В последние месяцы в Ираке наблюдается тревожный рост насилия, начиная с нападений на армейские казармы и деревни в районах, освобождённых от террористической организации ДАИШ, включая взрывы жилых домов и административных зданий в «зелёной зоне», и заканчивая похищениями мирных граждан и убийствами активистов городских демонстраций. Это прискорбное насилие наблюдается в различных районах Ирака. Проблема национальной безопасности Ираке остаётся актуальной. Возникает вопрос: может ли федеральное правительство и его аппарат госбезопасности восстановить стабильность и порядок в стране?
Действия правительственных учреждений по предупреждению и борьбе с этими серьёзными угрозами безопасности дублируются разведывательными службами. Например, это происходит на западе и северо-западе Ирака при поиске тайных террористических ячеек и боевых столкновениях с боевиками. Наблюдается явное отличие отношения правительственных учреждений и органов госбезопасности к проблемам безопасности и реальным терактам, убийствам и похищениям людей в Багдаде, центре и юге Ирака, и на западе страны. Равнодушие властей доходит даже до того, что преступления против несовершеннолетних не рассматриваются как уголовные дела.
Политическая воля в противостоянии угрозам национальной безопасности также проявляется двояко. После любых успехов армии и органов госбезопасности на севере и северо-западе Ирака, СМИ, политические и правительственные учреждения громко заявляют об очередной победе над террористами. В то же время, СМИ и правительство предпочитают умалчивать о серьёзных угрозах национальной безопасности в Багдаде, центре и юге Ирака, так что кажется, что правительство не желает бороться с этими угрозам. И эту проблему нужно решать не простыми обещаниями когда-нибудь сформировать комиссию по расследованию служебных правонарушений.
Эта проблема проявляется во многих местах, например в мухафазе Зи-Кар. Несмотря на приезд главнокомандующего Вооружёнными силами и Контртеррористической службы и его приказ освободить похищенных людей, включая Саджада Аль-Ираки, спецназ и местная полиция не смогли сделать это. А некоторые политические партии, вооружённые группировки и СМИ даже выступили против этой операции. И в Багдаде таких проявлений терроризма очень много. Прошло уже более года, но истинные виновники убийств сотен молодых протестующих на площадях столицы до сих пор не найдены, как и не наказаны чиновники, которые виновны в преследованиях активистов, правозащитников и наблюдателей. Вся концепция безопасности стала неопределённой, и её значение изменилось для различных регионов и учреждений. То, что считается террористической деятельностью в некоторых регионах, не считается таковой в других. Эта двойственность опасна и мешает органам госбезопасности обеспечивать стабильность и безопасность в обществе.
Эта проблема, созданная политическими партиями и вооружёнными группировками, не даёт правительству, органам госбезопасности и полиции обеспечивать тот уровень безопасности, которого достойны иракские граждане. Концепция безопасности должна быть одинаковой и единой для всех регионов и учреждений государства, а укрепление стабильности и верховенства закона должны быть основной задачей федерального правительства и командования вооружённых сил. Государство должно бороться со всеми угрозами безопасности в обществе, включая преступность и терроризм. Всякая преступная деятельность должна везде и всегда считаться угрозой гражданскому миру. Двойственное отношение к этому приводит к ухудшению уровня безопасности и правопорядка, и может закончиться серьёзными политическими и социальными последствиями.
Источник:
الامن في العراق: اشكالية ازدواجية الارادة والتعامل مع التهديدات, annabaa.org, 5 December 2020.