Ну, допустим, две тысячи лет ещё не миновало.
А что касается тайн - для узкого круга знающих людей таковых и не было: обычная духовная реальность...
Сегодня, 10.11.2024, на Литургии прозвучало известное Евангельское чтение (Лк., 8, 26-39) об исцелении Гадаринского бесноватого.
Это - очень известный Евангельский сюжет, о котором слышали очень многие даже из тех, которые ни разу не бывали в храме и никогда не читали Евангелия.
Следует сказать, это потрясающее Евангельское событие отражено тремя евангелистами: Матфеем (глава 8, стихи 28-34), Марком (глава 5, стихи 1-20), Лукой (глава 8, стихи 26-39).
Процитирую Евангелие от Марка.
«И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
всегда, ночью и днём, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
Паслось же там при горе большое стадо свиней.
И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
И начали просить Его, чтобы отошёл от пределов их.
И когда Он вошёл в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
И пошёл и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.»
Изложение евангелиста Луки отличается мало, в основном, полагаю, этим:
«И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк., 8, 31); у Марка: «не высылал их вон из страны той» (Мк., 5, 10).
А вот у евангелиста Матфея - название местности несколько иное, а главное - бесноватых почему-то двое:
«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём.
И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас.» (Мф., 8, 28-29)
Уточнение: «прежде времени», - тоже весьма интересно.
Несомненно, главная интрига: так сколько всё-таки было бесноватых: один или двое? Кто из евангелистов «ошибается»?
Отвечу парадоксально: никто не ошибается; все пишут правду.
Но вот понять (если точнее - принять) это - довольно-таки трудно; нужны специальные сведения.
Практически ровно год назад (12.11.2023) прозвучала проповедь схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая; лит. псевдоним Игумен N.): «Материализация ду́хов» (
https://www.youtube.com/watch?v=6rqLeYI31Ks ).
Ещё раньше, 02.01.2021, в моём журнале опубликована заметка: «Умножаем на 2: "уникальные способности" в действительности оказываются бесовскими кознями» (
https://antisovetchina7.livejournal.com/17923.html ). Подзаголовок: «Несколько слов о Двойственном Бесе»...
Итак - Двойственный Бес.
Рогатая личность, способная создавать точную живую копию живого человека.
Причём «плотность», «материальность» этой копии может варьироваться в самых широких пределах: от почти неощутимого уплотнения воздуха («кисея», как выразилась свидетельница) и полупрозрачности самой копии - до полностью «материального» объекта со всеми обыкновенными физическими характеристиками.
Примечательно, что «напяливая» на себя подобие человеческого тела, бес частично теряет свои сверх-человеческие способности, например, способность видеть сквозь стены («Материализация ду́хов» (
https://www.youtube.com/watch?v=6rqLeYI31Ks ). Впрочем, схиигумен Гавриил рассказывал о способности бесов копировать умерших людей, а я в данном случае говорю о копировании живущих.
Конечно, мы не можем знать, каким образом без-телесный дух может временно создать себе плотное, тяжёлое «тело», по виду абсолютно не отличающееся от обычного человеческого. Причём параллельно он создаёт и одежду - которая может отличаться от одежды «оригинала» - и которая тоже «материальна» (к гадаринскому бесноватому это не относится; у него одежды не было).
И ещё важный момент: «двойник» может действовать абсолютно независимо от «оригинала»; причём «оригинал» может даже не догадываться о его существовании! «Двойник» паразитирует на «оригинале» (в публикации «Умножаем на 2...», в рассказе из середины 19 века): девушка ощущала слабость и сонливость - именно в те промежутки времени, когда функционировал её «двойник».
Итак, разгадка тайны №1.
В гадаринском бесноватом был легион бесов. Один из легиона - двойственный бес. Который создал «действующую копию» несчастного бесноватого. Не исключено, что на людей преимущественно нападала именно «действующая копия». Не исключено также, что над созданием и функционированием «действующей копии» трудился не один бес, а несколько.
Евангелист Матфей говорит о реальности восприятия: безобразничали двое.
Евангелисты Марк и Лука говорят о духовной реальности: страждущая человеческая душа была одна, и находилась она в одном-единственном собственном теле.
Тайна №2.
С самого первого чтения Евангелия (а это было очень давно) мне было непонятно некоторое противоречие.
С одной стороны, бесы просили Христа, «чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк., 8, 31); на формулировку Марка («не высылал их вон из страны той»; Мк., 5, 10) я как-то не обращала внимания.
С другой стороны, свиньи, в которых бесы вселились, - сразу же, практически мгновенно, погибли. И - по всей видимости - в эту самую нежеланную бездну и отправились.
Т.е. отсрочка отправления бесов в бездну была - несколько минут. Так сто́ило ли ради нескольких минут «много просить»???
Размышляя на эту тему, я пришла к выводу, что бесам - перед неотвратимой отправкой в бездну - захотелось сотворить напоследок хотя бы какую-нибудь пакость; ну вот хотя бы уничтожить поголовье свиней...
Но - что-то не клеилось в этой версии...
Разгадку нашла неожиданно.
Но сначала хочу напомнить о том, что свинья - животное весьма опасное: может проявлять немотивированную агрессивность. Может нападать на детей или даже взрослых - со смертельным исходом.
Сейчас - многие об этом не знают. Поскольку встречают свиней исключительно на тарелке, в заведомо неагрессивном виде. Современное население в своих комфортных условиях жизни успело забыть многие важные вещи...
А теперь - цитата.
«Знаю случай, который произошел с неопытным экзорцистом. Он велел злому духу войти в свиней, принадлежащих одной деревенской семье. Животные обезумели и растерзали хозяйку. Разумеется, их сразу же убили.» (Габриэле Аморте, «Записки экзорциста».)
Так вот, чего хотели гадаринские бесы!
Они хотели вселиться в свиней - отнюдь не для того, чтобы броситься в море!
С одной-единственной взбесившейся свиньёй - бывают очень большие проблемы; и ведь убить-то её невероятно трудно (только разрывной пулей, как рассказывал К.Г.Паустовский)!
А теперь - попытайтесь вообразить, что это такое: безумно-яростных свиней - не одна, а 2 тысячи!
Это же какой-то живой ураган: с быстрыми, но тяжёлыми неуязвимыми телами, со страшенными зубищами!
Что бы там осталось от всей Гадаринской окрестности!!!
Но бесы, как всегда, переоценили свои возможности.
Они не учли разницу между человеком и животным.
Напоминаю: у человека, по сравнению с животными, - царственное достоинство.
Находясь в человеке, бесы даже имели наглость предъявлять Христу какие-то претензии, хотя предварительно Ему и поклонились.
А, оказавшись в животных, бесы полностью потеряли остатки собственной воли и были объяты таким сверх-животным ужасом от Божества Иисуса, что желали (именно желали!) лучше поскорее утонуть и отправиться в бездну, чем переносить оный ужас.
Их же в буквальном смысле как ветром сдуло!
Апостол Лука пишет: «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом.» (Лк., 8, 37).
Видимо, люди почувствовали, какая жуткая опасность прошла мимо них. Возможно, и догадывались: а что, если бы этот живой смерч обрушился не в море, а на них...
...А теперь, в наши расслабленные, комфортные, маловерные, приземлённые времена - все проповедники дружно говорят: ай-я-яй, несознательные Гадаряне настолько сокрушались о материальной потере (о тех самых свиньях), что Христа попросили удалиться!
Э, не так всё просто!
Ведь и апостол Петр просил Христа: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк., 5, 8)!
Грандиозное чудо было, страшное, величественное.
И с тех пор никто (или почти никто) не задумывался: какие бедствия может сотворить орда из 2 тысяч разъярённых и обезумевших свиней.
Манькова О.А., 10.11.2024, память вмц.Параскевы Пятницы (†IIIв.).