Как уже не раз писал, в последние полтора десятилетия в исторической науке на Западе был замечен всплеск интереса к такой казалось бы прочно-забытой теме как союзническая интервенция в Гражданскую войну в России, вышли десятки книг о подвигах британских, американских, австралийских, канадских и даже южноафриканских и греческих героев на бескрайних просторах России. В такой ситуации ожидаемо было появление сводной работы. A Nasty Little War (в название взяты строчки из воспоминаний одного из британских участников интервенции) была издана в конце 2023 года и успела заслужить звание исторической книги года от BBC History Magazine (это такая британская "Родина"). Автор - Энн Рид, британская журналистка с оксфордским историческим образованием (славянская и восточно-европейская специализация), много работавшая на Украине. Газетные отзывы в общем положительные. К слову, изначальное британское издание имело подзаголовок "Борьба Запада повернуть вспять русскую революцию", но вышедшее чуть позднее американское издание получило более нейтральный подзаголовок "Западная интервенция в русскую гражданскую войну".
Мудьюгский обелиск увековечивает память об одной из самых странных и, для миллионов пострадавших мирных жителей, трагических военных авантюр Запада в ХХ веке: попытка Великобритании, Франции и Америки обратить вспять русскую революцию 1917 года. Известная как «Интервенция», она началась как побочное явление в войне против Германии, ее главной целью было обеспечение безопасности военных материалов союзников после того, как новые необычные лидеры России, большевики, заключили мир с Берлином. После поражения Германии она расширилась, превратившись в явное стремление заменить большевиков одним из консервативных режимов, созданных на периферии старой империи, прозванных Белыми.
Операция была масштабной. В ней приняли участие около 180 000 союзных войск из шестнадцати стран (Великобритании, Франции, Америки, Японии, Италии, Греции, Польши, Румынии, Чехословакии и Сербии, а также колониальные войска из Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Марокко и Сенегала) на полудюжине театров - от Каспийского моря до Арктики и от Польши до Тихого океана. С ней потоком шли пушки, танки, самолеты, обмундирование, продовольствие и медикаменты, а также более 100 миллионов фунтов стерлингов в виде займов. Она закончилась два года спустя с менее чем двумя тысячами погибших союзников и одним немаловажным приобретением - независимостью литовцев, латышей и эстонцев. Но что касается свержения большевиков, то она потерпело полный провал. В порту за портом, по мере того как Красная армия продвигалась вперед, а Белая терпела крах, войска союзников уничтожали технику, садились на корабли и уплывали. Как правило, последнее, что они видели в России, - дым, поднимающийся от горящих складов, и причалы, забитые отчаявшимися, брошенными беженцами.
Это было унижение, и, учитывая все обещания союзников, позорнейшее унижение, о котором лучше забыть. Удобнее всего было просто вычеркнуть его из памяти. Ричард Никсон, выступая с посланием дружбы в Москве в 1972 году, и Маргарет Тэтчер, принимая Михаила Горбачева в Чекерсе в 1984 году, оба заявили, что их страны никогда не воевали с Россией (в случае Британии - с поправкой "со времён Крымской войны").