Как устраивать себе пир ежедневно, в т.ч. при зарплате ниже среднего?

Oct 11, 2023 22:46

Предлагаю Вашему вниманию один из способов получения радости («ежедневный пир») посредством вкушения еды.
Но для того, чтобы в этой радости не было греха, необходимо очень серьёзно и вдумчиво разобраться: что́ именно мы делаем и для чего; чего́ именно хотим достичь и какой ценой.

* * *
При словах о ежедневном пире - верующий человек обязательно вспоминает Евангельскую притчу о богаче, который «каждый день пиршествовал блистательно». Как известно из притчи, сей пиролюбец в конце концов оказался в аду.

Вместе с тем, и в Евангелии, и в Ветхом Завете немало положительных упоминаний о торжественном приёме кушаний.

Самое главное Христианское Таинство - Причащение Святых Христовых Тайн - происходит на церковной службе, называемой Обедней, т.е. Обедом; да и установлено оно было Иисусом Христом на Тайной Вечере, т.е. на совместной праздничной трапезе Христа с ближайшими учениками.

В раю, как известно, росли деревья с очень красивыми и очень вкусными плодами.

Бог создал человека для радости!

И человеческая душа помнит об этом (несмотря на своё плачевное греховное состояние)!

Именно поэтому потребность в радости является самой сильной, самой неудовлетворённой и зачастую самой неосознаваемой потребностью человека!

Люди неистово стремятся к т.н. «счастью», не понимая толком, какой именно смысл они вкладывают в это слово.

Бог создал человека прекрасным, совершенным и гармоничным.
Грех обезобразил человека, исказил все силы его души; заставил забыть о том, что Источником всех благ, в т.ч. и радости, является Бог.

Любое человеческое устремление, в котором нет Бога (т.е. нет памяти о Боге, нет любви к Богу), - является греховным, т.е. представляет собой одну из многочисленных разновидностей служения человека Сатане.

А поскольку наша природа испорчена грехом, - нам и думать-то о Боге некомфортно, не говоря уже о том, чтобы Его слушаться!

Однако, если преодолеть в себе эту некомфортность (что очень непросто и очень нескоро), - можно достичь, наконец, той самой безгрешной Радости, которая может исходить только от Бога, и которая может сделать человека по-настоящему счастливым...

О ненасытности

О ненасытности, как правило, говорят в отрицательном смысле, например: сколько всего нахапал - и всё никак не насытится!

И мало кто задумывается о том, что ненасытность - это естественное, необходимое, Богом данное человеческое качество.

Казалось бы, разве такое возможно - чтобы запредельная, неутолимая жадность была дана человеку Самим Всеблагим Богом?!

Повторяю: человек сотворён для Радости.

Но ведь без Бога - Радость невозможна.

А самая высокая (и непонятная для нас грешных) Радость - это Богосозецание, Богообщение и, главное, любовь к Богу.

Т.е. человеческое естество - должно вмещать Самого́ Бога! Оно именно для этого и предназначено!

Может ли «сосуд» (в Священном Писании есть такой образ), предназначенный для вмещения Бога, наполниться (насытиться) чем-либо, кроме Самого Бога?
Конечно, не может.

Но в том-то и трагедия падшего человека: он не помнит, что его ненасытность может насытиться только Богом!
Поэтому с готовностью хватает те приманки, которые подсовывает ему диавол: разврат, деньги, власть... А в сущности - грех, пустота и обман...

О Радости и её суррогатах

Человеческая природа искажена грехом.
Это означает, что все её, Богом данные, свойства - сами по себе добрые и совершенные - теперь обезображены и служат греху.

Естественное для человека стремление к Радости - увы, тоже исковеркано.

Вместо чистой, безгрешной, Божественной Радости - человек глотает отравленную жижу ненастоящего, судорожного, бесовского веселья.

И, к прискорбию, именно стремление к радости - конечно же, при активнейшем участии бесовских полчищ - толкает людей на путь самых мерзких грехов и самого чудовищного разврата.

Радость от еды

Есть такое страшное слово: чревоугодие.
И ещё страшное слово: гортанобесие.

А ещё есть личности, называющие себя православными, которые утверждают, что получать удовольствие от еды - чудовищный грех.

Но если радость от еды - греховна в своей сущности, - как могла Всеблагая Матерь Божия жаловаться Божественному Сыну на нехватку вина на браке в Кане Галилейской?

Как мог Сам Спаситель в своих притчах многократно уподоблять Царствие Божие праздничному пиру?

Да и, наконец, Кем созданы, например, вкуснейшие фрукты (как и вся красота и разнообразие природы)?
Кому Бог предназначил всякие там ананасы-манго-апельсины?
Обезьянкам?
А людям - к фруктам не прикасаться?
Но, если фрукты вкушать - то как можно не радоваться при этом? Не благодарить Бога за вкуснейшую еду?
Кем создано наше вкусовое восприятие; для чего?
Если, по Божиему изволению, мы способны различать тончайшие оттенки вкуса - неужели Бог прогневается на нас, если мы будем едой наслаждаться? Помня о Боге и благодаря Его?
Что за клевета на Всеблагого Бога!!!

По моему скромному мнению, человек ни в коем случае не согрешает, если потребляет вкусную еду с радостью и при этом от души благодарит Бога!

Другое дело, что - как и во всей прочей жизни - к радости от еды могут примешиваться и всякие недолжные (горделивые, суетные, подленькие и т.п.) мысли. В трапезе могут участвовать неблагочестивые собеседники.
Плохим мыслям надо противостоять.
Неблагочестивых сотрапезников - избегать.
Стараться не переедать.

Молитва перед едой и после неё - так или иначе направляет мысли в нужное русло.

Советские мифы о еде

Большевики всегда как бы очень сильно заботились о здоровье трудящихся.
Соответственно, постоянно велась та или иная медицинская пропаганда.

Из всей советской абракадабры про еду мне запомнились три постулата.

1. Принимать пищу регулярно, в строго определённое время.
2. Принимать пищу часто, но понемногу; оптимальное количество - 5 приёмов еды в сутки.
«Вставать от стола с чувством лёгкого голода.»
3. Не есть на ночь.

Что тут можно сказать?

Первое, что приходит в голову: соблюдать эти правила неукоснительно - мог только представитель советской номенклатуры, у которого имелся целый штат прислуги.

А теперь - по порядку.

Первый пункт: строго определённое время.

У Н.А.Павловой (Царство ей Небесное! Один из её рассказов я упоминала в публикации: «Тройное дно «Снежной Королевы». Часть 3-я», https://antisovetchina7.livejournal.com/44117.html ) есть интересное наблюдение на эту тему.
Н.А.Павлова переехала из Москвы поближе к Оптиной Пустыни, т.е. в сельскую местность. Решила обзавестись хозяйством. Купила поросёнка. Но, со своим журналистским прошлым, - ничего не знала о практическом животноводстве. Поэтому всё делала, как написано в какой-то умной книге. А там как раз и было написано, что кормить свинью надо в строго определённое время.
Каков был результат?
Соседки Павловой, которые умных книг не читали, кормили своих свиней, когда придётся, - и никаких проблем не возникало.
А свинья Павловой - начинала оглушительно визжать, если подача корма задерживалась хотя бы на одну минуту.
Та́к журналистка, которая в былые времена интервьюировала Ю.А.Гагарина, превратилась в рабу собственной свиньи - благодаря «умной» книжке!

Но меня больше интересует вопрос: что́ заставляло свинью страшно визжать даже при самой незначительной задержке корма?
Полагаю, приученное к конкретному времени животное - при отсутствии еды в установленный момент - начинало испытывать сильное, мучительное, раздирающее чувство голода!
Свинья - не капризничала, она - мучилась!

Вы завидуете избалованной свинье журналистки Павловой?
Я - не завидую.
И не только потому, что рано или поздно любая свинья превращается в разделанное мясо.
Жизнь - непредсказуема.
Далеко не всегда имеются условия для приёма пищи в установленный момент!
Я не хочу испытывать дикие (спровоцированные «режимом питания») муки голода, если мне вдруг не удалось поесть вовремя!

Пункт два: кушать 5 раз в день до чувства лёгкого голода.

Если попытаться выполнить этот пункт, не имея прислуги, - так все дни напролёт и будут уходить на «танцы» вокруг еды: приготовление, потребление, приведение кухни в порядок, поход за продуктами, опять приготовление и т.д.

Что касается «лёгкого голода»...
Мне хорошо запомнился ответ собаковода на вопрос мальчика: «А правда, что, для того, чтобы собаки были злыми, - их плохо кормят?» - «Попробуй сам не поесть - узнаешь».

Лично я, если встану из-за стола голодной, - буду злее самой злой собаки. Не думаю, что сторонники «лёгкого голода» были добрее.

Мне кажется, для того, чтобы добровольно оставаться голодным после еды - надо быть законченным материалистом и запредельно самовлюблённым эгоистом.
Голод - это мучение.
Мучиться голодом при объективной невозможности покушать - это одно.
Но, не наевшись досыта, прекращать еду, когда есть возможность её продолжить, - это уже совсем иное.
И, если человек сам себя готов регулярно истязать добровольным отказом от желанной еды, - сколько в нём фанатичной «веры в науку», самолюбования и... жестокости! Если себя так мучит - способен ли других жалеть?

Третий пункт: не есть на ночь.

По этому поводу у меня нет особенно ярких возражений.

Могу лишь заметить: общеизвестно, что после еды клонит ко сну.
Так зачем снотворные принимать, если можно всего лишь поесть на ночь, чтобы своевременно ко сну клонило?

Ближе к пиру

Как известно, жизнь - самый лучший учитель.

Был период в моей жизни, когда как-то сам собой сложился распорядок, похожий на мусульманский пост: ничего не брать в рот до захождения солнца. (Впрочем, в первой половине дня я обязательно вкушала просфору со святой водой.)

На солнце я не ориентировалась, но (в зависимости от времени года) почти так и получалось: первый приём пищи приходился на 7-8 часов вечера. Соответственно, этот первый приём оставался и единственным.

Путь именно к такому распорядку начался во время моего воцерковления.

Начав посещать храм, я узнала, что принимать пищу до окончания Литургии - в религиозном смысле нехорошо.
Так первый приём пищи стабильно переместился на 11-12 утра.

Потом - уж не помню как - «завтрак» сдвигался всё ближе к вечеру и в конце концов объединился с обедом и ужином.

Получается: после целого дня голодания я наедалась досыта - и как раз на ночь!
Если верить перечисленным ранее советским мифам о еде - при таком распорядке я должна бы стать намного толще той самой Павловской свиньи!
Но на деле я, наоборот, похудела.

Объяснила я тогда это очень просто.
Желудок - эластичен; он может растягиваться и сжиматься.
При том, что он целый день остаётся без еды - он обязательно сожмётся.
Вечером я отправляю пищу в сократившийся желудок.
Поэтому, несмотря на то, что я никак себя не ограничиваю (за исключением постного рациона в постные дни), желудок сигнализирует о сытости достаточно скоро.
Т.е. за единственный приём пищи в сутки - я съедаю неизмеримо меньше, чем могла бы суммарно съесть за 5 приёмов в сутки, даже и понемногу!

Такой распорядок дня - удобен.
Полная свобода потреблять абсолютно любую еду в неограниченном количестве - приятна.
Но, конечно, есть и особенности.

Во-первых, далеко не всякий организм способен вынести такое ежедневное голодание. Сама я привыкала к подобным ограничениям постепенно.
Во-вторых, далеко не при всяких бытовых и семейных условиях возможно придерживаться «мусульманского поста» (это название пришло в голову только сегодня).
В-третьих, не всякий человек может подавить в себе «синдром злой собаки». А именно.
Чувство голода - всё-таки не из приятных. Делает человека раздражительным.
Если человек занят увлекательной работой - он может вообще забыть и о еде, и о голоде.
Но если работа - нудная, противная и неинтересная, - чувство голода может досаждать довольно сильно. В таком случае - надо смотреть, имеет ли смысл кушать единожды в сутки...

Интересно, что через несколько лет после того удачного эксперимента я прочитала у Олеси Николаевой об аналогичном опыте. Там пышнотелая дама (одна из знакомых Николаевой) превратилась в «стройную горную козочку». Практически всё - так же, как у меня; только у Николаевой по утрам был кофе с какой-то мелочью, а у меня (в 11-12 часов) - просфорка со святой водой.

Сам пир

Тогда, много лет назад, я не задумывалась о духовном смысле еды.
Я всего лишь была довольна освобождающимся временем и вседозволенностью за трапезой в сочетании с похудением.

А сейчас...
Столько смыслов, столько мистики...
Начинается день с приёма освящённой еды - просфорки и святой воды; и не как-нибудь, а после Литургии.
Богоцентричность бытия.
И голод-то в течение дня - не простой, а тоже со смыслом. Молитва, терпение, смирение, покаяние... В то же время: предвкушение радости...

При таком режиме питания (просфорка со святой водой - после Литургии; неограниченный приём пищи - вечером) - каждый Божий день (вернее, вечер) можно устраивать настоящий праздник! Праздник радости и хвалы Богу!

Именно вечером хочется вознести благодарение Богу за то, что трудовой день наконец-то окончен; все дела или сделаны, или отложены - и тем самым утратили свою давящую актуальность; теперь можно спокойно и даже торжественно, никуда не опаздывая, не спеша вкусить домашнюю трапезу. Это - праздник не только еды, но и сладости освобождения от забот минувшего дня.

После целого дня голодания - всё становится таким желанным и вкусным!
Даже постная еда: обыкновенная варёная картошка - но какая она рассыпчатая! Какая ароматная! Да с селёдочкой!

Затраты (и времени, и денег) - минимальные. На любой кошелёк.

Главное - осмысленность: не забывать благодарить Бога.
Ведь Бог подаёт не только саму по себе еду, но и возможность вот так пировать каждый день, и ещё много-много чего. Надо только внимательно смотреть вокруг, чтобы не упустить Божии Благодеяния.

А еду для ежедневного пира лучше готовить самостоятельно.

Помните известный сюжет: князь в монастырской трапезной. Князь спрашивает: почему ваша еда - такая простая! - гораздо вкуснее моих дорогих кушаний? Старец ему отвечает: потому, что твою еду готовят с руганью, ссорами; а нашу еду готовят по благословению и с молитвой.

Чистой радости - надо учиться; благодарить Бога - надо учиться; готовить еду (и прочие дела делать) с молитвой - надо учиться. И ежедневные домашние пиры - очень хорошее в этом подспорье!

В заключение приведу весьма благую и Богоцентричную мысль преподобного Силуана Афонского: «Съедать надо столько, чтобы после еды хотелось молиться».

Манькова О.А., 11.10.2023, память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии - родителей преподобного Сергия Радонежского.

Еда, Необычные мысли, Здоровье, Праздники, Духовность и аскетика, Радость, Непридуманные истории

Previous post Next post
Up