В 2020 году иракская экономика столкнулась с серьёзным финансовым давлением из-за обвала нефтяных цен на мировых рынках и снижения нефтяных доходов ниже уровня, заложенного в государственный бюджет Ирака. Из-за высоких государственных расходов имеющиеся в Ираке финансовые ресурсы не смогли обеспечить достаточно средств для выплаты заработной платы госслужащим, что заставило правительство заменить бюджетный проект 2020 года законом о займах (15 трлн. динаров на текущие расходы и 5 млрд. долларов на инвестиции). Это дало правительству возможность выплачивать зарплату госслужащим и финансировать некоторые необходимые расходы до сентября прошлого года.
Но доходы от продажи нефти продолжали сокращаться, и правительство было вынуждено представить новый законопроект о займах на сумму 12 трлн. динаров для финансирования государственных расходов до конца 2020 года. Оба этих закона о займах финансировались через Центральный банк и косвенно за счёт вычета казначейских трансфертов, проведённых через банки, что составило 26 трлн. динаров, увеличив внутренний долг с 35 трлн. динаров в 2015 году до почти 64 трлн. динаров в 2020 году.
Палата Представителей потребовала финансировать бюджетный дефицит правительства за счёт правительственных займов в рамках комплексной программы реформ, принятой в качестве основы для бюджета на 2021 год, чтобы обеспечить прочное закрепление финансовых и экономических реформ в федеральном бюджете. В конце 2020 года правительство представило в Палате Представителе проект реформ (так называемую «Белую книгу») с гарантиями поэтапного утверждения общих рамок этого проекта, пока не будут достигнуты конечные цели реформ: диверсификация экономики Ирака, развитие частного сектора, увеличение ненефтяных доходов и т.д..
Бюджет на 2021 год и изменение валютного курса.
Кризис валютного курса возник после появления первоначального бюджетного проекта на 2021 год и установления Министерством финансов нового обменного курса для финансового сглаживания огромного разрыва между расходами и доходами правительства. Финансовое давление, с которым столкнулась иракская экономика в 2020 году, заставило Министерство финансов повысить обменный курс иракского динара в бюджете на 2021 год с 1182 динаров за 1 доллар США до 1450 динаров за 1 доллар, чтобы увеличить государственные доходы от экспорта иракской нефти примерно на 10 трлн. динаров.
Однако, действия Министерства финансов оказались недостаточными, а бюджетный проект не соответствовал финансовому кризису в Ираке, и не мог обеспечить финансовые и экономические реформы. В бюджетном проекте на 2021 год уровень государственных расходов слишком завышен, не соответствуя ни имеющимся финансовым ресурсам, ни обещанным реформами принципам контроля и рациональности. В бюджете на 2021 год общие государственные расходы составили 164 трлн. динаров, а общие доходы 93 трлн. динаров: 73 трлн. динаров от экспорта нефти и 20 трлн. динаров прочих доходов. Итого, общий запланированный дефицит составил 71 трлн. динаров - 43% от всех расходов и на 158% больше дефицита в 2019 году.
Нефть и валютный кризис.
Также как обвал нефтяных цен оказал давление на обменный курс динара в процессе достижения финансовой цели (увеличения доходов от продажи нефти) и монетарной цели (уменьшения продаж в долларах и сохранения долларовых резервов в Центральном банке), восстановление цен также оказало давление на обменный курс, но на этот раз в противоположном направлении, в основном, по политическим причинам. В марте 2021 года иракские доходы от продажи нефти превысили 5 млрд. долларов, при средней цене на нефть 60 долларов за баррель. Это увеличило государственные доходы и усилило призывы вернуться к старому обменному курсу (1200 динаров за 1 доллар США), поскольку исчезла необходимость снижать стоимость динара для сглаживания дефицита правительственного бюджета. Кроме того, население недовольно недавним скачком цен на местных рынках, который оказался очень болезненным из-за слабого государственного контроля и жадности торговцев, которые оправдывают увеличение цен падением курса динара. Обменный курс стал благодатной темой для иракских СМИ, особенно на фоне окончания обсуждения бюджета, приближения выборов и усиления споров между политическими блоками и партиями в Ираке. Таким образом, валютный кризис, дополняющий старые социальные и экономические кризисы, которые начались в 2003 году, усиливает политический кризис.
Последствия снижения курса динара.
Несмотря на тяжесть экономического и валютного кризиса, политическое давление на Центральный банк и правительство с требованием вернуть старый обменный курс, вызванное, в основном, предвыборными мотивами, наталкивается на ряд препятствий. И одно из главных из них - юридическое, так как если обменный курс всё-таки будет возвращён на прежний уровень в бюджете на 2021 год, то правительство и Центральный банк, скорее всего, оспорят это решение, ссылаясь на 4-ю статью Закона о Центральном банке Ирака, которая предусматривает исключительную ответственность Центрального банка за формирование и проведение кредитно-денежной политики в Ираке. В 2015 году Федеральный суд вынес решение в пользу Центрального банка по его апелляции против желания Парламента добавить в бюджет на 2015 год 50-ю статью, которая должна была заставить Центральный банк установить потолок своих продаж долларов в 75 млн. долларов в день.
С другой стороны, ещё одно изменение обменного курса под политическим давлением ослабляет автономию Центрального банка и уничтожает доверие к кредитно-денежной политике в Ираке, что оказывает негативные последствия на состояние бизнеса в стране. Кроме того, восстановление старого обменного курса не гарантирует возврата цен на прежние уровни из-за малой вероятности снижения цен в современной, особенно иракской, экономике. Хуже того, изменения обменного курса в зависимости от колебаний мировых цен на нефть усиливает зависимость иракской экономики от нестабильности нефтяного рынка, увеличивая вероятность провоцирования внутренних экономических и финансовых кризисов из-за зарубежных кризисов. Таким образом, существующий экономический кризис может только обостряться из-за нестабильного состояния внешних экономических, финансовых и нефтяных секторов.
Источник:
الاقتصاد العراقي: من ازمة تمويل الى ازمة سعر صرف, annabaa.org, 31.03.2021.