Новорожденная девочка была обнаружена в мусорном контейнере в городе Батайске. Эта информация была опубликована многими ростовскими информационными агентствами 25 октября.
Девочка была брошена в мусорный жбан в коробке от косметики вместе с пуповиной и плацентой сразу после рождения, но была случайно обнаружена только через два с лишним часа. Температура воздуха 25 октября не превышала 5 градусов и только чудом она не погибла от переохлаждения.
По горячим следам полиции удалось найти и задержать 24-летнюю мать ребенка. Поскольку новорожденная девочка не погибла ей инкриминируется
"Оставление в опасности" 125 УК РФ. Наказанием по этой статье может быть лишение свободы на срок до одного года, а пока женщина находится под подпиской о невыезде.
Особыми обстоятельствами в данном случае может считаться приведенный СМИ факт наличия у подследственной других детей.
Этот случай снова может возвратить нас к теме ящиков для подкидышей. Лоббисты ящиков не упускают случая для пропаганды своего бизнеса. Каждый случай, когда матери бросают или убивают новорожденных порождает горячее эмоциональное обсуждение не только о том, как должны наказываться подобные родители, но и о том, как не допустить гибели брошенных таким образом детей.
К сожалению, криминологи убедительно доказали, что подобным матерям невозможно помочь ни ящиками, ни роддомами. На момент родов помощь уже запоздала. Родившая нежеланного ребенка и находящаяся в состоянии послеродового стресса женщина не ищет возможности сохранить ему жизнь.
Помогать женщинам нужно сопровождая их материально и психологически в течение всей беременности, а еще лучше задолго до беременности помогать им поднимая их образованность и культуру. У каждого человека есть возможность найти любимого человека и создать крепкую семью. Хотя многие не справляются с трудностями взрослой жизни, не могут нести ответственность за себя и за близких, но им можно и нужно помогать.
Необходимость помощи всегда открывает большой простор для манипуляций. Ратующие за ящики прикрываются, конечно, милосердием к детям, а слабость и безответственность женщин радостно готовы сделать источником наживы. И тут уже эффективная пропаганда слабости и легкомысленности станет критерием повышения прибыли. Но об этом сказано достаточно.
Другой случай, который меня беспокоит, произошел еще 19 сентября в Минском районе Белоруссии , где
женщина выбросила новорожденную девочку в мусоропровод с седьмого этажа. Ребенок чудом остался жив, получив многочисленные тяжелые травмы, выжить с которыми будет нелегко.
По
сообщениям СМИ у 28 летней женщины есть еще двух летний сын.
И тут
возникает странное обстоятельство, которое вызвало дополнительный интерес в СМИ уже в октябре.
Белорусское следствие по какой-то причине не рассматривает вопрос об аффективном состоянии обвиняемой, а настаивает только на ее вменяемости. На этом основании роженице предъявлено обвинение в покушении на убийство новорожденного по ч.1 ст. 14.(Покушение на преступление) и далеее по статье 139 ч.2 УК Белоруссии, а не по ст. 140 УК Белоруссии (Убийство матерью новорожденного ребенка, совершенное в условиях психотравмирующей ситуации, вызванной родами).
Но ведь аффект и вменяемость - это два разных юридических понятия, и подмена одного другим может привести к совершенно неправильным выводам.
Невменяемость - это обусловленная хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения общественно опасного деяния (ст. 21 УК РФ).
Аффект в уголовном праве - это сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.
Послеродовой стресс после разрешения нежелательным ребенком - это именно разновидность аффективного состояния - глубокого переживания. Если при рассмотрении подобных случаев возможность пребывания в таком состоянии игнорируется или намерено подменяется термином вменяемость, то можно прийти к выводу, что все матери-убийцы в момент убийства находятся в нормальном психологическом состоянии и вполне могут спокойно отнести новорожденного в какое-нибудь специальное место.
Российские психологи и криминологи считают, что женщина в состоянии аффекта от рождения нежеланного ребенка пойдет на его убийство в любом случае, даже если где-то в ее голове будет информация о возможности оставить его в живых. А в Белоруссии общественный резонанс этого дела вызвал изменение позиции властей относительно неприемлемости «бэби-боксов».
Еще одним вопросом лично для меня является отношение матерей с теми детьми, которые у них уже есть. На мой взгляд только в аффективном состоянии, в котором невозможно оценивать последствия своих поступков, можно не подумать о том, как будет жить и что будет думать о матери второй ребенок, которого она предпочла оставить.