ФАС может штрафовать оффшоры

Feb 11, 2013 08:50

Антимонопольный блог | Блог об антимонопольном законодательстве | Блог о конкурентном праве | Антимонопольное законодательство - блоги | ФАС и оффшоры |Непредставление информации ФАС | Штраф за непредставление информации ФАС | сведения о выгодоприобретателях |сведения о бенецифиарах


Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru via РБК

В конце января ФАС МО принял важное, я бы сказал, прецедентное решение о том, что ФАС России может привлекать к административной ответственности за непредставление информации иностранные компании (в частности - оффшорные).

Немного об этом деле. В рамках рассмотрения ходатайства о приобретении акций ФАС России запросила у кипрской компании сведения о конечных выгодоприобретателях - действительных владельцах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5 % акций известной в России группы «ТАИФ» их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, зарегистрированных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматривается раскрытие и предоставление информации о юридическом лице (оффшорные зоны).

Компания ответила, что сделка всё равно не состоялась, поэтому информация она представлять не будет. ФАС, в свою очередь, наложила штраф в размере 300 000 руб.

Суд первой инстанции согласился с позицией ФАС России. Апелляция же отменила решение и указала, что компания является иностранным лицом, не осуществляющим свою деятельность и не имеющим имущество на территории Российской Федерации, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для привлечения к административной ответственности. Апелляция также сослалась на другое дело (А40-152378/10), по которому было вынесено определение об отказе в передаче в Президиум ВАС. Тройка судей ВАС тогда указала следующее:

«компания является иностранным юридическим лицом, не состояла ни в каких соглашениях и не совершала никаких действий, которые в соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» являются основанием для распространения на иностранных лиц положений названного Закона. Следовательно, компания не является лицом, на которое возложена обязанность, предусмотренная частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Суд апелляционной инстанции также установил, что компания осуществляет свою деятельность на территории Республики Кипр и не имеет на территории Российской Федерации своих представительств, филиалов, а также каких-либо активов».

C этой позицией не согласился ФАС МО, который, оставляя в силе решение суда первой инстанции, посчитал, что поскольку компания на момент получения письма антимонопольного органа владела акциями российского юридического лица, она должна была направить в ФАС России запрошенную информацию, что ею сделано не было. Являясь иностранным юридическим лицом, компания совершила на территории Российской Федерации административное правонарушение, в связи с чем привлечение к административной ответственности законно.

Видимо, с принятием данного постановления ФАС России получает карт-бланш на истребование информации, в том числе о конечных бенефициарах, у оффшорных компаний и возможность привлекать их к ответственности за непредставление такой информации.

Можно предполагать, что решение суда является одним из шагов по дальнейшей деофшоризации российской экономики, предложения по реализации которой РАН собирается направить Путину весной.


Скачать постановление ФАС МО

Судебные акты, Непредставление информации

Previous post Next post
Up