Ещё раз о Гражданской снизу

Apr 23, 2009 15:48


Продолжаю рассказ о житье-бытье предуральской глубинки в Гражданскую.

В начале 1919 г., в связи с наступлением Сибирской армии войск верховного правителя России А.В.Колчака Глазовский уезд становится прифронтовой зоной 3-й армии Восточного фронта. В волостные исполкомы направляются представители Управления снабжения армии. Крестьяне со своими подводами привлекаются к перевозке красноармейцев и военных грузов, рубке и вывозке дров, сдаче хлеба, мяса и др. продуктов по твёрдым (читай копеечным) ценам для армии. Разумеется, данные мероприятия вызывают недовольство местного крестьянства, которое подогревается и слухами, когда правдивыми, когда не очень, о наступлении белых. Власть показала зубы, но теперь её защищали уже не вооружённые допотопными "Гра" односельчане, а кадровые работники особого отдела Реввоенсовета 3-й армии, не склонные к дискуссиям.

В описываемых волостях это проявилась довольно быстро. 13 января 1919 г. особый отдел арестовывает председателя и ряд членов Бельского волостного исполкома, явившихся на волостной съезд бедноты в пьяном виде. Они привлекаются к суду военно-революционного трибунала 3-й армии за "деятельность, возбудившую против Советской власти значительную часть местного населения", дальнейшая их судьба по документам не прослеживается, учитывая обстановку, скорее всего расстреляли. 3 февраля 1919 г. "по делу о контрреволюционной агитации в Святицкой волости… 3 священника приговорено к расстрелу, в том числе и Ардашев, изобличённый кроме того в принадлежности к Союзу Русского народа и хранении черносотенной литературы. В связи с этим Святицким исполкомом было вынесено постановление о запечатывании церквей и полном прекращении церковных обрядов".

Помимо жёстких репрессий власть озаботилась и созданием опоры на местах в виде низовых большевистских организаций.
В Святицы приехал агитатор из Глазова Владимир Лескин. 21 января он собрал всё тех же "пятнадцать товарищей" (которые с винтовками от Бахарева). Все собравшиеся подписали расписку: "Я [такой-то] предан всем имущественным состоянием, душой и телом идее коммунизма навсегда, и готов исполнять требования свыше товарищей коммунистов, стоящих у власти. Если хотя одно неисполнение мною вышеупомянутого ручательства, то я от коммунистов объявляю себя вне закона, в чём и расписуюсь". Расписку подписали 14 из 15 коммунистов, 15-й оказался неграмотным и за него расписался другой. После расписки собрание установило вступительный взнос в 5 руб., а членский взнос - 1% с заработанного рубля. Так была создана волостная ячейка Российской Коммунистической Партии (большевиков). Председателем ячейки был избран глава отряда самообороны, волостной продовольственный комиссар Алексей Целоусов. Своей печатью он и скрепил документы. К маю 1919 г. в Святицкой волостной ячейке РКП(б) состояло 29 коммунистов, все мужчины, крестьяне в возрасте 20-25 лет, но в большинстве уже успевшие жениться и завести собственное хозяйство, и в подавляющем большинстве грамотные. Да уж, на облик нищих оборванцев святицкие большевики не сильно тянули.

В Бельской волости большевистская ячейка получилась другая. После упоминавшегося выше ареста председателя волостного исполкома из Глазова прислали нового председателя исполкома - Михаила Пасынкова, кронштадского матроса, члена большевистской партии с 1917 г. Он собрал 23 января 1919 г. заседание волостного исполкома и на нём организовал ячейку сочувствующих РКП(б), в которую записались все 6 членов исполкома. К 30 апрелю 1919 г. в ячейке числилось 16 членов. Причём, практически все были записаны либо бедняками, либо не имеющими имущества, большинство - неграмотные.

Не думаю, что так сильно отличалось крестьянство в двух в остальном схожих волостях. Скорее, состав волостных большевиков зависел от того, кто их организовывал. У глазовского интеллигента получилась одна ячейка, у кронштадского матроса - другая. И пусть вторая ячейка была заметно меньше, зато столь же заметно активнее.

Волостные ячейки начинают активную работу, вмешиваясь во все сферы жизни волости. Советские органы сразу занимают подчиненную позицию по отношению к партийным. Именно ячейки формируют, целиком из своих членов, волостные избирательные комиссии, проводящие в феврале 1919 г. перевыборы советов. Именно на собрании ячейки формируется, так же исключительно из её членов, состав волостного исполкома, который затем просто утверждается волостным съездом советов. Однопартийное государство торжествует.

Показательный случай произошёл в Бельской волости в марте 1919 г. Председатель исполкома Пасынков уволил делопроизводителя волостного продотдела Травина, члена ячейки, повздорившего с ним из-за нарядов на рубку дров для железной дороги. Пасынков заявил Травину, что "хозяин в исполкоме он" и что "узурпации власти или какого-либо двоевластия в исполкоме он не позволит". В результате бурной дискуссии по этому вопросу собрание восстановило Травина в должности, и решила "обязать членов исполкома вопрос увольнения членов ячейки… предоставлять разрешению ячейки", чётко показав, кто в действительности является хозяином. Двоевластия действительно нет - есть единоличная власть партии.
А о том, для чего она использовалась - в следующий раз.

Россия, Гражданская война, история

Previous post Next post
Up