Кто виноват в инфляции?

Jul 24, 2022 06:11



В росте цен обвиняют всех кого угодно. Виноват центральный банк, который слишком долго и слишком много вкачивал денег в экономику. Виноват Китай, который забрал большую часть реального производства задолго до начала пандемического и карантинного кризиса. Виновата Россия, которая напала на Украину и перерезала поставки газа, нефти, зерна и удобрений для всего мира. Виноват тайный заговор, заменивший жёсткую экономию финансовой бесконтрольностью. Но на самых главных виновников даже не намекают. Катастрофические экономические кризисы часто оправдываются множеством способов, которые, вроде бы правильны, но упускают из вида самое главное. В 2008 году Уолл-Стрит рухнула, спровоцировав Великую рецессию, и это объяснялось: захватом влияния финансистами, которые заменили промышленников в капиталистической иерархии; национальной склонностью к финансовым рискам; неспособностью политиков и экономистов отличить новую систему от гигантского пузыря; были и другие теории. Всё было верно, но ничто не касалось сути дела.

То же самое происходит и сегодня. Монетаристы встали в позу «мы же предупреждали», указывая на свои предсказания высокой инфляции ещё в 2008 году, когда центральные банки начали резко увеличивать свои балансы. Но их довольство нелепо, и напоминает мне прошлогоднее довольство левых, типа меня, которые постоянно «предсказывали» скорую смерть капитализма, наподобие остановившихся часов, которые правильно показывают время два раза в сутки. Разумеется, массово вливая деньги в банки, и ошибочно надеясь, что деньги просочатся в реальную экономику, центральные банки создали эпическую инфляцию цен на активы (бурный рост рынков акций, недвижимости, криптовалют и прочего). Но монетаристская теория не может объяснить, почему крупные центральные банки не смогли с 2009 по 2020 год не только увеличить объём денег, поступающих в реальную экономику, но и довести инфляцию потребительских цен до целевого уровня в 2%. Что-то ещё спровоцировало инфляцию.

Карантин в Китае и российское вторжение на Украину повлияли на развал системы поставок товаров, но всё это не объясняет, почему западный капитализм внезапно «сменил режим» с доминирующей дефляции на её противоположность: инфляцию и одновременный рост всех цен. Для этого необходимо, чтобы инфляция заработной платы превзошла инфляцию цен, что привело бы к цепной реакции, в которой рост заработной платы подхлёстывает рост цен, который подхлёстывает рост заработной платы, и т.д. до бесконечности. Только в этом случае финансисты имели бы право требовать сократить персонал и зарплату. Но сегодня нелепо требовать, чтобы рабочие отказались от повышения зарплаты. Все данные показывают, что в отличие от 1970-х, зарплата растёт гораздо медленнее цен, а рост цен не только не замедляется, но и всё время ускоряется.

Так что же происходит на самом деле? Я считаю, что полувековая игра за власть, ведомая корпорациями, Уолл-Стрит, правительствами и центральными банками, потерпела провал. В результате, западные власти столкнулись с невозможным выбором: подталкивать конгломераты и даже государства к цепным банкротствам или позволить инфляции расти бесконтрольно. 50 лет экономика США поддерживала экспорт Европы, Японии, Южной Кореи, а затем Китая и других стран с развивающимися экономиками, в то время как львиная доля этих иностранных прибылей устремлялась на Уолл-Стрит в поисках более высокой прибыли. В разгар этого цунами капитала в Америке, финансисты строили пирамиды частных денег на основе опционов и деривативов для финансирования корпораций, которые строили глобальный лабиринт из портов, кораблей, складов и дорог. Когда крах 2008 года обрушил эти пирамиды, весь финансилизированный лабиринт краткосрочных поставок оказался под угрозой.

Чтобы спасти не только банкиров, но и сам лабиринт, банкиры вмешались и заменили финансилизированные лабиринты государственными деньгами. Тем временем, правительства сокращали социальные расходы, рабочие места и услуги. Это был щедрый социализм для капитала и жёсткая экономия для труда. Зарплата сократилась, а цены и прибыли остались на прежнем уровне, но цена активов, купленных богатыми (а значит и их богатство) взлетела до небес. Инвестиции (по отношению к доступной наличности) упали до рекордно низкого уровня, мощности сократились, рыночная власть резко усилилась, а капиталисты стали богаче и более зависимыми от денег центральных банков. Это была новая игра за власть. Традиционная борьба между капиталом и трудом за увеличение их долей в общем доходе за счёт надбавок и зарплаты продолжалась, но больше не была источником основной части нового богатства. После 2008 года всеобщая экономия сократила инвестиции и денежный спрос, что в сочетании с банковской ликвидностью (денежной массой) удерживало цену денег (процентные ставки) в районе нуля. В условиях истощения производственных мощностей (даже строительства жилья), дефицита хороших рабочих мест и застоя зарплат, богатые наживались на рынках акций и недвижимости, которые оторвались от реальной экономики.

Затем наступила пандемия, которая изменила самое главное: западные правительства должны были направить часть ускоренно напечатанных денег на оказавшиеся в карантине массы внутри экономики, которые за десятилетия лишились возможности производить товары, и не могли справиться с кризисом поставок товаров. Поскольку в условиях карантинов многие люди тратили свои пособия на дефицитный импорт, цены резко выросли. Корпорации с огромным бумажным богатством использовали свою рыночную власть, чтобы поднять цены до небес. После 20-летней золотой банковской лихорадки стремительного роста цен на активы и корпоративные долги, даже небольшой рост цен смог положить конец игре за власть, которая формировала мир после кризиса 2008 года. Так что же происходит сейчас? Ничего хорошего. Чтобы стабилизировать экономику, сначала властям нужно покончить с непомерной властью, захваченной очень немногими в результате политического процесса бумажного богатства и дешёвых долгов. Но эти немногие не отдадут власть без борьбы, даже если из-за этого они вместе со всем обществом сгорят дотла.

Источник: Who Is to Blame for Inflation? The Power Brokers of Capitalism, Yanis Varoufakis, Project Syndicate, commondreams.org, June 22, 2022.

банки, преступность, кризис, демократия, неолиберализм, идеи, бедность, США

Previous post Next post
Up