного излучения от некоторых элементов примерно на 35% выше на единицу дозы, чем считалось в 1990 году. АООС приступило к четвёртому пересмотру национальных правил в отношении питьевой воды по Закону о безопасной питьевой воде. Результаты ожидаются в 2023 году. Хотя экологи надеются на ужесточение правил, такие изменения усугубят трудности, с которыми сталкиваются сейчас поставщики питьевой воды.

Поиск решения.

В подземных водах около Виноны (Миннесота), которые являются источником питьевой воды для местных жителей, естественным образом содержится радий, и муниципальный отдел по водоснабжению заявляет о проблемах, связанных с минимизацией уровня радиации в воде. Недавние тесты питьевой воды в Виноне показали, что содержание радия превышает федеральные пороги. После появления новостей о результатах этих тестов городские власти предупредили жителей, что воздействие низких доз в течение нескольких лет может повысить риск развития рака. Но они не стали советовать людям избегать употребления этой воды.

Сейчас городские власти собираются использовать продукт под названием TonkaZorb, который должен удалять радий из воды. Активным элементом этого продукта является марганец, который соединяется с радием. Образующиеся комки легко отсеиваются песчаным фильтром. Местные СМИ сравнили этот продукт с кошачьим туалетом. Член муниципального отдела по водоснабжению Брент Бунке говорит, что городские власти планируют также заменить фильтрующий материал в старых песчаных фильтрах. Но все эти решения требуют больших финансов. «Это издержки ведения бизнеса», - говорит Бунке. Винона далеко не одинока в своей борьбе с радием. И вряд ли местные жители страдают больше других. «Города, которые сталкиваются с радием, не имеют достаточно средств для этой борьбы», - говорит Эванс. - «И это долгосрочная проблема». Со временем городским службам придётся бурить землю глубже, чтобы найти достаточно воды, а концентрация радия там, как правило, выше.

Некоторые ищут другие решения. Например, сотрудники Стэнфордского университета нашли способ предсказывать, когда и где уран попадает в грунтовые воды. Она обнаружили, что растворённый кальций и щелочи могут повысить способность воды поглощать уран. Поскольку это происходит в верхних слоях почвы, сотрудники по снабжению питьевой водой могут узнавать, проходит ли вода через эти слои почвы. В сельскохозяйственном центре Калифорнии было проведено исследование на наличие урана, и его обнаружено очень много. «Когда вы начинаете думать о сельских системах водоснабжения или о воде, которая будет использоваться в сельском хозяйстве, ваши экономические ограничения становятся очень большими», - говорит профессор земных систем Стэнфордского университета Скотт Фендорф. - «Вы можете использовать такие методы фильтрации, как обратный осмос, которые требуют больших финансовых вложений».

В общем, от радиации в воде очень сложно избавиться. Обратный осмос может быть эффективен для урана. Активированный уголь может снизить концентрацию радона и стронция. Однако, стандартные домашние фильтры или фильтры водоочистных сооружений не могут удалить все радиоактивные частицы. Учёные и экологи говорят о необходимости дальнейшего поиска решений в виде более строгого контроля. Общественная озабоченность растёт по всей стране, так как эта проблема проявляется почти везде. Нэк теперь хорошо это знает. Почему она не хочет переехать? «Я не говорю, что я не хочу. Я не говорю, что нам это не нужно», - говорит она. - «Но я совершенно не представляю, куда нам поехать. Похоже, что заражённых мест не так уж мало, и они распространены по всей стране».

Источник: Radioactive Contamination Is Seeping Into Drinking Water Around the U.S., Lynne Peeples, truthout.org, January 3, 2022.

преступность, коррупция, демократия, неолиберализм, экология, медицина, США

Previous post Next post
Up