Огромный и тайный успех социалистического Вьетнама.

Apr 04, 2021 08:32



Лет двадцать назад, когда я переехал в Ханой, этот город был унылым, серым, дымным. Война закончилась, но шрамы остались. Я привёз свой внедорожник из Чили, и настоял, что буду водить его сам. Это был один из первых внедорожников в Ханое. Каждый раз, когда я ехал на нём, в него врезались мотороллеры, которые как снаряды летали по широким проспектам столицы. Ханой был красивым, меланхоличным, явно пострадавшим от войны городом. Были истории, ужасные истории из прошлого. В «мои дни» Вьетнам был одной из беднейших стран Азии. Многие великие объекты наследия, включая Святилище Мишон в центре Вьетнама, оставались огромными минными полями, даже через множество лет после ужасных американских ковровых бомбардировок. Посетить их можно было только на государственных военных машинах.

Здание, в котором я жил, буквально выросло из печально известной французской тюрьмы «Hanoi Hilton», где вьетнамских патриотов и революционеров пытали, насиловали и казнили, и где позже содержались некоторые арестованные американские пилоты во время американской войны, которую в США называют «вьетнамской». Из своего окна я мог видеть одну из двух гильотин во дворе того, что к тому времени стало музеем колониализма. В 2000 году в Ханое не было ни одного торгового центра, и когда мы впервые прилетели туда, терминал аэропорта Нойбая представлял собой крошечное здание размером с провинциальную железнодорожную станцию. В те дни поездка в Бангкок для вьетнамцев казалась путешествием в другую галактику. Для таких журналистов, проживающих в Ханое, как я, регулярные поездки в Бангкок или Сингапур были абсолютной необходимостью, поскольку во Вьетнаме почти не было профессионального оборудования или запчастей.

За два десятилетия Вьетнам стал одной из самых комфортных стран в Азии. Местом, где хотели бы жить миллионы европейцев и американцев. Качество жизни во Вьетнаме постоянно растёт. Его социалистическая модель и центральное планирование очень успешны. Сегодня Вьетнам выглядит, как Китай 20 лет назад. Потрясающие места для прогулок есть в городах Хюэ и Дананге, где строятся современные сети общественного транспорта, а также спортивные сооружения. Всё это резко отличается от экстремально капиталистического мрака в таких странах как Индонезия и Таиланд. Вьетнамский народ может рассчитывать на постоянное улучшение санитарии, медицины, образования и культурной жизни. При относительно небольшом бюджете эта страна находится на одном уровне с гораздо более богатыми странами Азии и остального мира.

Вьетнамцы - одни из самых оптимистичных людей в мире. Всего за три года, которые я прожил во Вьетнаме, эта страна резко изменилась. Сила и решимость вьетнамского народа смогли преодолеть пустоту, которая осталась после разрушения Советского Союза и других социалистических стран Восточной Европы. Подобно Китаю, Вьетнам успешно сделал выбор в пользу смешанной экономики под руководством Коммунистической партии. Мощная попытка США и Европы подорвать социалистическую систему с помощью западных правительственных НПО была быстро выявлена и решительно побеждена. Прокоммунистические и прокитайские фракции внутри правительства и партии победили тех, кто пытался подтолкнуть Вьетнам к Западу.

За этим последовал значительный успех на многих фронтах. 1 октября 2018 года в Southeast Asian Globe появилась статья, в которой говорилось: «Вьетнам показал лучшие результаты среди 151 стран, в которых проводилось исследование качества жизни с учётом устойчивости окружающей среды». Это не первый раз, когда Вьетнам показал исключительно хорошие результаты в сравнении с другими странами своего региона и всего мира.

В той же статье говорится: «В резюме широкомасштабного исследования под названием «Хорошая жизнь для всех в пределах планетарных границ», опубликованном группой учёных Университета Лидса, утверждается, что мы должны кардинально переосмыслить наш метод анализа развития и отношений с окружающей средой. «В сущности, мы работали с несколькими разными показателями и взаимосвязями между социальными и экологическими областями», - говорит Фэннинг. - «Мы пришли к мысли: хорошо, если мы смотрим на социальные показатели, сможем ли мы определить уровень, который эквивалентен хорошей жизни?»»

Это исследование проводилось в 151 стране, и лучшие показатели были обнаружены во Вьетнаме: «Исследователи остановились на 11 социальных показателях, включая удовлетворённость жизнью, питание, образование, качество демократии и занятость. «Нас очень удивило, что Вьетнам очень преуспел», - говорит Фэннинг. - «Вы могли бы ожидать, что это будут Коста-Рика или Куба, поскольку Вьетнам, обычно, не выступал в роли героя устойчивого развития». Дело в том, что исследователи ожидали, что в Коста-Рике и Кубе обнаружат лучшие результаты, так как в них предоставляется хорошая социальная поддержка и отсутствует серьёзный экологический ущерб, в отличие от многих стран».

Это не единственное исследование, которое показало большой успех вьетнамской социалистической модели. В Юго-Восточной Азии Вьетнам давно считается лидером в экономической и социальной сферах. В сравнении с фундаменталистской прорыночной Индонезией и даже Филиппинами, вьетнамские элегантные социалистические города, спроектированные и поддерживаемые для людей, а также красивые и экологически чистые деревни, ясно показывают, какая их двух систем лучше и больше подходит для азиатских народов и их культур.

Во времена роста серьёзных чрезвычайных ситуаций Вьетнам также занимает лидирующие позиции в Юго-Восточной Азии по уровню предотвращения бедствий от стихийных и медицинских катастроф. New Age отмечает, что все социалистические государства, включая Вьетнам, проделали превосходную работу по борьбе с пандемией COVID-19: «Такие развивающиеся страны, как Куба и Вьетнам, с социалистическими или коммунистическими государственными структурами и философией, успешно справляются с пандемией COVID-19. Какую роль сыграли в этом успехе их долгосрочные медицинские и экономические стратегии? Доктор медицины Талебур Ислам Рупом задался этим вопросом, и пришёл к выводу, что сейчас самое время, когда государства должны вкладывать значительные средства в сектор здравоохранения, чтобы обеспечить медицинской помощью всех.

Страны с центрально субсидированными или полностью финансированными системами здравоохранения борются с кризисом COVID-19 лучше, чем любые другие страны. Есть также несколько других существенных причин, которые позволяют им снизить количество заражений и смертей. Куба и Вьетнам - две развивающиеся страны, которые быстро предприняли меры, чтобы справиться с возникшей угрозой. Несмотря на эмбарго и препоны со стороны США, а также ограниченные ресурсы, кубинская борьба с пандемией может считаться образцом для остальных. Вьетнам, экономика которого меньше бангладешской, также заслуживает внимания при поиске методов борьбы с COVID-19, так как он, продолжая поднимать свою экономику смог справиться с пандемией, несмотря на близкое соседство Китая».

По данным Университета Джонса Хопкинса на конец мая 2020 года, в Социалистической Республике Вьетнам с населением 95,5 млн. человек было 327 заражённых и ноль смертей от COVID-19. Даже центральный правый британский журнал Economist не мог не заметить великолепный успех в борьбе с COVID-19 таких коммунистических государств как индийский штат Керала и Вьетнам:

«Вьетнам с населением 95 млн. человек - гораздо значимое место. Однако, в отношении к COVID-19 он поступил по поразительно похожему сценарию с ещё более поразительным результатом. Как и Керала, он рано столкнулся с вирусом, и уже в марте увидел всплеск заражений. Активные случаи заражений также рано достигли пика, но с тех пор они упали до 39. Это уникально для стран, даже отдалённо приближённых к нему по размеру, и, в отличие от более известных историй успеха вроде Тайваня и Новой Зеландии, там почти не произошёл ни один подтверждённый смертельный случай. На Филиппинах - в соседней стране с примерно таким же населением и богатством - произошло 10000 заражений и 650 смертей.

Как и Керала, Вьетнам недавно боролся со смертельными эпидемиями во время глобальных вспышек Sars в 2003 году и свиного гриппа в 2009 году. Вьетнам и Керала выиграли от длительного наследия инвестиций в государственное здравоохранение, и особенно в первичную медицинскую помощь, с сильным центральным управлением и системным охватом от городских районов до отдалённых деревень, а также с обилием профессионального персонала. Не случайно, коммунизм оказал сильное влияние в качестве стабильной государственной идеологии Вьетнама и левых партий, которые доминируют в Керале с 1950-х годов».

Некоторые анализы, включая составленные на Западе, сообщают, что Вьетнам уже опередил многие страны своего региона, включая те, что, по крайней мере на бумаге, богаче. 22 мая 2020 года Deutsche Welle написала: «Главный экономист фирмы Mekong Economics Адам Маккарти считает, что Вьетнам получит большую выгоду от быстрого уничтожения COVID-19. «Возможно, это поворотный момент, после которого Вьетнам опередит такие страны как Камбоджа и Филиппины, и догонит такие страны как Таиланд и Южная Корея, хотя ВВП Вьетнама намного ниже», - сказал Маккарти. - «Поскольку остальной мир продолжает страдать от COVID-19, экспорт всё-таки пострадает». Этот экономист отметил, что всё не может просто так вернуться в норму. И даже несмотря на вероятное увеличение внутреннего потребления в 2020 году, рост на уровне 5% кажется слишком амбициозным. «Скорее всего, он составит 3%, но в данных обстоятельствах это тоже хорошо. Это означает, что Вьетнам всё равно победил»».

Время от времени я возвращаюсь во Вьетнам, и постоянно замечаю, что в этой стране нет трущоб. Крайние страдания широко распространены в жестоких капиталистических Индонезии и Филиппинах, а также в Камбодже и Таиланде. Во вьетнамских городах, посёлках и деревнях нет нищеты. Это, само по себе - огромный успех. Коммунистическое планирование означает, что большинство стихийных и медицинских катастроф можно предотвратить. Когда я жил в Ханое, огромные и густонаселённые районы межу Красной рекой и центром города постоянно затоплялись, каждый год. Но постепенно район был перестроен, и появились зелёные зоны, которые не позволяют воде проникать в город.

Шаг за шагом Вьетнам проводит перемены, направленные на улучшение жизни своих граждан. По понятным причинам, западные и региональные СМИ мало пишут о вьетнамском чуде. С огромными жертвами вьетнамцы нанесли поражение французским колонизаторам и американским оккупантам. Миллионы человек были убиты, но родилась новая, уверенная и мощная страна. Она буквально восстала из пепла. Она построила свою собственную вьетнамскую модель. Теперь она показывает направление развития для более слабых и менее решительных стран Азии, которые продолжают жертвовать своими народами, подчиняясь диктату Северной Америки и Европы. Из одной из беднейших азиатских стран Вьетнам стал одной из самых сильных, решительных и оптимистичных.

Автор - Андре Влчек (Andre Vltchek) - философ, романист, кинематографист и независимый журналист. Шесть его последних книг: «Новая столица Индонезии (New Capital of Indonesia)», «Китайская инициатива Один пояс, один путь (China Belt and Road Initiative)», «Китай и Экологическая Цивилизация (China and Ecological Civilization)» в соавторстве с Джоном Коббом (John B. Cobb, Jr.), «Революционный оптимизм, западный нигилизм (Revolutionary Optimism, Western Nihilism)», революционный роман «Аврора (Aurora)» и популярная политическая документалистика «Разоблачение лжи Империи (Exposing Lies Of The Empire)». Другие его книги можно посмотреть по этой ссылке. Смотрите также его новаторский документальный фильм о Руанде и Демократической Республике Конго «Руандский гамбит (Rwanda Gambit)» и его фильм-диалог с Ноамом Хомским «О западном терроризме (On Western Terrorism)». Источники текстов Влчека: веб-сайт, блог twitter, и блог patreon.

Источник: The Tremendous but ‘Secret’ Success of Socialist Vietnam, Andre Vltchek, journal-neo.org, July 08, 2020.

Китай, Россия, Андре Влчек, Индонезия, Куба, война, медицина, Вьетнам, демократия, кризис, неолиберализм, Индия, империя, идеи, Филиппины, Таиланд, США, терроризм

Previous post Next post
Up