Почему Запад отказывается признавать Китай сверхдержавой?

Feb 04, 2022 16:47



Статья Гидеона Рахмана в Financial Times стала ярким примером ограниченного понимания западной интеллигенцией неуклонного подъёма Китая как сверхдержавы. «Стать сверхдержавой - сложное дело. Это ставит ряд взаимосвязанных вопросов о возможностях, намерениях и воле», - написал Рахман. Чтобы помочь понять нам, что он имеет в виду, журналист Financial Times приводит аналогию: «Если использовать спортивную аналогию, вы можете быть чрезвычайно одарённым теннисистом и искренне хотеть стать чемпионом мира, но при этом вы не хотите идти на жертвы, чтобы превратить мечту в реальность».

По крайней мере, по мнению Рахмана, Китай способен быть политической силой, хотя он по-прежнему неспособен претендовать на статус сверхдержавы, так как ему, якобы, «не хватает воли», чтобы «пойти на необходимые жертвы». Хотя я был в Пекине всего один раз несколько лет назад, я, как и любой случайный гость китайской столицы, мог увидеть наличие мощного коллективного экономического движения, которое подпитывает не только Китай, но и большую часть мировой экономики. Хотя китайские официальные лица прямо этого не говорят, но их конечная цель - превращение своей страны в сверхдержаву (ибо, честно говоря, сверхдержавы редко осознают пути, которые приводят к этому статусу), и китайское руководство полностью осознаёт природу стоящей перед ним задачи.

Возьмём речь президента Китая Си Цзиньпина в октябре 2019 года по случаю 70-летнего юбилея основания Китайской Народной Республики. «За последние 70 лет под сильным руководством Коммунистической партии Китая китайский народ с большим мужеством и неустанными исследованиями успешно открыл путь к социализму с китайской спецификой. На этом пути мы открыли новую эру», - сказал он. Обратите внимание на постоянные ссылки Си на идеологию, национализм, дальновидность и настойчивость в центральном положении Китая в эту «новую эру». Си поднялся до статуса Мао Цзедуна - в качестве «основного лидера» в 2019 году и «рулевого» в 2021 году - именно из-за его роли в преобразовании Китая в сферах власти, политики и глобального престижа.

Чем раньше мы признаем, что Китай является политической силой, действующей в соответствии с чёткой и решительной политической стратегией, тем более осмысленным будет наше понимание геополитического преобразования Азии и остального мира. С момента возвышения Британии в качестве колониальной державы в XVIII веке и появления нового мирового порядка, определяемого исключительно западными державами, глобальный центр силы сместился из Азии и Ближнего Востока. Позже, начиная с середины XX века, основная конкуренция, с которой вынуждены были мириться колониальные западные державы, исходила от Советского Союза, Варшавского договора и их международных союзников - в основном бывших европейских колоний в Южном полушарии.

Распад Советского Союза, начавшийся в 1989 году, ознаменовал возвращение западной власти, на этот раз во главе с США в качестве единоличного глобального гегемона и неоколониального господина. Однако, быстро стало ясно, что постсоветская глобальная парадигма неустойчива, так как экономическое влияние Европы быстро сократилось, а отчаянная попытка Вашингтона контролировать мир потерпела неудачу, отчасти из-за собственных просчётов, а в основном из-за упорного сопротивления, которое вспыхнуло в новых американских колониях - Ираке и Афганистане.

Стоимость войны, помимо неисчислимых массовых разрушений и человеческих жертв - даже по самым скромным оценкам, в своих военных авантюрах после 2001 года США убили более миллиона человек - выразилась и в тяжёлом ударе по слабеющей экономике США. В опубликованном в сентябре 2021 года докладе Университета Брауна «Проект «Стоимость войны»» говорится, что с 2001 года на провальные войны с Ираком и Афганистаном США потратили около 5,8 трлн. долларов. В том же докладе говорится, что в следующие 20 лет дополнительные 2,2 трлн. долларов будут направлены на лечение инвалидностей ветеранов.

Участие США в длительных войнах с неопределённым целями открыло беспрецедентные геополитические пространства, в которых Вашингтон и его западные союзники доминировали на протяжении нескольких десятилетий. Например, США обладали почти полным геополитическим контролем над большей частью Южной Америки, начиная с принятия «Доктрины Монро» в 1823 году. То же самое можно сказать об Африке, которая, несмотря на официальный конец колониализма на давно эксплуатируемом континенте, продолжала подчиняться воле тех же западных колониальных держав. Однако, в последние три десятилетия наметился заметный сдвиг в геостратегическом влиянии Запада в этих регионах.

Пока Запад вёл бессмысленные войны в Афганистане и Ираке, объявив «войну с террором» с нечёткими целями, региональные и международные политические силы начали заполнять пустые места, возникшие из-за ухода американцев и европейцев из различных регионов. Россия быстро предложила себя в качестве военного и стратегического союзника и реальной альтернативы США в некоторых странах Ближнего Востока, Африки и Южной Америки: Сирии, Ливии и Венесуэле, а Китай начал играть гораздо более важную экономическую роль, показав себя честным партнёром, особенно в сравнении с Западом.

Только после постепенного отступления США из Ирака в 2011 году Вашингтон объявил о своём «Развороте на Азию» - новой военной и политической стратегии, направленной на нейтрализацию китайского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большая часть первого президентского срока Барака Обамы была посвящена геостратегическим политическим перестройкам американского влияния в этом регионе. «США - тихоокеанская держава, и мы здесь, чтобы остаться», - заявил Обама австралийскому парламенту в ноябре 2011 года. - «Поскольку мы заканчиваем нынешние войны, я поручил своей команде национальной безопасности сделать наше присутствие и миссии в Азиатско-Тихоокеанском регионе главным приоритетом».

Однако, американский геополитический сдвиг запоздал. Во-первых, последствия американских войн в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, как с очевидностью продемонстрировало время, оказались слишком серьёзными и дорогими, чтобы их можно было забыть после простого объявления новой стратегии. Во-вторых, Китай к тому времени создал сложную сеть альянсов в Азии и всём мире, которые позволили ему укрепить полноценные связи со многими странами, особенно с теми, которые обеспокоены и устали от западных военных интервенций.

Согласно октябрьскому докладу Международного института устойчивого развития, в последние 12 лет Китай стал главным торговым партнёром африканских стран. «Китай организовал 25 зон экономического и торгового сотрудничества в 16 африканских странах», - говорится в этом докладе, - «и продолжил инвестировать значительные средства по всему континенту во время пандемии COVID-19, о чём указывается в правительственном отчёте о китайско-африканских экономических и торговых связях».

Для сравнения, по опубликованным в августе данным доклада Statista Research Department, «после пика в 2014 году, прямые иностранные инвестиции США в Африке упали с 69,03 до 47,5 млрд. долларов в 2020 году». Именно здесь многие аналитики ошибаются, заявляя, подобно Рахману, что только «экономический вес Китая, как крупнейшей торговой и промышленной державы, даёт ему значительное политическое влияние в глобальном масштабе. Хотя экономическая мощь Пекина не всегда становится политически решающей».

Это значительное ограничение мышления основано на предположении, что «политически решающее» означает повторение схемы США и их западных партнёров во внешней политике, дипломатии и агрессивных войнах. Однако, отношение Китая к политике всегда было совершенно другим. По мнению Пекина, Китаю не нужно вторгаться в другие страны, чтобы получить статус политической силы. Китай использует свою историческую траекторию экономического влияния в стремлении к статусу сверхдержавы, а возможно и империи. Инициатива «Один пояс, один путь» - долгосрочная стратегия, направленная на соединение Азии с Африкой и Европой сухопутными и морскими путями - это современный вариант Великого Шёлкового пути, который представлял собой сеть древних торговых маршрутов, связывавших Китай со Средиземноморским регионом. И эта инициатива многое может рассказать о характере китайской модели.

В этом направлении Китай предпринял множество шагов, которые, несомненно, носят политический характер даже по ограниченному определению западной интеллигенции. Одним из многих соглашений, которые инициировал или к которым присоединился Китай, стала Шанхайская Организация Сотрудничества, в которую входит и Иран. Эта организация - евразийский политический, экономический и военный альянс, созданный в 2001 году для противостояния западным транснациональным организациям, возглавляемым США.

До последнего десятилетия Пекин использовал экономическое сотрудничество в качестве наиболее продуктивного способа выхода на мировую арену в роли потенциальной и растущей сверхдержавы. Однако, можно сказать, что после обамовского «Разворота на Азию», трамповских торговых войн и непрекращающихся байденовских угроз начать конфликт с Китаем из-за Тайваня Пекин начал ускорять развитие политического направления своей стратегии. Китайская так называемая «волчья дипломатия» - одна из наиболее надёжных тактик Пекина, которой он посылает Вашингтону и его партнёрам ясный сигнал, что эту усиливающуюся восточноазиатскую страну нельзя запугать. Эта дипломатия проводится в напористом и даже конфронтационном стиле для защиты национальных китайских интересов.

Согласно общепринятому мнению на Западе, Китай и любая другая страна, которая осмеливается действовать вопреки западному диктату, представляет собой угрозу. Однако, даже когда экономический уровень Китая рос после успешной кампании экономических реформ, введённых Дэн Сяопином в 1978 году, эта страна не считалась угрозой, так как китайский экономический рост подпитывал азиатскую и всю мировую экономику, даже после глобального кризиса 2008 года, который возник из-за коллапса рынков США и Европы. Китай стал угрозой только тогда, когда осмелился определить свои геополитические цели в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая свои моря.

Сейчас Китай - не только одна из важнейших политический сил, но даже самая важная политическая сила в мире, поскольку он неуклонно и постоянно бросает вызов американскому и европейскому господству на различных фронтах - военном в Азии, а также экономическом и политическом по всему миру. Китайское влияние наглядно заметно и за пределами Азии и Африки, в том числе и в Европе, и теперь уже вашингтонские союзники открыто расходятся во взглядах на усиливающуюся холодную войну между США и Китаем и на настойчивую пропаганду Вашингтоном «китайской угрозы».

«Ситуация, когда все должны объединиться против Китая - это сценарий максимально возможной конфликтности. Для меня это контрпродуктивно», - сказал французский президент Эммануэль Макрон во время февральской дискуссии в вашингтонском Атлантическом совете. Все мы должны отказаться от представления о том, что Китай интересует только бизнес и больше ничего. Это ограниченное мышление в отношении Китая помогает увековечить представление о том, что США используют своё глобальное господство для достижения таких благородных целей как «продвижение демократии» и «защита прав человека». Недоразвитость Китая и исключительность США - это не только расистская идеология, это идеология, которая никак не соответствует реальности.

Источник: Denying the Inevitable: Why the West Refuses to Accept China’s Superpower Status, Ramzy Baroud, Politics Today, consortiumnews.com, January 10, 2022.

Китай, Венесуэла, Россия, Англия, Афганистан, война, демократия, кризис, преступность, неолиберализм, империя, идеи, пропаганда, Ирак, Ливия, статистика, США, терроризм

Previous post Next post
Up