Нам, христианам, нередко приходится слышать нарекания от не-христиан: якобы живём мы вовсе не по-христиански.
Таковые упрёки изредка бывают и справедливыми; но чаще всего нам высказывают претензии по поводу того, что мы не торопимся "подставлять щёку" для избиения.
Означенные не-христианские "учителя" христиан глубоко убеждены: христиане специально созданы для того, чтобы их (христиан) грабить, убивать и всячески изгаляться над ними. При этом христиане якобы обязаны никак не противодействовать обидам и даже любить своих обидчиков.
По поводу "подставления щеки" очень хорошо высказался протоиерей Андрей Ткачёв ("Случай в бакалейной лавке":
https://azbyka.ru/fiction/strana-chudes-i-drugie-rasskazy/12/ ).
От себя могу добавить, что нам, христианам, даны: разум, Вера, Таинства Церкви, Молитва, - именно для того, чтобы определять, в каких случаях следует "подставлять другую щёку", а в каких, напротив, - "врезать" обидчику так, чтобы кувырком катился. (К сожалению, в большинстве случаев даже для самого обидчика бывает полезнее ответный удар, поскольку безнаказанность развращает, а до понимания "подставления другой щеки" - ещё дорасти надо.) Самая большая трудность для нас - уразуметь, какая именно наша реакция угодна Богу. В этом, собственно, и заключается духовная жизнь.
Очень яркий пример должной реакции на богохульство даёт святитель Лев Катанский, память которого празднуется 20 февраля/5 марта.
Иллюстрация: из интернета.
В те времена (8 век), когда святой Лев был епископом в Катане, в этом же городе жил некий знаменитый колдун.
Колдун творил много мерзостей; гражданские власти приговорили его к смертной казни, но не могли её осуществить: колдун, издеваясь, то появлялся перед правителями, то исчезал.
Следует отметить, что сей колдун происходил из христианской семьи, но «потом тайно отвергся от Христа и стал служить бесам, научившись от одного жидовина волхвованию».
Святитель Лев старался вернуть заблудшего в стадо Христово, всячески призывая его к покаянию. Но нечестивец не только не вразумился, но и решился на публичное богохульство.
Однажды в праздничный день колдун лицемерно пришёл в храм вместе со всеми. Святитель Лев совершал торжественную службу. Колдун сделал так, что все прихожане стали топать, рычать, хохотать или гневаться. Колдун похвалялся, что он даже епископа и священников заставит плясать.
Святитель Лев, прервав службу и усердно помолившись, вышел из алтаря и связал колдуна своим омофором.
Выведя связанного колдуна из храма, епископ повелел народу разложить большой костёр на площади. Затем святой Лев расспросил колдуна о всех его вохвованиях и, держа связанным омофором, вошёл вместе с ним в огонь.
Находясь среди пламени, святитель Лев держал колдуна до тех пор, пока тот весь не сгорел.
Выйдя из огня, святитель вернулся в храм и закончил прерванную праздничную службу.
Огонь нисколько не повредил даже облачения святителя.
Вывод - очевиден: слуг диавола можно победить лишь Силой Божией, стяжаемой святостью жизни.
Иллюстрация: из интернета.
Святитель Лев, сожигая нераскаянного грешника, - исполнял Волю Божию. Поэтому следует помнить: долготерпение Божие ко всевозможным колдунам и богохульникам имеет свои пределы. И заслуженная кара может настичь злодея в самый неожиданный, самый "звёздный" момент его скверного существования.
Канон святителю Льву Катанскому можно найти по ссылке:
https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjatomu-prepodobnomu-lvu-episkopu-katanskomu.html .
Акафист, если не ошибаюсь, составлен лишь в 2021 году и на церковно-славянский ещё не переведён.
Тропарь, глас 4:
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Льве,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8:
Я́коже свети́льника превели́ка, Це́рковь и́мать, всеблаже́нне,/ тебе́, па́че со́лнца сия́юща,/ ю́же твои́ми моли́твами сохрани́, блаже́нне,/ непобеди́му, и непоколеби́му от е́реси вся́кия, и нескве́рну,// я́ко приснопа́мятный.
Величание:
Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Льве,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.
Манькова О.А., 04.03.2023.