«В прошлый понедельник частный самолёт, принадлежащий ливийскому фельдмаршалу Халифе Хафтару, прибыл в аэропорт Бен-Гурион из Дубая и пробыл там около 90 минут, в течение которых сын Хафтара Саддам встречался с израильскими чиновниками, а затем вылетел в Ливию», - израильская газета Haaretz, 8 ноября 2021 года.
В марте 2014 года трое мужчин, двое из них с дипломатическими паспортами, сели на борт частного самолёта, направляющегося на Кипр, их целью была покупка нелегальной нефти на 25 млн. долларов. Эти трое мужчин были израильтянами и сенегальцами. На Кипр они прибыли 14 марта 2014 года на самолёте Learjet. Затем они зафрахтовали катер в Ларнаке и направились к танкеру Morning Glory, который находился в 22 морских милях от побережья Кипра и вёз из ливийского порта Ас-Сидра 32 тыс. тонн похищенной ливийской нефти.
Когда эти трое приблизились к танкеру, один из ливийцев перебрался к ним на катер, на котором состоялось обсуждение. Затем эта троица вернулась в Ларнак, где её арестовали. Когда они предстали перед судом, то заявили, что не нарушали никаких законов, поскольку их попытка купить похищенную ливийскую нефть происходила за пределами 12 морских миль от границ юрисдикции Кипра. После освобождения они сразу же вернулись в Тель-Авив, при этом ничего не сообщается о паспортах, которыми они пользовались.
Этот инцидент, произошедший в восточном Средиземноморье, раскрывает реальное геополитическое и экономическое состояние Ливии в последние 10 лет с точки зрения борьбы за энергоресурсы, с одной стороны, и систематические хищения национальных нефтяных запасов, с другой.
1970-е годы: Запад теряет влияние в ливийском нефтяном секторе.
«Я знаю, что в ближайшем будущем США не пострадают от прекращения поставок нефти из Ливии и других стран-производителей, но мы полны решимости победить Америку, нанеся удар по Европе», - Муаммар Каддафи, 23 декабря 1973 года.
В 1970-х ливийский полковник Муаммар Каддафи национализировал большую часть нефтяных компаний страны и принял новые законы, которые упорядочили участие в нефтяном секторе и ограничили добычу. Эти меры в первую очередь затронули США, так как большая часть экспорта ливийской нефти в прошлые годы направлялась в США, чьи компании владели 90% всей добычи в этом секторе.
Эти законы, о необходимости которых Каддафи сказал сразу же после прихода к власти, стали историческим поворотным моментом в отношениях между Триполи и Западом, включая США. После этого, все сменявшие друг друга правительства США использовали различные средства для оказания интенсивного экономического и политического давления на Каддафи, чтобы вернуться в ливийский энергетический сектор.
От решений Каддафи пострадала не только Америка, но и Европа, которая потеряла контракты на разведку и добычу нефти. Она также вынуждена была мириться с новой реальностью вплоть до ливийских событий начала 2011 года. Ливийский нефтяной сектор всегда находился в центре интересов Запада, особенно стран НАТО, и поэтому внутренний конфликт в Ливии быстро был раздут до уровня постоянной военной напряжённости, и эта ситуация сохраняется до сих пор. Большую часть истории ливийский нефтяной сектор страдал не только от западных посягательств, но и от систематических хищений нефтяных богатств и других нарушений.
Хищения ливийской нефти.
«Мы должны сказать повстанцам в Ливии: мы поможем вам, но мы хотим 50% вашей нефти. Они нам скажут: а как насчёт 75%», - Дональд Трамп, 24 августа 2011 года.
После натовской интервенции и «падения режима Каддафи» в 2011 году Ливия столкнулась с одним из крупнейших грабежей нефти в истории. В последующие годы нефть различными контрабандными способами, с использованием подставных компаний и лиц с дипломатическим паспортами, переправлялась и переправляется до сих пор на европейские рынки.
Большинство военных действий ливийских вооружённых группировок сосредоточено вокруг нефтяных месторождений и экспортных портов. Все бои ведутся, в основном, с конкретной целью: захватить контроль над этими месторождениями и портами. Почти все ливийские вооружённые группировки действуют под контролем из-за границы, и по происхождению этого контроля можно понять, куда переправляется нефть, и наоборот.
Например, в ноябре 2017 года в ходе расследования выяснилась причастность одной мальтийской компании к хищению ливийской нефти с нефтеперерабатывающего завода города Аз-Завия в 40 км к западу от Триполи в тесном контакте с местными вооружёнными группировками. Эта компания проводила подозрительные торговые операции в Ливии с использованием нелегальных судов для доставки нефти на итальянские НПЗ. Нефть и газ из ливийского города Аз-Завия похищались вооружёнными группировками и переправлялись на побережье, где загружались на эти суда. Затем эти нефть и газ доставлялись на Сицилию, откуда эта мальтийская компания продавала их на рынках Италии и других европейских стран. Дальнейшее расследование показало в 2020 году, что торгующая топливом швейцарская компания Kolmar Group AG из города Цуг также участвовала в контрабанде похищенной ливийской нефти.
Это всего лишь пара примеров иностранных компаний, которые провоцировали, участвовали или руководили хищениями ливийской нефти при полном знании и прикрытии правительств тех стран, которые заинтересованы, чтобы энергоресурсы из Ливии поступали на их рынки. И в этом нет ничего удивительного, поскольку совсем недавно эти правительства докатились до прямого военного нападения на Ливию для свержения его законного правительства и создания внутреннего хаоса, в котором вооружённые группировки могли бы свободно грабить местные нефтяные месторождения.
Из утекшей электронной переписки Хиллари Клинтон стало известно о пяти причинах, по которым Франция Саркози вторглась в Ливию для свержения Каддафи, одна из этих причин - желание получить больше ливийской нефти. Эта переписка также подтвердила статью ежедневной французской газеты Liberation от сентября 2011 года, которая процитировала письмо от 3 апреля 2011 года с обещанием так называемого «Ливийского национального совета» дать Франции 35% всей ливийской нефти в обмен на получение поддержки Парижа. Кстати, следует напомнить, что Франция стала первой страной, признавшей этот совет правительством Ливии ещё в марте 2011 года.
Британия также сыграла заметную роль в разграблении ливийского нефтяного «пирога». Эта британская роль началась в 2011 году. В сентябре 2011 года канал BBC сообщил, что британский премьер-министр организовал «подразделение» для проведения тайных операций против правительства Каддафи. Это подразделение называлось «Ливийская нефтяная ячейка». Главной её задачей была блокировка поставок энергоносителей в Триполи на западе Ливии, а также поддержка террористических группировок на востоке Ливии, которые захватывали ливийскую нефть. Правительство Британии также помогало британским нефтяным компаниям продавать бензин террористам в Бенгази. Оно также готовило почву для возвращения британских нефтяных компаний в Ливию.
Эти британские действия в тесном сотрудничестве с ливийскими вооружёнными группировками были направлены на активизацию доли Лондона в разделе ливийского нефтяного пирога. 25 сентября 2011 года агентство Reuters сообщило, что десятки чиновников из нескольких стран, включая Британию, несколько месяцев провели в Ливии, заключая сделки с «Ливийским национальным советом». Среди них был бывший британский офицер Джон Холмс, который в гостинице Тибести в Бенгази вёл переговоры с членами «Ливийского национального совета», которые обещали британским нефтяным компаниям ливийскую нефть. Холмс представлял британскую нефтяную компанию Heritage Oil, которая стремилась получить доступ к ливийским нефтяным месторождениям.
Председатель совета директоров Ливийской нефтяной корпорации Мустафа Саналлах сказал, что до 2018 года, в разгар внутреннего конфликта в Ливии, потери национального нефтяного сектора из-за контрабанды и хищений ежегодно составляли 750 млн. долларов. Наряду с западными странами, активную роль в контрабанде и хищении нефти сыграли ОАЭ, которые поддерживают ливийского генерала Халифу Хафтара, воюющего с войсками правительства Фаиза Ас-Сараджа. Газета Wall Street Journal написала о переговорах между Хафтаром и чиновниками Абу-Даби по продаже ливийской нефти в обход Национальной нефтяной корпорации, которой управляет правительство Западного Триполи. Поэтому ОАЭ усилили поддержку Хафтара в обмен на контроль над так называемым «ливийскими нефтяным полумесяцем» - областью между Бенгази и Сиртом. В то же время Хафтар создал в Бенгази новую нефтяную корпорацию, независимую от Ливийской нефтяной корпорации. Саудовская Аравия также обещала Хафтару миллионы долларов на военные действия против правительства Фаиза Ас-Сараджа.
Геостратегия и энергетическая безопасность в Восточном Средиземноморье.
«Нефть - единственное, за что стоит бороться в Ливии», - Foreign Policy, 4 ноября 2015 года.
Саудовская, эмиратская и французская поддержка Хафтара в конфликте с правительством Ас-Сараджа связана не только с ливийским нефтяным сектором. В 2019-2020 годах она обуславливалась также геополитическим положением Ливии в Восточном Средиземноморье. Цель состояла в свержении правительства Ас-Сараджа и отмене договора, подписанного с Турцией, по которому Анкара расширила свои морские границы в Средиземном море. Дело в том, что этот договор мешает газопроводу EastMed, строительство которого поддерживают Франция, страны Персидского залива, Израиль, Кипр и Греция. В это время конфликт в Ливии вступил в новую фазу, превратив страну в поле региональной и международной битвы за контроль над нефтяными ресурсами и портами, причём стратегическое географическое положение Ливии на побережье Средиземного моря также сыграло свою роль в этом конфликте. Франция и страны Персидского залива хотели отменить этот договор, поддержав Хафтара, а Турция хотела сохранить его, поддержав Ас-Сараджа. В июне 2020 года, после встречи президента Турции с Ас-Сараджем в Анкаре, было объявлено о «начале разведки месторождений энергоресурсов у ливийских берегов».
Ливия: мечта о стабильности.
«Президент Саркози пошёл на политический и военный риск. Власти и народ Ливии знают, чем они обязаны Франции. Мы не будем отказываться от помощи нашим компаниям пользоваться этими преимуществами», - министр торговли Франции Пьер Лелуш, 6 сентября.
По данным Всемирного банка, доходы от продажи нефти составляют более 95% государственного бюджета Ливии, при этом около 80% ливийцев получают государственные зарплаты. С учётом огромных потерь, которые страна несёт из-за грабежа и мародёрства в нефтяном секторе, любые надежды на стабильность по-прежнему связаны с ликвидацией этой проблемы.
Ливия, обладающая крупнейшими запасами нефти в Африке и занимающая пятое место в мире по этому показателю, страдает от хищений нефти со стороны тех стран, которые постоянно проводят конференции «за мир и стабильность». И дело не только в грубом отношении западных стран к состоянию всего региона. Эти политика и стратегия существуют несколько десятилетий, и поэтому «решения», которые принимаются на подобных международных конференциях, типа недавней парижской конференции по поводу выборов, отражают интересы не ливийского народа, а западных властей.
Стабильность в Ливии, как и в любой другой стране региона, невозможна без национального руководства, которое уделяло бы первоочередное внимание своей борьбе с западной гегемонией и её внутренними сторонниками, которые определяют доступ к таким природным богатствам как нефть. Поэтому мечта о стабильности откладывается, пока не появится такое руководство. Только в этом случае, в страну не смогут проникать израильтяне с дипломатическими паспортами, чтобы скупать похищенную ливийскую нефть в Средиземном море, Франция и Британия не будут предоставлять военную поддержку в обмен на нефть, а США, Италия, Турция и другие члены НАТО не смогут протягивать руки к ливийским берегам.
Возможно, слова ливийского мученика и борца за национальное освобождение Омара Аль-Мухтара помогут нам понять конфликтную ситуацию в Ливии и вокруг неё, в которой активное участие принимают незаконные вооружённые группировки и иностранные армии, а также необходимость народного национального руководства: «Когда человек сражается только ради грабежа, он может прекратить сражаться, если получит, что хочет, или если ослабнет, но когда он сражается ради своей Родины, он продолжает сражаться до конца».
Источник: عباس الزين,
ليبيا على خارطة الطاقة.. سرقة موارد واستغلال جغرافيا, almayadeen.net, 16.12.2021.