Эдвард Бернейс - американский бизнес-консультант, который изобрёл термин «связи с общественностью». Он стал одним из пропагандистов Первой мировой войны в США, называя её войной, необходимой для «создания безопасного для демократии мира». В 1920-х годах Бернейс работал в ряде крупных корпораций, помогая развивать их бизнес с помощью маркетинговых кампаний, оказывающих влияние на общественное мнение. В 1928 году он опубликовал
книгу «Пропаганда», изложив в ней теорию «связей с общественностью». Эта книга даёт представление о психологии толпы и описывает эффективные методы манипуляции общественным мнением.
Несмотря на почти 100-летнюю давность, эта книга очень актуальна и сегодня. И её актуальность - свидетельство постоянности природы человеческой психологии. Один из ключевых выводов этой книги заключается в том, что контроль над разумом - важный аспект всякого демократического общества. Бернейс написал, что без «сознательного и разумного манипулирования организованными привычками и мнениями масс» демократия просто не может «работать». «Нами управляют, наши умы направляют, наши вкусы формируют, наши мысли внушают нам люди, о которых мы никогда не слышали. Это логический результат организации нашего демократического общества. Огромное число человеческих существ должно сотрудничать таким образом, если они хотят жить вместе, как гладко функционирующее общество», - написал он.
Тех, кто занимается «управлением», Бернейс называл невидимым правящим классом, который «понимает мыслительные процессы и социальные модели масс». В «Пропаганде» Бернейс основывался на книгах Гюстава Ле Бона, Уилфреда Троттера, Уолтера Липпмана и Зигмунда Фрейда (его дяди), описывая силу массовой психологии и использования её для манипулирования «групповым сознанием». «Если мы понимаем механизм и мотив группового сознания, разве нельзя управлять массами по нашей воле и без их ведома?» - писал он. Недавно я
написал об этом в очерке об оккультных ритуалах и предсказательном программировании, которые используются для манипулирования коллективным сознанием с целью психологического воздействия на мысли и действия больших групп населения.
Я описал некоторые ключевые идеи Бернейса, показывая, что его книга «Пропаганда» стала инструкцией для обработки группового сознания масс глобалистской криптократией.
1) Если вы манипулируете лидером группы, люди подчиняются вам.
Бернейс пишет, что один из самых простых способов повлиять на мысли и действия большинства людей - повлиять на их лидера. «Если вы можете влиять на лидеров, с их сознательным сотрудничеством или без него, вы автоматически влияете на группу, которой они управляют».
Один из наиболее жёстко устоявшихся принципов массовой психологии состоит в том, что «групповое сознание» не «думает», а действует под влиянием импульсов, привычек и эмоций. И при принятии решений о каких-либо действиях, первый импульс формируется под влиянием лидера. По своей природе, люди - групповой вид. Даже когда мы одни, у нас есть сильное чувство принадлежности к группе. Осознаём мы это или нет, многое из нашего поведения - попытка соответствовать идеалам нашей группы, чтобы сохранить чувство общности.
Именно этот метод воздействия на лидера и наблюдение за изменением поведения людей широко используется несколько последних лет. Нам вспоминается один примечательный пример:
ужасно неточные эпидемиологические модели Нила Фергюсона, которые легли в основу карантинной политики президента Бориса Джонсона. Как только Бориса Джонсона убедили в необходимости карантина и масочного режима, англичане тоже так стали думать.
2) Слова обладают большой силой и ключом к влиянию на групповые эмоции.
Слова и фразы связаны с определёнными эмоциями, символами и реакциями. Бернейс писал, что хитрое и осторожное использование слов позволяет манипулировать эмоциями группы и влиять на её действия. «Играя на старом клише, или манипулируя новым, пропагандист может задействовать целую массу групповых эмоций», - написал он. Эта методика успешно использовалась во время пандемии Covid-19. Например, было изменено определение «вакцины», под которой стали понимать экспериментальные препараты. Дело в том, что слово «вакцина» воспринимается общественностью как безопасное и протестированное медицинское вмешательство, которое не только спасает жизнь, но и абсолютно необходимо.
Если бы правительства сказали, что люди должны участвовать в генетических опытах, то большинство, скорее всего, усомнилось в целях этой кампании и выступило бы против неё, так как генно-модифицированные препараты не имеют такого положительного образа в обществе, как вакцины. То же самое касается и слова «пандемия». Раньше слово «пандемия» ассоциировалось со страхом, смертью, хаосом и чрезвычайной ситуацией, во многом благодаря массовой культуре. Теперь пандемия стала нормой.
3) Любое средство коммуникации может быть источником пропаганды.
Любая система связи - телефон, радио, печать или соцсети - средство передачи информации. Бернейс писал, что любое подобное средство может быть источником пропаганды: «Нет такого средства человеческого общения, которое не могло быть также и средством преднамеренной пропаганды». Хороший пропагандист всегда должен быть в курсе новых форм коммуникации, чтобы использовать их для пропаганды.
Системы, которые большинством людей считаются средством распространения свободы слова и демократии, на самом деле, являются инструментом пропаганды. Цензура и баннеры в Facebook, YouTube и других корпоративных социальных сетях - примеры такой пропаганды. Среди других примеров таких механизмов -
ужесточение поисковых алгоритмов Google и DuckDuckGo для блокировки русских веб-сайтов. Однако в этом нет ничего удивительного, так как Google занимается такой
«теневой пропагандой» уже много лет.
4) Повторение одного и того же снова и снова закрепляет шаблоны и предубеждения.
Хотя Бернейс называет эту методику старой пропагандой, он признаёт её полезность: «Одной из доктрин реакционной психологии являлось частое повторение стимула для формирования привычки и убеждения». Повторение одной и той же молитвы снова и снова - это форма нейролингвистического программирования, направленная на внедрение в подсознание определённых понятий и эмоций. Людям, которые испытывают грусть и депрессию, часто советуют повторять восторженные позитивные фразы.
Есть много примеров использования этой эффективной методики в последние несколько лет. Вспомните такие олигархические и глобалистские лозунги, как «Доверяйте плану», «Восстановим лучше, чем было», «Доверяйте науке». К этой же методике следует отнести и круглосуточное распространение СМИ статистики смертей и заражений, которая создавала иллюзию глобальной эпидемии. Есть и другие очевидные примеры такой методики: например, одинаковые заявления ведущих различных новостных каналов, словно
они читают по одной бумажке.
5) Вещи желанны не из-за собственной ценности, а из-за символов, которые они олицетворяют.
Изучив, почему люди принимают конкретные решения о покупке, Бернейс пришёл к выводу, что люди часто желают купить какую-то вещь не из-за её полезности или ценности, а потому что она олицетворяет то, что они подсознательно хотят получить. «Вещь может быть желанной не из-за своей внутренней ценности или полезности, а потому что человек бессознательно видит в ней символ чего-то другого, чего он желает, стыдясь признаться даже самому себе», - написал он.
Бернейс приводит в пример мужчину, который покупает автомобиль. Со стороны может показаться, что он покупает автомобиль, потому что ему нужно средство передвижения, а на самом деле он покупает его, потому что желает более высокого социального статуса, связанного с новым автомобилем. Эта модель применима и к последним событиям. Например, маски - символ соответствия социальным нормам. Все знают, что
маски бесполезны, но продолжают их носить из-за своего желания выглядеть добропорядочными гражданами, которые соблюдают правила.
Вакцины от Covid-19 - такие же символы добропорядочности, и многие вакцинируются, чтобы их не называли противниками вакцин и конспирологами.
6) Можно манипулировать индивидуальными действиями, формируя обстоятельства, изменяющие групповое поведение.
Бернейс также пишет, что если кто-то хочет манипулировать действиями человека, самый эффективный способ, к которому он может прибегнуть - сформировать обстоятельства, которые принуждают к желаемому поведению. «Каковы истинные причины, по которым покупатель планирует потратить деньги на новую машину, а не на новое пианино? Он покупает машину, потому что в данный момент в его группе распространён обычай покупать машины . Поэтому современный пропагандист приступает к формированию обстоятельств, изменяющих групповой обычай», - писал он.
Например, почему внезапно все стали «поддерживать Украину»? С точки зрения Бернейса, они делают это не потому, что идёт война и невинные люди нуждаются в нашей любви и поддержке, а потому что это стало новым групповым обычаем. Процесс изменения групповых обычаев идёт сверху вниз. В каждой стране или социальной группе есть лидеры, общественные фигуры и влиятельные лица. Манипулирование ими просачивается в общественное сознание. Поэтому, когда знаменитость надевает что-то экстравагантное, это может стать новым обычаем. СМИ быстро распространяли истории о знаменитостях, которые заболели Covid-19 или осуждали русские действия, призывая к ужесточению санкций, которые
нанесли больше вреда Западу, а не России.
Инструкция по пропаганде.
Наш мир стал чрезвычайно нестабильным. Всё быстро меняется, и никто не знает, что может случиться завтра. Однако в этом хаосе есть нечто неизменное, которое оставалось, остаётся и будет оставаться постоянным - человеческая психология. Поэтому не меняются тактики манипулирования мыслями, верованиями и действиями людей. И многие из них подробно описаны 100 лет назад в книге 1928 года Эдварда Бернейса «Пропаганда». Методика наших кукловодов давно известна. И в этой книге можно прочитать, как наши правители манипулируют нами, поэтому она находится теперь в списке запрещённых книг.
Источник:
The Psychology of Manipulation: Lessons Learned From the Master of Propaganda, Ryan Matters, New Brave World, activistpost.com, April 26, 2022.