Качественное образование подготавливает достойную смену для иранского государства.

Feb 24, 2023 08:00



Молодёжь - душа и опора общества. Энтузиазм и инициативность характерны для сильных граждан любой страны. Относится ли это к Ирану, где молодёжь сыграла важнейшую роль в Исламской революции 43-летней давности? В ходе революции и после неё молодые люди Ирана обрели разнообразные возможности для получения образования и работы во всех областях науки и экономики своей страны.

До падения монархического режима огромное количество детей, нуждающихся в образовании, было лишено возможности учиться в школах, поэтому статистика неграмотности в этой стране постоянно увеличивалась из-за роста общего числа населения. По данным переписи 1976 года, неграмотными были 14,2 млн. человек от 6 лет и старше - 52,5% от общего числа иранцев в 27,1 млн. человек.

Менее чем через год после победы Исламской революции в Иране, благодаря пониманию правительством имама Хомейни важности искоренения неграмотности, была создана Организация по ликвидации неграмотности. В 1984 году по решению Исламского консультативного совета эта организация была передана под контроль Министерства образования.

После выполнения в 1990 году Общего плана ликвидации неграмотности и получения образования 4,1 млн. человек, которые ранее были неграмотны, уровень грамотности в Иране достиг в 1996 году 79,5% (увеличившись на 18%). Рост уровня грамотности продолжился в 2006, 2011 и 2016 годах достигнув 84,6%, 84,8% и 87, 6% соответственно, а в 2021 году уровень грамотности вырос до 90,5%. Разница в уровне образования между городом и деревней для возрастной группы 10-49 лет составила 5,6%, а между женщинами и мужчинами - 2,1%. Сейчас в Иране менее миллиона неграмотных.

Большинство иранских учёных-ядерщиков - молодёжь.

Иранские школы и университеты, в которых учатся 4 млн. человек, сыграли заметную роль в формировании научного сознания молодёжи. И мы не преувеличим, если скажем, что наука в революционном Иране связана с качественным образованием этой важной части народа. Возможно, именно это привело к широкому участию мальчиков и молодых людей в процессе строительства современного Ирана, который поднялся до уровня технически развитых стран. Для понимания уровня развития научного образования в Иране нужно знать, что большинство национальных учёных-ядерщиков - молодые мужчины.

Несмотря на попытки Запада использовать все свои средства для заманивания или запугивания молодёжи, иранские студенты по-прежнему остаются важным слоем общества, которые используют социальные сети во благо своей Родины. Во главе Ирана, который ежедневно сталкивается со всевозможными внешними угрозами, стоит лидер Али Хаменеи, не отвергающий важность постоянного общения со школьниками и студентами для воспитания в них приверженности революционным идеям и стремления к наукам и знаниям.

Это общение помогает узнать заботы и проблемы молодых людей, а также их устремления, мнения и мысли. «Я говорю молодым людям: Именно вы должны строить нашу страну, вести нашу страну вперёд», - сказал иранский лидер Али Хаменеи на ежегодной встрече со студентами и школьниками. - «Именно молодое поколение должно взять на себя эту задачу. Конечно, мы не ожидаем этого от тех молодых людей, которые отвлечены на пустяковые материальные вопросы, наркотики и т.п.. Мы ожидаем этого от целеустремлённых молодых людей, которые наделены живыми чувствами и чувствуют свою ответственность».

А в своём выступлении перед школьными педагогами он сказал: «Пусть главной вашей задачей будет воспитание верующей и мыслящей молодёжи, обладающей глубокими познаниями и хорошо знакомой с религиозными вопросами, молодых людей, которые придерживаются исламских знаний и традиций. Это обеспечит будущее страны. Происки врагов, которые нацелены на распространение сомнений в убеждениях молодёжи, вы должны считать опасной враждебной атакой. Не позволяйте им достичь своих целей».

Образование - преобразующее оружие.

«Ежегодное вступление нескольких тысяч энергичных и образованных молодых людей в вооружённые силы - большой плюс и хорошая весть, так как это ведёт к модернизации и усилению страны», - сказал недавно Али Хаменеи. - «Присутствие иранской молодёжи в различных научных, политических и военных областях обещает хорошее будущее». Ирану удалось использовать образование в качестве оружия для преобразования общества и преодоления внутренних расколов. Несмотря на множество религий, сект, рас и языков, существующих на территории Ирана, его объединяют общие исторические, культурные и географические связи, значение которых усиливает образование, укрепляя единую национальную идентичность.

Различные учебные учреждения внесли свой вклад в формирование образовательной политики, которая отражает природу социальной, политической и экономической культуры Ирана. Эта политика направлена на подготовку молодых специалистов, которые наделены лидерскими качествами, в дополнение к научным и культурным знаниям. Учебные программы в Иране большое внимание уделяют наукам, искусствам, языкам и критическому мышлению, которые необходимы для управления государством и взаимодействия с внешним миром. Образование сыграло существенную роль в ликвидации общественных разделений. Этому способствовала новая образовательная политика, вводящая обязательное и бесплатное образование, начиная с детских садов. Теперь образование является всеобщим, и на его финансирование выделяется не менее 3,5% иранского бюджета, несмотря на негативные последствия экономических санкций.

Значительный прогресс был достигнут в секторе высшего образования. Это привело к тому, что с 1996 по 2008 год научная деятельность увеличилась в 18 раз. В 1996 году было опубликовано 736 научных статей, а в 2008 - уже 13238. В одном только 2011 году научная деятельность в Иране росла в 11 раз быстрее, чем в среднем по миру, и быстрее, чем в любой другой стране.

Сегодня в Иране существует огромное количество студентов, изучающих естественные и инженерные предметы - более двух миллионов, что на 161% больше, чем в 2004 году. Следует отметить, что 70% студентов - девушки. По данным ЮНЕСКО, в 2014 году Иран около 2,95% своего ВВП потратил на образование на всех уровнях. Эта цифра составляет 19,7% от всех государственных расходов. По этому показателю Иран занимает высшие места среди большинства развивающихся стран.

Во всём мире правительства тратят на образование в среднем 14,25% от общих государственных расходов. Уровень грамотности в Иране очень высок, в сравнении с другими ближневосточными странами: в 2013 году уровень грамотности в Иране достиг 84,6%, а в соседних арабских странах он не превышает 78%. Уровень грамотности среди молодых людей 15-25 лет ещё выше - 98%.

Обязательное образование.

В Иране базовое 9-летнее образование обязательно. До принятия Закона о реформе образования в 2012 году базовое образование длилось 8 лет, и разделялось на 5-летнее начальное и 3-летнее неполное среднее. Реформы увеличили начальное образование до 6 лет, увеличив базовое до 9 лет. В начальную школу дети ходят 24 часа в неделю. В учебную программу входят такие предметы как математика, естественные науки, изучение ислама, чтение и письмо на персидском языке, обществоведение.

В средней школе изучаются такие предметы как история, профессиональное обучение, арабский и английский языки. Количество учебных часов в неделю больше, чем в начальной школе. Учебная программа для средних школ утверждена на национальном уровне и одинакова по всей стране. Среднее образование необязательно, но бесплатно. Продолжается оно 3 года.

На этом уровне учащиеся могут выбирать одно из доступных направлений обучения: академическое, инженерное или профессиональное. Академическое направление - самое популярное. Последние 4 десятилетия высшее образование ускоренно расширялось. До революции в Иране было всего 16 университетов, в которых учились 145315 студентов. В 2008 году в иранских университетах обучалось более 3,5 млн. студентов, подавляющее большинство студентов обучается в частных университетах.

Более полумиллиона иностранных учеников.

В Иране обучаются тысячи иностранных студентов. В мае 2021 года замдиректора Центра международных отношений и иранских школ Абул-Фадл Камали сообщил, что в иранских образовательных учреждениях учатся 527 тыс. иностранных студентов из различных стран, включая Афганистан, Бангладеш, Пакистан и Ирак. Иностранные дети могут учиться в обычных иранских школах, вместе иранскими школьниками. В то же время, в нескольких иранских городах, например, Тегеране, Куме, Кашане и Мешхеде, открыты 22 специальные школы для иностранных детей.

Источник: فاطمة فتوني, الشباب الإيراني ركيزة الدولة: التعليم أولاً من أجل بلاد قادرة, almayadeen.net, 23.11.2022.

студенты, дети, школы, Иран, статистика

Previous post Next post
Up