". Около 415 года до н. э. «отец риторики» Горгий написал «Похвалу Елене». Целью Горгия было не восстановление справедливости, а создание апологии (защитной речи), которая бы оправдала Елену в глазах аудитории. Сочинение было создано в качестве образца для риторического упражнения - «похвалы» или эпидейктической речи на парадоксальную тему. Таким образом Горгий взял на себя непростую задачу защиты вымышленного персонажа, чья вина была общепризнанной. Оправдание Елены должно было стать практической иллюстрацией теоретических идей автора о силе речи. «Похвала Елене» является в первую очередь похвалой не дочери Зевса и Леды, от которой по мнению автора ничего не зависело, но искусству красноречия риторике и силе убеждения слова (логоса). С «Похвалой Елене» и другим произведением Горгия «Защитой Паламеда» современники связывают появление жанра риторики эпидейктических речей, которые апеллируют к человеческим чувствам, вызывают у адресата определённое эмоциональное состояние. После краткой преамбулы Горгий заявляет о невиновности Елены. Вся его аргументация без риторических приёмов может быть сведена к нескольким тезисам. Горгий считает, что Елена совершила всё то, что ей вменяют в вину, либо:
- по воле судьбы, решению богов и в силу рока; - будучи насильственно похищена; - соблазнённая речами; - пленённая любовью.
Во всех случаях она невиновна. При предопределённости похищения решением богов она никак не могла ему противостоять. В случае соблазнения речами виновным является искуситель, а не обманутый. Речь Париса в данном случае представлена актом «вербального насилия». Любовь в изложении Горгия - воля Эроса, могущественного бога, которому также невозможно идти наперекор.
С появлением «Похвалы Елене» красноречие и риторика начинают осознаваться обществом отдельными наукой и искусством, способными занять место поэзии. В отличие от последней, умению красиво и убедительно говорить можно научить".
"Целью Горгия было не восстановление справедливости, а создание апологии (защитной речи)" Вы хотите сказать, что именно Горгий является духовным отцом современных адвокатов, рьяно борющихся за интересы всевозможных подонков???
"Древнегреческий суд не знал ни прокурора, ни защитника. Каждый должен был защищать себя сам, а обвинитель обязан был в суде лично поддержать обвинение. Но так как частые судебные процессы были обычным явлением в жизни греков и никто не был огражден от привлечения к суду и несправедливого обвинения, то, естественно, каждый стремился приобрести навыки в красноречии, в публичных выступлениях. Но это было делом нелегким, требовавшим значительных средств, времени и продолжительных упражнений под руководством учителей риторики. Поэтому многие из граждан в необходимых случаях прибегали к услугам софистов или к помощи других ораторов, которые составляли для них судебные и иного рода речи. Эти речи нередко заучивались наизусть" (с) Ф. Х. Кессиди, "Сократ" https://plato.spbu.ru/RESEARCH/ksocrat/03.htm
". Около 415 года до н. э. «отец риторики» Горгий написал «Похвалу Елене». Целью Горгия было не восстановление справедливости, а создание апологии (защитной речи), которая бы оправдала Елену в глазах аудитории. Сочинение было создано в качестве образца для риторического упражнения - «похвалы» или эпидейктической речи на парадоксальную тему. Таким образом Горгий взял на себя непростую задачу защиты вымышленного персонажа, чья вина была общепризнанной. Оправдание Елены должно было стать практической иллюстрацией теоретических идей автора о силе речи. «Похвала Елене» является в первую очередь похвалой не дочери Зевса и Леды, от которой по мнению автора ничего не зависело, но искусству красноречия риторике и силе убеждения слова (логоса). С «Похвалой Елене» и другим произведением Горгия «Защитой Паламеда» современники связывают появление жанра риторики эпидейктических речей, которые апеллируют к человеческим чувствам, вызывают у адресата определённое эмоциональное состояние. После краткой преамбулы Горгий заявляет о невиновности Елены. Вся его аргументация без риторических приёмов может быть сведена к нескольким тезисам. Горгий считает, что Елена совершила всё то, что ей вменяют в вину, либо:
- по воле судьбы, решению богов и в силу рока;
- будучи насильственно похищена;
- соблазнённая речами;
- пленённая любовью.
Во всех случаях она невиновна. При предопределённости похищения решением богов она никак не могла ему противостоять. В случае соблазнения речами виновным является искуситель, а не обманутый. Речь Париса в данном случае представлена актом «вербального насилия». Любовь в изложении Горгия - воля Эроса, могущественного бога, которому также невозможно идти наперекор.
С появлением «Похвалы Елене» красноречие и риторика начинают осознаваться обществом отдельными наукой и искусством, способными занять место поэзии. В отличие от последней, умению красиво и убедительно говорить можно научить".
Reply
Вы хотите сказать, что именно Горгий является духовным отцом современных адвокатов, рьяно борющихся за интересы всевозможных подонков???
Reply
"Древнегреческий суд не знал ни прокурора, ни защитника. Каждый должен был защищать себя сам, а обвинитель обязан был в суде лично поддержать обвинение. Но так как частые судебные процессы были обычным явлением в жизни греков и никто не был огражден от привлечения к суду и несправедливого обвинения, то, естественно, каждый стремился приобрести навыки в красноречии, в публичных выступлениях. Но это было делом нелегким, требовавшим значительных средств, времени и продолжительных упражнений под руководством учителей риторики. Поэтому многие из граждан в необходимых случаях прибегали к услугам софистов или к помощи других ораторов, которые составляли для них судебные и иного рода речи. Эти речи нередко заучивались наизусть" (с) Ф. Х. Кессиди, "Сократ"
https://plato.spbu.ru/RESEARCH/ksocrat/03.htm
Reply
Leave a comment