Евангелие: страшная тайна общеизвестных слов.

Jun 13, 2024 22:23

Раскрытие тайн, в особенности Евангельских, - занятие ответственное.
Когда человек постигает о Боге нечто Новое для себя - он уже теряет право жить по-прежнему, как будто ничего не случилось. Полученное Новое Знание он обязан применять в собственной жизни; лучше сказать, он должен изменить собственную жизнь так, чтобы она соответствовала этому Новому Знанию...

«... не бо врагом Твои́м та́йну пове́м, ...»
Врагам нельзя рассказывать тайны. Но, судя по всему, враги Эту Тайну уже знают. Поэтому, полагаю, Её пора узнать и Православным.

* * *
Все слова́ Христа, донесённые до нас Евангелистами, можно условно разделить на три группы:
- с объединением буквального и переносного значения;
- с переносным значением;
- с буквальным значением сказанного.

Наиболее ярким примером первой группы можно считать Притчу о Сеятеле: «Вышел Сеятель сеять». Её буквальный смысл - настолько банален (одни зёрна упали так, другие - этак), что апостолы удивились: к чему это? - Но оказалось, что этот простенький сюжетик иллюстрирует глубочайшие тайны взаимодействия Слова Спасителя и сердца слушателя...

Примером притчи, имеющей исключительно переносное значение, является Притча о бревне во глазе. Полагаю, этот сюжет основан на не дошедших до нас восточных сказаниях. Рассматривать эту притчу буквально - абсолютно невозможно. Ведь мельчайшая соринка в глазу - причиняет такие страдания, что человек забывает обо всём, желая поскорее от этого мучения избавиться. Он просто физически не сможет рассматривать чужие глаза, выискивая там соринки! А в Притче - в глазах не просто соринки, а сучок или даже бревно! Впрочем, возможно, именно благодаря абсурдности буквального значения, эта Притча прочно врезается в память...

Слова́ Христа, имеющие только буквальное значение, - несомненно, самые трудные для понимания.
И ещё невероятно большая трудность: определить, насколько буквально или переносно значение тех или иных конкретных Слов Спасителя...

* * *
Евангелие от Иоанна не раз приводит слова́ Христа: «Да лю́бите друг друга».

Попытаюсь показать, что есть на свете такие люди, которые эту Заповедь Христа - исполняют.

Когда-то очень давно, задолго до «Перестройки», я встретила в каком-то уважаемом журнале удивительное свидетельство.
Речь шла о научных исследованиях в США. Так вот исследователи выявили отдельные случаи, когда во время родов - муж роженицы испытывает некое подобие родовых мук!
Это - очень интересное свидетельство, разбивающее вдребезги всю материалистическую «науку»!
Ведь если бы речь шла, например, о матери или даже свекрови роженицы, - можно было бы вполне в материалистическом духе объяснить (разумеется, используя кучу непонятных терминов), что мама роженицы, сочувствуя ей, вспоминает собственные роды настолько ярко, что начинает как бы ощущать несуществующую боль... Самовнушение, одним словом.
Но у мужчины - не только соответствующего опыта быть не может; у него и органа соответствующего нет!
Что же тогда у него болит?
Материалисты, конечно, и тут найдут наукообразное «объяснение»: им ведь не привыкать «объяснять» одно неизвестное через десяток других неизвестных...

Но, если вспомнить Священное Писание, тут и загадок никаких нет: «И будут двое в плоть едину». Апостол Павел поясняет: «так что они уже не двое, но одна плоть».
Какие ещё могут быть вопросы?
Двое, составляющие едину плоть, вдвоём рожают своего ребёнка. И разделяют пополам физические мучения.
Вот только для того, чтобы всё происходило именно так, нужна глубочайшая взаимная любовь!
Поскольку без глубочайшей любви - невозможно собственным естеством ощущать чувствования естества супруги...
Слава Богу, что такое бывает.

* * *
Мне известны и другие примеры, когда человек собственным естеством (т.е не только телом, но и сознанием) ощущает - в той или иной степени - естество другого человека.

Хочу подчеркнуть: после грехопадения в Раю - первоначальные способности человека в значительной мере утеряны; душевные и телесные силы - расстроены.
И даже в таком слабом, расстроенном состоянии - отдельные люди способны сопереживать другим людям, достигая полной или неполной идентичности физических и психических ощущений!
Но ведь Человек сотворён по Образу и Подобию Божию!
Если даже слабый, грешный, ограниченный (в богословском смысле) человек - способен воспринять на себя ощущения другого человека, то неужели Сильный, Совершенный, Безграничный Бог - не способен ощутить всю полноту чувствований конкретного человека?!
Да, Бог именно чувствует каждого человека!
(Это было мне открыто ещё в 2015 году: «Такое грустное чужое письмо...» ( https://antisovetchina7.livejournal.com/40867.html )).

Некоторые читатели могут возразить: святые отцы учат, что Бог - безстрастен; т.е. Он - не может страдать, следовательно, Он не может чувствовать человеческие страдания.

Это Бог - чего-то НЕ может???

Или мы - НЕ можем правильно уразуметь смысл термина: «безстрастие Бога»?

Цитирую себя же («Фемида - символ человеческого безблагодатного суда»: https://antisovetchina7.livejournal.com/11342.html ): «наши человеческие страсти - это действие смерти в нашем повреждённом естестве, а в Боге, конечно же, смерти нет и быть не может; соответственно, не может быть и страстей. Но безстрастие Бога не означает, что Бог не страдает; напротив, страдание Бога неизмеримо глубже человеческого.»

* * *
А теперь - к тексту Евангелия.
Очень хорошо знакомый отрывок: Евангелие от Матфея, 25-я глава, стихи 31-46.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В этом отрывке перечислены некоторые дела милосердия, и Господь утверждает:
- «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф, 25, 40);
- «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф, 25, 45).

Указанные стихи 40 и 45, как правило, воспринимаются как нравоучительное поучение (с оттенком лицемерия, если разобраться).

Но в действительности эти широко известные слова́ Христа имеют самый буквальный смысл!!!

Попробуем разобраться на примере.
Одно из добрых дел - накормить голодного.
Что при этом происходит с голодным человеком?
Когда человек голоден - он испытывает страдания (о силе которых может судить только тот, кому довелось испытать нечто подобное на себе).
Если голодного человека накормить - он перестанет страдать от голода.

То же - и с другими добрыми делами: дела милосердия уменьшают страдания облагодетельствованных людей (Христос называет их Своими меньшими братьями).

Но, если вспомнить, что Христос ощущает, чувствует душевно-физическое состояние каждого человека, то, в частности, Христос почувствует и уменьшение страданий того человека, который был голоден - и его накормили.
Соответственно, и страдания Христа - уменьшатся! Ровно на величину уменьшения страданий насытившегося человека!

Получается: дела милосердия уменьшают страдания Христа в самом буквальном смысле!

Конечно, страдания Христа не ограничиваются понятными для людей формами.
Например, христианам хорошо знакомо изречение: своими грехами мы заново распинаем Христа.
Но эти правильные слова - как правило, не доходят до сознания, оставаясь мёртвыми...

* * *
Процитированный отрывок из 25 главы Евангелия от Матфея ценен своей наглядностью и относительной понятностью.
Т.е. каждый человек более или менее понимает, что быть голодным, больным, плохо одетым, скитающимся и т.д. - это неприятно.
И как-то помочь такому страждущему человеку - в общем, можно было бы (но лень, и до́рого, и некогда).

Но само по себе знание, что конкретный страждущий человек и Христос - это в некотором смысле «сообщающиеся сосуды»; что Христос ощущает страдания этого человека; и Христос ощущает уменьшение его страданий, если он получит помощь, - это, в сущности, страшное знание.
Поскольку обязывает верующего «уменьшать страдания Христа» в собственной повседневной жизни.
А это - очень трудно.
Поскольку всевозможных страданий вокруг (и внутри!) нас - море!
Вот пожилая мама заплакала от нашей чёрствости - её горечь Христос переживает сильнее, чем она сама.
Вот наш сын-школьник не может уснуть: его обидели в школе, а нам некогда с ним разговаривать, у нас - более важные дела, мы отмахнулись от его нерешительных попыток поговорить; - Христос полной ложкой хлебает его растерянность, переходящую в отчаяние.
Вот нам наконец-то «повезло»: с купюры в 100 рублей нам дали сдачу 934 рубля - мы заметили ошибку кассирши, обрадовались «выигрышу» и не намерены задумываться, чем это обернётся и для кассирши, и для Христа.

Какие там «голодные, больные, раздетые»! Где их искать, чтобы помогать им!
Когда совсем рядом, в нашей семье - всё вкривь и вкось, все друг на друга обижены, и всем плохо!

* * *
И напоследок.
«Меньшие братья» - это вовсе не кошечки-собачки.
Не за кошечек-собачек Христос на Кресте умирал.
А «меньшие братья» - это те люди, которые в данный момент оказались чем-то слабее нас. Это - обиженная мама, сын-школьник и неведомая кассирша.
Это, возможно, предприниматель, у которого при себе пачка банковских карт, но, тем не менее, он уже 3 дня не ел, и есть ему нечего... Всякое бывает...

Манькова О.А., 13.06.2024, праздник Вознесения Господня.

Необычные мысли, Богоподобие человека, Духовность и аскетика

Previous post
Up