Они полны решимости рассказать о реалиях боев, разоблачить тель-авивские преступления и бросить вызов оккупационной пропаганде. «Если израильская армия захочет прервать мою работу и мой голос ракетами, она сделает это. Но я не прекращу работать, потому что для меня это справедливая война», - сказал 24 сентября ливанский журналист Али Мортада в интервью Cradle. За последний год журналистской работы на юге Ливана Мортада получил множество угроз, в том числе и от
представителя израильской армии. «Он написал в соцсетях, что я не журналист, а шпион Хизбуллах», - сказал Мортада, собирающий для канала Аль-Маядин информацию о героической борьбе Хизбуллах на юге Ливана, который пострадал от наземного вторжения и массированных бомбардировок израильской армии. - «Израильтяне организовали в интернете опросы, спрашивая: когда меня убить - сегодня или завтра. Это опасно, потому что мы знаем, что они не шутят. Они могут это сделать».
Привет, мои враги!
Этот харизматичный корреспондент Аль-Маядин прославился среди европейской публики, благодаря своему фирменному приветствию и неформальным сатирическим видеороликам в соцсетях, в которых напрямую обращается к солдатам израильской армии. «Привет, мои враги, пусть у вас будет очень, очень плохой день», - говорит он в начале каждого видеоролика, иногда куря сигареты и прогуливаясь по пляжам разрушенного войной южноливанского города Сур (Тир, по-гречески). Всего через день после его интервью Cradle,
оккупационная армия убила трёх журналистов, включая двух из Аль-Маядин, когда они спали в гостинице для журналистов на юго-востоке Ливана. «Бомбардировка в 3 часа ночи превратила это место - жилые дома среди деревьев, которые сдавались в аренду различным СМИ, освещающим эту войну - в руины. Автомобили с надписями «ПРЕССА» превращены в хлам, заваленный пеплом и мусором, и, по крайней мере, одна спутниковая антенна для прямой трансляции полностью уничтожена», - сообщали европейские СМИ.
Эта бомбардировка убила оператора Гассана Наджара и техника по вещанию Мохаммеда Рида из Аль-Маядин, а также оператора Уиссама Кассима из канала Аль-Манар. Репортёр канала Аль-Джадид Мохаммад Фархат сказал, что все проснулись в панике и выбежали на улицу в ночной одежде. «В первую очередь мы спрашивали друг друга: Ты выжил?» - рассказала журналистка PBS Лейла Молана-Аллен. - «Журналисты думали, что они в безопасности, потому что этот южный район Ливана не входит в израильскую оккупационную зону». Она сказала, что журналисты передали подробности своих перемещений миротворцам ООН, чтобы они сообщили об этом израильской армии. «И израильская армия использовала эту информацию для нацеливания бомбардировщиков на гостиницы, в которых они спали». Министр информации Ливана Зиад Макари
назвал эту израильскую бомбардировку «убийством, совершённым после сбора шпионских данных, с явным намерением убить журналистов семи СМИ».
Нападения на Аль-Маядин.
Незадолго до этого Израиль совершил налёт на здание Аль-Маядин в бейрутском районе Бир Хассан. «Слава Богу, сотрудников там не было. Мы знали, что нас могут разбомбить в любой момент, поэтому у нас разработан план безопасности, и он помог нам спасти людей», - сказал Мортада. Около месяца назад Израиль убил журналиста Аль-Маядин Хади Ас-Сайеда. Он умер в больнице от тяжёлых ранений 24 сентября после израильского теракта в сурском районе Срифа. Дом Сайеда был полностью разрушен израильской бомбардировкой,
которая убила 492 человека, включая 35 детей и 58 женщин, и ранила 1645 человек. На тот момент, это были самые большие для Ливана человеческие потери за один день после израильских терактов с использованием пейджеров и раций.
Журналисты под израильским огнём.
Ливанские журналисты уже год работают под угрозой израильских убийств. 13 октября 2023 года Израиль убил журналиста Reuters Иссаму Абдуллаха, а 21 ноября 2023 года - журналистку Аль-Маядин Фарах Омар, оператора Рабиха Аль-Маамари и техника Хуссейна Акиля. Все они убиты во время репортажей с ливано-израильской границы после начала операции Наводнение Аль-Аксы, израильской войны в Газе и боев между Хизбуллах и Изралем. Абдуллаха убили израильские танки, открывшие огонь по группе иностранных журналистов Reuters, AFP и Al Jazeera, шестеро из которых получили ранения.
Журналисты Аль-Маядин Омар, Маамари и Акил убиты израильскими ракетами во время репортажа из пограничного района Тайр Харфа. «Это было нацеленное нападение, а не случайность», -
сказал директор Аль-Маядин Гассан бин Джидо, напомнивший, что Израиль запретил вещание этого канала в Израиле за неделю до этого нападения. Израильский самолёт выпустил две ракеты по журналистам, как только они закончили прямую трансляцию, сообщив о последних израильских бомбардировках Ливана. «У меня было чувство невыносимого горя из-за подлого вражеского нападения. Фарах, Рабих и Хуссейн находились на открытой местности», - сказала Амаль Халиль из канала Аль-Акбар. - «На их машине были чёткие надписи «ПРЕССА», и рядом с ними не было никаких военных».
Убийства с целью блокировки правды.
За неделю до убийства трёх её коллег, Халиль сама пострадала от израильского нападения. Она находилась в доме для журналистов в деревне Ярун, когда израильский беспилотник сбросил на неё две ракеты. Один журналист получил ранения, остальные оказались под завалами. «Мы становились мишенями, и видели, как убивают наших коллег. Фарах, Иссам. Но мы продолжали работать без выходных. Мы считаем свою работу данью уважения Фарах, Иссаму и Рабиху, и сопротивлением Израилю. Израиль собирается убить или изгнать журналистов. Он хочет зачистить юг Ливана от журналистов, чтобы не было никаких фотографий, чтобы он мог манипулировать информацией, как после операции Наводнение Аль-Аксы в Газе», - сказала она.
«Конечно, Израиль убивает журналистов в Газе, чтобы скрыть убийства женщин, детей и мирных жителей, а также разрушение домов и сжигание фермерских полей. Они не хотят, чтобы их преступления подтверждались свидетельствами и фотографиями. Они хотят, чтобы мир поверил, что они стреляют по военным объектам, а не мирным жителям», - сказала также Халиль. Как и Мордата Халиль пострадала от прямых личных угроз со стороны Израиля, который пытался запугать её и заставить отказаться от журналистики. 25 августа этого года она получила такое сообщение на свой телефон с израильского номера: «Мы знаем, где ты, где живут твои родственники. Если хочешь, чтобы твоя голова оставалась прикреплённой к телу, ты должна покинуть Ливан».
«Израиль угрожал мне, потому что моя работа - вызов для них и доказательство преступлений, которые они совершили с первого дня нападений на Ливан 8 октября. Весь прошлый год я была на передовой. Я писала статьи о стойкости и вызовах израильскому врагу из приграничных деревень. Я снимала фотографии на свою камеру, на которых видно, как израильтяне разрушали и сжигали дома, и убивали детей и женщин», - сказала также Халиль.
Становление военного журналиста.
Халиль с удивительным мужеством ведёт репортажи из зоны боевых действий, хотя никогда не хотела быть военным журналистом. В 2006 году, когда шла израильско-ливанская война, она жила комфортной жизнью в космополитическом Бейруте, писала для Аль-Акбар статьи на женские и социальные темы. «В первый день войны я решила вернуться в свою деревню на юге Ливана. В это время Израиль начал бомбить всё - мосты и дороги - чтобы прервать все сообщения в этой области. Но я решила остаться на юге, несмотря ни на что, чтобы быть с моими родными и заниматься гуманитарной и правозащитной работой с беженцами. А также я продолжала журналистскую работу», - рассказала она. Через 33 дня, когда было объявлено перемирие, редактор Аль-Акбар назначил её военным корреспондентом. «Июньская война 2006 года определила мою судьбу, и я стала военным корреспондентом. Я не осталась корреспондентом на юге Ливана. Я вернулась в Бейрут, где продолжила журналистскую работу». Она остаётся на этой должности до сих пор. Её связи на юге Ливана помогают ей ориентироваться в событиях, и правильно описывать последствия израильских нападений с учётом географии, истории и характера этой области.
Честная журналистика.
Али Мортада из Аль-Маядин также долго работал в военных зонах. Почему он продолжает работать, несмотря на гибель своих коллег? «Прежде всего, это моя работа. Я вёл репортажи из Сирии, Ирака, Бекаа, где шла война с террористами ДАИШ. И я делаю это сейчас, во время Израильской войны». Израиль много раз открыто нападал на Ливан, включая 1978, 1982 и 2006 годы, но он часто делает это и тайно, в том числе и с использованием таких террористических группировок как Аль-Каида. Во время Американской войны в Сирии, которая началась в 2011 году, Израиль руководил многими террористическими группировками, включая Аль-Каиду, ИГИС и Ан-Нусру. Эти группировки воевали не только против Сирии, но и пытались вторгнуться в Ливан через районы на востоке долины Бекаа,
но были разгромлены Хизбуллах и ливанской армией. «Это моя страна, мой народ, это дома моих родных. Я прожил здесь всю жизнь. Я ливанец, поэтому должен сообщать правду до последнего вздоха. Особенно потому, что мир не прислушивается к нам. Так мало журналистов и каналов, которые рассказывают о том, что реально происходит, не ограничиваясь израильской пропагандой. Это национальный долг. Это часть нашей работы», - добавил Мортада.
Военные и информационные поражения Израиля.
Тель-Авив не смог достичь ни одной своей цели в войне с Ливаном. «Нетаньяху хотел захватить города к югу от реки Литани, и вернуть колонистов в Северный Израиль. Но он воюет уже 30 дней и застрял на первой линии обороны, которую Хизбуллах построила на юге», - сказал Мортада, который считает, что у израильской армии нет хорошего плана, и она затягивается в «зыбучие ливанские пески», поскольку растут потери солдат и танков. Израиль не смог вернуть колонистов, а ответные ракетные и беспилотные удары Хизбуллах по израильским военным базам и инфраструктуре вынудили ещё больше колонистов бежать из таких южных районов как Хайфа.
«Вдобавок к этому, Ливан нанёс удар по спальне Нетаньяху», - сказал Мортада, имея в виду дерзкую атаку беспилотников Хизбуллах на дом премьер-министра в Кесарии. - «Хизбуллах получила удар по голове - Израиль убил её лидера Хасана Насруллу и других высших командиров - но она выстояла и наносит ответные удары, так что её положение остаётся хорошим». Халиль также оптимистично оценивает перспективы войны, несмотря на многочисленные и болезненные потери Ливана. Она вспоминает уроки войны 2006 года, в которой «бойцы Хизбуллах одержали победу над оккупантами. Они - сыны этой земли, которые знают местную территорию, и умеют сражаться. Хизбуллах - важная часть Сопротивления на юге Ливана. Ей удаётся побеждать Израиль на земле. Израиль сильнее нас в воздухе, он постоянно бомбит и обстреливает нас из артиллерии. Но в прямых боях вражеские израильские солдаты слабее, в сравнении с силами Сопротивления и народа».
Источник:
LEBANESE JOURNALISTS DEFY ISRAELI THREATS TO EXPOSE THE TRUTH, William Van Wagenen, The Cradle, popularresistance.org, 01.11.2024.