Еврейское кладбище в Варшаве 2

Oct 26, 2009 19:27



В минувшее воскресенье мой приятель уговорил меня сходить на экскурсию на кладбище. Это было уже последнее такое мероприятие, организованное городским советом. К сожалению, мы пропустили экскурсии на православном кладбище и на Повонзках, которые проводились пару недель тому назад.



Честно сказать, я не ожидал, что придет так много людей. Было около двухсот на глаз. Это означает, что интерес к истории города и к народам, его населявшим прежде, начинает развиваться. Преобладали люди около пятидесяти-шестидесяти лет, но молодежь тоже была многочисленной. Людей поделили на две группы и каждый из эксурсоводов повел за собой свою толпу. Слышно было довольно плохо из-за такой многочисленности. И не во всех местах все могли занять места с хорошей видимостью и слышимостью. Сильно мешали и группы малолетних туристов из Израиля. Их привозят на это кладбище массово, толковой организации их пребывания очень мало. Зато вокруг стоят угрюмого вида охранники с тренировочных штанах с оттопыренными подмышками, непрерывно говорящими по уоки-токи, производят впечатление человека, захотевшего внезапно откашляться, именно так они звучат. Была и пара бритоголовых поляков из охранных фирм перед входом на кладбище. Вообще, на мой взгляд, израильтянам уже давно пора понять, что их детям тут ничего не угрожает и перестать высылать усиленную охрану для школьников, обязанных посетить бывшую родину своих родителей. Это лишь вызывает раздражение.
Итак, началась экскурсия.


Наш экскурсовод сразу признался, что не силен в еврейском вопросе. Но не смотря на это, я все же многое узнал.


Для начала нас привели в самую старую часть кладбища. Как оказалось, оно было основано в 1806 году и занимает территорию в 34 гектара. Это немногим меньше Повонзек (42 га). Захоронено ок. 200 тысяч человек. Оказывается, даже такой территории мало, именно поэтому в старой части более 14 слоев захоронения. То есть, по прошествии 20-30 лет, мацевы (надгробные плиты) укладывались горизонтально, сверху засыпался метровый слой земли и захоранивались следующие. Именно поэтому виден заметный рост уровня поверхности, если идти от входа прямо.
Первым значимым объектом был семейный склеп, украшенный барельефами. По словам экскурсовода, на одной стороне изображена сцена из Библии, на второй - Варшава. Лично я сходства не уловил.


По его словам, это самый богатый украшениями семейный склеп на еврейском кладбище в Европе.


Рядом находится могила с изображением двери и замка. Это означает, что путь усопшему навсегда закрыт к живущим. Именно этим объясняется то, что якобы у евреев не принято посещать кладбища и чтить покойников. Дескать, ушли, так и навсегда. Поэтому и замок, и двери. И территория кладбища считается нечистой. Поэтому у выхода есть рукомойники, где обязательно надо вымыть руки после посещения.


Хоронили покойников всегда по ориентации восток-запад. В ногах ставили мацеву.
Меня лично удивило, что наземная часть расширяется к ногам. Опухли? Или более важная часть тела? Непонятно... Развеяли мифы о том, что евреев хоронили сидя или стоя. Хоронили лежа в саване. Оказывается, вначале хватало всего лишь двух досок. На одну клали, второй прикрывали. Потом стали использовать гробы, как все. Удивляет несоразмерность наземной части. Уж очень короткая. Как-то не верится, что все были коротышками...


Встречались и нетипичные могилы...




А в основной части кладбища ничего не изменилось. Все тот же лунный пейзаж...








Нетипичные могилы сразу привлекают внимание...








Если идти от входа строго прямо, то можно попасть на мемориал. Написано, что он посвящен еврейским героям обороны Варшавы от немцев. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что лишь малая часть могил обозначена 1939 годом. Большинство датировано 1941-43 годами. Как бы уже поезд ушел, не так ли?




Есть еще символическая могила погибшим еврейско-польским военным от рук НКВДистов. Известно ли было ставящим этот знак в 1997 году "польским евреям" о преобладании еврейских фамилий среди исполнителей приговоров?


Во времена гетто в Варшаве еврейское кладбище было его частью. Но найти могилы, датированные 1939-1943 годом довольно трудно, если невозможно. Мне удалось найти лишь несколько захоронений с польскими надписями, по-еврейски читать не умею. Есть место, где захоронены останки участников восстания в гетто и всех, кого можно было зарыть в землю. По словам экскурсовода, для евреев неприемлемо ничто иное, кроме погребения. После смерти тело надлежит предать земле. Раскапывать могилы, беспокоить усопших, переносить захоронения - абсолютно невозможно. Поэтому до сих пор неизвестно, сколько же людей погребено на этом месте. Это место ограждено символическими камнями с черными горизонтальными полосами.


А в "охеле" (захоронениях раввинов или цадыков) по-прежнему полно записок от молодых почитателей.


А это могила основателя языка эсперанто - Заменхофа.


О моих ранних посещениях этого места можно почитать здесь:
http://antirog.livejournal.com/5792.html

Кладбища, Варшава

Previous post Next post
Up