ЮРИЙ ЦЕЛОВ. Пейзажи Ворошиловградщины

Nov 18, 2013 11:17

К сожалению мне не удалось познакомиться с художником Юрием Борисовичем Целовым при жизни. Мне бы не хотелось начинать статью с такой фразы, но, в очередной раз, подтвердилась расхожая фраза антикваров - хороший художник - мертвый художник.

Впервые столкнувшись с работами Юрия Целова я сразу влюбился в его творчество. Колористика, предметность и глубина проработки его работ произвели на меня неизгладимое впечатление. Виды города Ворошиловграда, Айдара, Донца, степей и терриконов, не возможно не узнать любому человеку, который прожил на Донбассе хотя бы небольшой промежуток времени.




Юрий Целов «Шахта имени XXII парт. съезда», 1983 г., холст, масло, 80*50 см.

Однако в этой статье я хотел бы познакомить читателей не только с моими чувствами и ассоциациями, вызываемыми творчеством Юрия Целова.

Ниже приведена вступительная статья к персональной выставке художника Юрия Целова (1987 г.), написанная одним из самых известных и значимых художников Луганщины - Владимиром Ивановичем Кошевым. Надеюсь слова такого авторитетного художника расскажут о Юрие Целове больше, чем любые эссе критика.

«Юрия Борисовича Целова я знаю уже много лет. Я видел его первые работы, еще робкие и неуверенные, видел, как большая любовь к природе родного края, огромное трудолюбие сделали его художником. Высшее свое назначение на земле он видит в труде для людей, для общества, гражданином которого является; и подтверждает это каждой новой работой.

Более десяти лет нас объединяет дружба и любовь к живописи. Выходя вместе на этюды, изучая природу, мы старались придерживаться общих принципов ее познания. С первых совместных занатий на планэре я заметил большую природную одаренность Ю. Целова. Он передает не только чисто зрительное правдоподобие окружающих предметов, но смысл и содержание их образного начала.

Настоящая выставка является итогом более чем пятнадцатилетней творческой деятельности Ю. Целова. Это подарок родному городу, его людям, лирическая песнь родной природе, скупой на красоту и привлекательность, но изображенной автором с любовью. Полотна художника отличают профессиональная манера письма, уверенно найденное цветовое решение, конструктивная ясность и цельность замысла. Благодаря тщательной выверенности тональных и цветовых отношений, тонко взаимодействующих друг с другом автор добивается благого колористического насыщения в своих работах.




В пейзажах, написанных на Ворошиловградщине, виден своеобразный подход автора к трактовке изображаемой природы. Исследуя ее жизненные законы, художник стремится отобразить ее в соответствии со своими замыслами и поставленной задачей, добиваясь наиболее полного выражения своих идей. Природа для художника является неиссякаемым источником вдохновения, а стремление познать ее законы было всегда движущей силой развития не только искусства.

Размышляя над работами Юрия Целова, пытаюсь глубже понять личность самого автора, его заботы, тревоги и радости. В картине «Степь под г. Стахановым» изображены бескрайние просторы донецких степей, море степных трав и цветов. Небольшая группа деревьев диссонансом врывается в плоскость картины, и только в серой дымке на горизонте виднеются терриконы. В обычном, ничем не привлекательном пейзаже автор ищет лирическое решение.

Равномерно-созерцательное и несколько приглушенное состояние в другой работе - «Зима на Лугани». Рваными плоскостями лежит снег по берегам незамерзающей речушки, которая своим холодным тоскливым блеском вносит определенное звучание в общее настроение пейзажа. Резко очерченная темная масса кустарника поддерживает извилистый ритм речки. И только где-то на горизонте чуть виднеются крыши домиков, погруженных в легкую голубую дымку.

На полотнах, посвященных весне, - аромат и красота цветения деревьев, изумрудная хрупкая зелень трав, весенний паводок, таяние снега, первые листья, влажные от сока стволы деревьев - простые и дорогие сердцу признаки состояния природы подмечаются и искусно используются автором.




Весенние мотивы в работах художника всегда полны жизнеутверждающей силы, силы цвета, света и линии. Это всегда праздник или подготовка к нему. В картине «Весна утверждается» последнее снежное пятнышко на лесной дороге с ослепительным блеском отражает весенние солнечные лучики.

Эпическое состояние природы передано в работе «Придонцовье», где сквозь плотную массу облаков чуть пробиваются солнечные лучи, освещая маленькую группу деревьев на переднем плане и раскинувшиеся бескрайние просторы степей. Колорит вторит настроению природы: холодный, сдержанный и величественный.

Земля в каждой работе изображена по-разному: то теплая, весенняя, то холодная, заснеженная, но всегда реально осязаемая, с определенным настроением и характером, написанная с особой любовью. Прекрасным примером является работа «Мороз крепчает». Дорога на окраине леса, одиноко стоящие деревья, покрытая слепящим снегом земля, обворожительная прозрачность воздуха и торжественное спокойствие создают величавую картину русской зимы.




Все эти примеры являются доказательством успешного овладения Ю. Целовым основами планэрной живописи, которая в его руках становится новым средством раскрытия красоты родной природы.

Художник не демонстрирует свое мастерство, а правдиво, и вместе с тем поэтически, воспроизводит действительность.

Юрий Борисович Целов воспитал в себе человека-художника, волевого, эмоционального, чуткого, с индивидуальным пониманием окружающей природы и жизни человека в ней.

В.И. Кошевой, член Союза художников СССР.»

Надеюсь такое напутственное слово мэтра Луганской живописи заинтересует вас в ознакомлении с творчеством несомненно интересного и добротного художника Юрия Борисовича Целого.

В дополнение предлагаю краткую биографию художника Целого Ю.Б.

Целов Юрий Борисович родился в 1935 г. в г. Ворошиловграде. Закончил школу рабочей молодежи. В 1954 году был призван в ряды Советской Армии. Закончил зуботехническое отделение Донецкого медицинского училища, работал в городской стоматологической поликлинике зубным техником. С 1967 года рабол в поликлиннике УВД.

Неоднократно учавствовал в областных и республиканских конкурсах самодеятельных и профессиональных художников. Награжден грамотами и дипломами. Член народного изоклуба-студии «Левша». Персональная выставка - Ворошиловград 1987.

Умер в 2001.

Если вы обладаете более подробной информацией о данном художнике прошу сообщить! Мы будем рады любой помощи по восстановлению памяти художников Луганщины!

как-стать-антикваром, инвестиции в современное искусство, безопасность-антикварного-бизнеса, профессия-антиквар-дилер

Previous post Next post
Up