Биробиджан - зелёный город на Бира-реке

Jul 14, 2021 08:41


За пределами Центральной России расстояние между провинциальными столицами слишком велико, чтобы можно было за один день смотаться туда-обратно, как из Москвы в Тулу, Рязань или Тверь. Но благодаря одному капризу истории получилось так, что на Дальнем Востоке такая возможность имеется.

Между Хабаровском в Биробиджаном, столицей соседнего региона, будет всего 188 километров по федеральной трассе "Амур". Сам по себе этот регион, Еврейская автономная область (ЕАО), является памятником провалившегося советского проекта по созданию еврейского очага у чёрта на куличках.



Трижды в день из Хабаровска в Биробиджан ходит электричка, билет стоит 576 рублей, в пути два часа с четвертью. Пейзаж за Амуром, который тут и обозначает границу Хабаровского края и ЕАО, быстро меняется - пошла масса обширных безлесных пространств, видимо заброшенные сельхозугодья.



В 1912-м во время строительства Амурской ж/д возникла станция Тихонькая. В 1928 году она стала базой для начавших прибывать еврейских переселенцев. В 1931-м стала рабочим посёлком под новым именем Биробиджан. В 1934-м создаётся ЕАО и Биробиджан стал её столицей, а в марте 1937 получил статус города. Население ныне составляет около 70 тысяч человек, евреев в ЕАО осталось где-то полтора процента.

Название обычно воспринимается как что-то еврейского, но на самом деле имеет эвенкийские корни и означает просто "стойбище на реке" (бира по-эвенкийски и будет река).

Железнодорожный вокзал находится на северной окраине центра города и является одним из первых каменных его сооружений - был построен в 1935 году и, несмотря на все реставрации, сохранил первоначальный облик.



На привокзальной площади встречает парочка достопримечательностей, уже ставших символами города. Это фонтан с семисвешником-менорой (2003 год) перед главным входом -



И чуть в стороне - памятник первопоселенцам (2004-й), подарок соседей из КНР на 70-летие автономии -



Налево от вокзала будет автостанция, но никаких автобусов в Хабаровск, которые встречаются на гуляющих по сети расписаниях, давно нет. Общественный транспорт представлен ПАЗиками - вход через заднюю дверь, выход через переднюю, платить кондуктору 25 рублей. Только за реку бегают большие белые современные автобусы маршрута 3в.



Сам город небольшой, застроен в основном позднесоветскими пятиэтажками, с вкраплениями девятиэтажек, и совсем считанными новостройками по окраинам. Выглядит небогато, но опрятно и ухоженно. Асфальт в центре хороший, тротуары плиткой выложены, кое-где и велодорожки начерчены.



Продуктовый ритейл представлен в основном скромными мини-маректами сетей "Бум" и "Бридер", рекламные слоганы которых указывают на невысокий уровень достатка жителе города.



Где-то на окраине есть и обязательный для любого дальневосточного города "Самбери", куда по словам биробиджанцев ездят за тем, чего в городских магазинах нет.

Насчёт какой-то еврейской специфики - названия улиц и контор дублируются на идиш, да в решётках парков постоянно мотив меноры повторялся. А так, накануне Пасхи, повсюду во всю куличами торговали.



Сам город стоит на обоих берегах реки Бира, центр зажат между Бирой и Транссибом и невелик в размерах - в любую сторону от вокзала минут 15 ходьбы.
К привокзальной площади примыкает сквер Победы с вечным огнём (1985 год) -



Сквер приводит на главную улицу города, Шолом-Алейхема, бывшую старую трассу на Хабаровск. Налево будет местный Арбат, небольшой пешеходный участок с ЦУМом, гостиницей "Центральной" и разными новостроенными мини-торговыми центрами, скрывающими Центральный рынок. В ЦУМе даже эскалатор имеется, но внутри главный магазин больше барахолку напоминает.



В самом начале улицы его имени будет памятник Шолом-Алейхему, то же китайцы уже в этом веке подарили -



Направо на Шолом-Алейхема расположен городской дворец культуры, построенный в начале 50-х годов.



Дальше дорога от вокзала выводит на Театральную площадь с величественным зданием областной филармонии (1984 год) - явно, слишком большой для такого маленького города.



Перед ним будет скульптура скрипача -



От филармонии дорога ведёт на набережную реки Бира, полностью реконструированную в 2009-м. Пожалуй, самое красивое место города, с беседками, скамеечками, памятниками -



Ну и видами с открыток на сопку с телебашней -



Набережная доходит до Старого моста - мост и правда старый, ещё с деревянной основой, там утром и вечером бывает единственная местная пробка.



В другую сторону от набережной идёт асфальтированная дорожка через ПКиО с велодорожкой, по берегу Биры.



Бира неширока, но довольно быстра.



В середине набережной будет монумент журавли, у которого имеют привычку брачующиеся из близлежащего ЗАГСа фоткаться -



За журавлями лестница выводит на центральную площадь города, имени Ленина с одноимённой статуей.



На площади находится Дом правительства ЕАО -



А также памятник пограничником в небольшом сквере с разной бронетехникой.



От площади через сквер Дружбы с памятником (очередным китайским) этой самой дружбе выхожу к областному краеведческому музею (1944 год) -



Напротив него, у самых железнодорожных путей, высится новенький Благовещенский кафедральный собор (2005 год) -



Первая церковь города, симпатичная деревянная Никольская (1999 год) расположена на Шолом-Алейхема в спальных кварталах -



Рядом с Благовещенским собором будет новая синагога (2004 год) с соседствующими зданиями общинного центра "Фрейд".



Перед ними стоит музыкант с шофаром, к слову в городе и статуя гармониста имеется -



Вот, собственно, и все биробиджанские достопримечательности.
На этом, Зайт гэзунт!

Еврейская АО

Previous post Next post
Up