Жизнь иракских детей.

Dec 12, 2021 08:20



Несомненно, иракские дети сталкиваются с самыми тяжёлыми страданиями в арабском регионе. И это продолжается более трёх десятилетий, начиная с войны в Персидском заливе 1991 года. Дети испытывают лишения из-за отсутствия доступа к медицине и образованию, и нехватки продуктов питания. Всё это - результат многочисленных кризисов, войн, внутренних конфликтов и коррупции. Такое положение в обществе негативно влияет на детей, которые бросают школу и выходят на улицу, чтобы просить милостыню или работать за низкую зарплату. Нелегко говорить о страданиях иракских детей, чья жизнь зависит от многих политических, экономических и социальных факторов. Но обратившись к истории, можно понять особенности этого кризиса и его влияние на жизнь самых уязвимых членов иракского общества.

С первыми проявлениями жестокости иракские дети столкнулись во время западной блокады 1990 года и войны в Персидском заливе 1991 года. А затем началось американское вторжение 2003 года, когда эта категория иракского населения пострадала от самого отвратительного физического и психологического насилия, включая убийства и тяжёлые ранения, а также лишение родителей и дома, нищету и голод. Разрушение Ирака ужасно повлияло на всех детей, большинство из которых начали страдать от хронического страха, паники, психических расстройств, нервных заболеваний из-за потери безопасности, постоянных взрывов и убийств, а также из-за лишения школьного образования и таких основных социальных услуг как электричество и питьевая вода.

Военное поколение.

Известно, что дети, пережившие кровавые события начала этого века, и выросшие в период, когда американские солдаты вторгаются в иракские районы и нарушают права старых и молодых граждан, стали самой пострадавшей от экономических и социальных последствий войны группой населения. По данным ЮНИСЕФ, военные действия сделали сиротами от 4 до 5 млн. детей, а вдовами - 1,5 млн. женщин Ирака. По британским подсчётам, американское вторжение 2003 года убило более миллиона или около 3% иракцев. Таким образом, вчерашние дети, особенно поколение войны в Персидском заливе, столкнулись с физическими и психическими последствиями конфликта. Они не смогли стереть из памяти горе и боль. Более того, на протяжении всей юности и взрослой жизни их сопровождал страх, который лишь усиливался в новом Ираке, в котором распространены разруха, моральное разложение и самоубийства.

Иракские и арабские СМИ называют местный уровень самоубийств ужасающим, поскольку только за первые 6 месяцев 2020 года произошло 293 самоубийств, и, скорее всего, этот уровень продолжит расти из-за чувства нестабильности и других психических расстройств, вызванных экономическими лишениями и психическими травмами, резко увеличившимися во время военного конфликта. Кроме того, иракцы сталкиваются с высокими уровнями разводов, насилия и распадов семей из-за экономического коллапса и социальных потрясений нескольких десятилетий вооружённого насилия. Все эти факторы сильнее всего ударяют по детям, причиняя им моральные и психические травмы, и способствуя росту бедности, невежества, ранних браков и лишения образования. Можно сказать, что недавний трагический инцидент, потрясший всё иракское обществе, в котором женщина бросила в реку Тигр двух своих сыновей, чтобы отомстить мужу, отразил психологический кризис Ирака, который страдает от войны, экономического коллапса и социального кризиса.

Насилие и преступления.

В любой воюющей и нестабильной стране дети страдают от широко распространённого физического насилия. По официальным данным, 23% зарегистрированных за первые два квартала 2020 года случаев насилия затронули детей и подростков, включая 6% для возрастной группы до 11 лет и 17% для возрастной группы от 12 до 17 лет. 80% детей сталкиваются с насилием дома и в школе. Многие девочки, как и миллионы девушек во всём мире, страдают от опасных операций на половых органах, детских браков, сексуальных домогательств, изнасилований и других злоупотреблений.

По данным Высшего судебного совета, в 2019 году в иракских судах зарегистрировано 1600 дел, связанных с насилием в отношении детей, но это число может быть намного ниже реальных цифр, так как многие дела остаются за домашними стенами и не регистрируются в судах из-за «плохой правовой грамотности и низкого социального контроля». Специалисты сообщают, что в том же году от серьёзного насилия, включая изнасилования, ранения и убийства, пострадали более 2114 детей, но и это число может быть заниженным, так как многие боятся преследований и убийств за раскрытие таких преступлений.

По данным ООН, в этих преступлениях виновны ДАИШ, Силы народной мобилизации, армия и полиция Ирака, Пешмерга, Силы национальной обороны Курдистана, вооружённые организации изидов и международная коалиция. Во время войны в Ираке также увеличилось количество организованных преступлений в отношении детей: торговля людьми, сексуальная эксплуатация, принудительный труд, принуждение к попрошайничеству, порабощение вооружёнными группировками женщин и девочек. С октября 2018 года Иракская обсерватория по делам жертв торговли людьми зарегистрировала 64 случая, связанных с торговлей людьми, включая покупку женщин на рынке сексуальных услуг, продажу человеческих органов, использование детей для попрошайничества, злоупотребления при эксплуатации иностранных рабочих.

Недоедание и лишения.

По данным ЮНИСЕФ, почти 4,5 млн. иракцев живут за чертой бедности из-за пандемии COVID-19 и связанных с ней социальных и экономических последствий. Эта пандемия принесла значительный ущерб бизнесу, занятости и ценам, что привело к росту уровня бедности с 20% в 2018 году до 31,7%. Дети сильнее других пострадали от этого кризиса, так как до кризиса от бедности страдал один ребёнок из пяти, а теперь уже два из пяти. По данным ООН, 42% населения Ирака входит в категорию уязвимого, а среди детей 48,8% или каждый второй ребёнок сталкивается с такими лишениями как отказ от школьного образования и отсутствие доступа к питьевой воде, что ухудшает положение семей и детей.

Похищения и военная эксплуатация детей.

По данным Международного комитета Красного Креста, Ирак занимает одно из первых мест по количеству пропавших без вести людей, поскольку их количество может составлять от 250 тыс. до 1 млн. (включая детей). В 2016 году организация Human Rights Watch сообщила, что в похищениях людей участвуют и иракские силовые структуры.

Также эта организация сообщила, что:
- в 2014-2015 годах Силы народной мобилизации арестовали и похитили несколько сотен детей;
- Министерство внутренней безопасности Ирака без предъявления обвинений арестовало и удерживает в трёх тюрьмах с ужасными условиями более 1269 человек, включая 13-летних мальчиков;
- в 2018 году 20 мальчиков 14-17 лет были осуждены за членство в ДАИШ, и сидят в исправительном учреждении для женщин и детей в Эрбиле;
- в Эрбиле, на территории Иракского Курдистана, находятся три учреждения для содержания детей.

Различные вооружённые группы Ирака вербуют детей по меркантильным причинам, поскольку оружейные и зарплатные затраты на детей очень низки, а использовать их можно на тяжёлых и опасных транспортировочных и разведывательных работах. По данным ООН, на протяжении всей этой многолетней войны все вооружённые силы в Ираке участвовали в вербовке и эксплуатации детей. Согласно докладу ООН, с мая 2015 года по июль 2019 года Силы народной мобилизации использовали 70 детей, Суннитские племенные мобилизационные отряды - 42 ребёнка, Силы национальной обороны Курдистана - 19 детей, Отряды сопротивления Синджара - 4 детей, Силы обороны Эзидхана - одного ребёнка, Силы Зерафани - одного ребёнка, полиция Ирака - 8 детей, армия Ирака - 3 детей, а также в этом участвовала и ДАИШ.

Образование.

Одним из самых очевидных показателей состояния образования в стране является бюджет этого сектора. Все последние правительства Ирака не слишком заботились об образовательном секторе, выделяя на него не более 6% от общего национального бюджета. По этому показателю, как и в сфере безопасности и стабильности, Ирак находится в нижней части регионального рейтинга. Многолетний конфликт сократил возможности правительства обеспечивать качественное всеобщее образование. Насилие, разруха и массовое бегство детей и семей нарушили нормальное функционирование системы образования.

По данным ООН, школьная инфраструктура разрушена во многих частях страны, каждая вторая школа разрушена или нуждается в ремонте, остальные школы работают в несколько смен, пытаясь принять как можно больше учеников. Несколько десятилетий войны, нехватка финансирования и повсеместная административная и политическая коррупция сильно осложнили доступ детей к качественному образованию. Сегодня около 3,2 млн. иракских детей школьного возраста не посещают школу, а во время напряжённых боевых действий ситуация была ещё хуже, особенно в таких мухафазах как Салах Ад-Дин и Дияла, где более 90% детей не ходили в школы. Сейчас почти половина, или 355 тыс. детей-беженцев не ходят в школу.

Школы столкнулись с вооружёнными нападениями. 79 школ использовались в военных целях, из них 63 ДАИШ, 10 иракской армией, а остальные Силами народной мобилизации и Пешмергой. Школьное образование, оказавшееся в тяжёлом положении во время конфликта с ДАИШ, продолжает переживать кризис из-за пандемии COVID-19. Исследование Норвежского совета по делам беженцев показало, что после начала пандемии в феврале прошлого года в Ираке были закрыты тысячи школ, оставив без образования более 10 млн. детей до 17 лет. Опрос гуманитарной организации «Руки сострадания» показал, что в прошлом апреле не учились 83% из 6305 иракских детей в лагерях беженцев.

Удостоверения личности.

Иракские дети страдают не только от проблем в сферах образования и социальных услуг, а также вооружённого насилия. Они не могут получить даже нормальные удостоверения личности. Многие из детей родились во время войны, бежали с родителями из своих деревень и городов, и их свидетельства о рождении были потеряны. По данным ООН, 45 тыс. детей-беженцев в Ираке не имеют удостоверений личности, и даже через два года после разгрома ДАИШ не могут получить образования.

В каждой пятой семье, живущей вне лагерей беженцев, есть дети без удостоверений личности, и у большей части семей, живших на подконтрольных ДАИШ территориях, нет хотя бы одного основного документа из-за утери, конфискации, уничтожения или невыдачи. Отсутствие удостоверений личности создаёт серьёзные проблемы для граждан, наиболее важные из которых: отказ в доступе к социальным услугам, медицине, образованию, а также запрет на перемещения по стране и некоторые другие повседневные нужды.

Краткая статистика.

- Около 4,5 млн. (11,7%) иракцев живут за чертой бедности.
- Уровень бедности в Ираке увеличился с 20% в 2018 году до 31,7% в 2020 году.
- 42% иракского населения считается уязвимым.
- Двое из пяти иракских ребёнка (37,9%) живут в бедности.
- 48,8% иракских детей лишены доступа к таким услугам как медицина, образование, социальная помощь и финансовая безопасность.
- Многие дети в Ираке вынуждены работать за низкую зарплату, чтобы помочь выжить своим семьям.
- Дети в Ираке лишены возможностей для нормального психического и интеллектуального развития.
- В Ираке широко распространены беспризорность и бродяжничество.
- Иракских детей часто эксплуатируют банды преступников и террористические группировки.
- Иракских детей заставляют участвовать в боевых действиях и этнических чистках.
- Дети в Ираке лишены полноценных медицинских осмотров в условиях пандемии.
- В Ираке практически нет возможностей для организации отдыха, развлечений и культурных мероприятий.

Нелегко говорить о страданиях детей, которые живут в стране, столкнувшейся со всеобщим кризисом, состоящем из множества исторических, политических, социальных и экономических проблем. Иракские дети срочно нуждаются в новых мерах, которые залечат прошлые и нынешние раны с помощью национальной программы психологического и социального воспитания молодого поколения, чтобы оно смогло полноценно участвовать в жизни общества.

Источник: أنيس العرقوبي, أطفال العراق: ذاكرة حرب لم تُحرق أوراقها بعد, noonpost.com, 20.10.2020.

преступность, кризис, демократия, школы, империя, Ирак, дети, статистика, бедность, война, терроризм, медицина, США

Previous post Next post
Up