Давненько не размещал переводов испанской исторической публицистики. Так что, недавняя заметка Хесуса Лайнса, известного испанского историка и публициста, автора знаменитой "Испании против Каталонии", по поводу одного из главных лозунгов каталонских сепаратистов "Хватит кормить Мадрид".
С говорящим названием "Испания, Вечный Вор".
Давайте ненадолго отвлечёмся от Каталонии и взглянем на век XVI-й. Когда в Нидерландах начала нарастать волна возмущения против их суверена Филиппа II, один из главных аргументов антииспанской пропаганды, наряду с религиозным, состоял в том, что уплачиваемые налоги чрезмерны и все уходят из страны на поддержку Империи. Вильгельм Оранский в своих "Апологиях" писал, что налоги, введённые герцогом Альбой, стали "самым ужасным бедствием для нидерландских вассалов [короля]".
Король, получивший подобные известия, поручил провести подробнейшее исследование, чтобы доказать голландцам, что это неправда, и что деньги, вкладываемые испанским правительством в эти земли, заметно превышают размеры налоговых поступлений. Усилия оказались бесполезны, так как страсти уже разгорелись, и в такой обстановке мудрые рассуждения, в силу человеческой природы, обречены проиграть громким лозунгам.
В начале XIX века стремление к независимости пересекло океан, вследствие вакуума власти, вызванного Наполеоновским вторжением в Испанию. В этом случае, наряду с возрождением преувеличений Лас-Касаса, к слову, активно продвигаемых англичанами и французами, экономические аргументы снова заняли видное место. Боливар и другие креольские лидеры активно объясняли, как им [креолам] лучше было бы без метрополии, крадущей их налоги. И, с ними, как правителями, что естественно.
Но и это было ложью. Гумбольдт, немецкий протестант, полный предрассудков против католической Испании, был удивлён во время своего знаменитого путешествия в Америку, что местные платят гораздо меньше налогов, чем испанцы. Они были освобождены от всех косвенных налогов, включая алькабалу, основной налог Старого режима, который приносил наибольший доход королевской казне. А что касается личных налогов, Гумбольдт отметил, что "они вот уже двести лет уменьшаются в этой части света".
В 1881 году, через восемь десятилетий после Гумбольдта, Хоакин Коста выступал с многочисленными речами по всей Испании, защищая свободу торговли от сторонников протекционизма во главе с каталонскими промышленниками, всегда опасавшимися иностранной конкуренции. Коста отвергал их обвинения в адрес других регионов, что те де живут за счёт чрезмерного вклада их (каталонцев) в национальную казну: "Они назвали Мадрид сборищем лентяев, которые живут за счёт каталонцев, высасывая их налоги… и Мадрид ответил цифрами, показывающими, что они платят вдвое больше налогов, чем Барселона".
Как видно, лозунги современных каталонских националистов о живущей за их счёт Испании имеют давние корни. Ещё каталонские промышленники XIX века вполне успешно применяли этот аргумент, чтобы добиваться сохранения фискальных привилегий, позволявших им выживать под испанским зонтиком.
Не следует упускать из виду силу лозунгов, особенно лживых. Поскольку, несмотря на уверенность оптимистов, которые предпочитают отворачиваться от реальности, нет никакого закона, человеческого или божественного, согласно которому истина должна торжествовать над ложью. История полна примеров победы лжи и поражения тех, кто защищал правду. Провокация с взрывом "Мэна", причина интервенции янки и окончания испанского присутствия в Америке - яркий тому пример.
Случаи, о которых мы только что упомянули, как и множество других, происходили во все времена и во всех странах, вызывая революции, войны, множество смертей и необратимые политические изменения. И совершенно бесполезно, тем более по прошествии времени, демонстрировать лживость пропаганды, поскольку река истории никогда не течёт вспять. Так что стоит не забывать о том, что процент каталонцев, купившихся на фальшивку "Испания нас грабит", чрезвычайно велик.