Битва при Гингиндлову

Feb 25, 2020 09:45


После Исандлваны Челмсфорд сказал подполковнику Крейлоку, что не будет рисковать новым вторжением в страну зулусов, пока не прибудут запрошенные им подкрепления. К 23 марта войск в Натале собралось уже достаточно, чтобы Челмсфорд принял решение о проведении операции по деблокированию колонны Пирсона в Эшове, которую лорд решил возглавить лично.

Подразделения переправлялись через разлившуюся Тукелу и концентрировались в лагере к северу от Форт-Тенедоса. Всего было собрано 5670 человек - 3390 белых и 2280 чёрных.
Основу колонны составили 27 рот британской пехоты - 57-й и 91-й полки в полном составе, шесть рот 3-го батальон 60-го полка, три роты 99-го полка и две роты Баффов. Флотскую бригаду из 640 моряков и морских пехотинцев с "Шаха", "Тенедоса" и "Боудикки" возглавил коммандер Брэкенберри. Именно Флот полностью обеспечил колонну спасения Эшове артиллерией - две 9-фунтовые пушки, две картечницы Гатлинга и 4 24-фунтовые ракетные трубы.



Под командованием бреветного майора Перси Бэрроу было 270 всадников - 2-й эскадрон конной пехоты, 2-й взвод Натальской конницы (сформированный из белых офицеров и унтер-офицеров распущенных частей туземной пехоты), 3 офицера и 59 нижних чинов из пяти колониальных волонтёрских подразделений (Викторийские конные стрелки, Стэнджерские конные стрелки, Дурбанские конные стрелки, Александрийские конные стрелки, Исипингские конные стрелки) и два взвода туземной конницы (Дзантье из бывшей 2-й колонны и вновь сформированный Мафунзи). Также африканцы представлены 4-м и 5-м батальонами туземной пехоты, и 250 зулусами-разведчиками Джона Данна. Сам "белый зулус" Данн, бывший советник Кечвайо, был включён Челмсфордом в свой штаб в качестве главы разведки.

29 марта в 6 часов утра колонна спасения Эшове выступила в путь, предупредив блокированный гарнизон полковника Пирсона сигналами гелиографа. Хотя Челмсфорд приказал подчинённым не брать с собой палатки и личные вещи, обоз всё же составил 122 фургона и телеги. Снова шли дожди, речки и ручьи распухли, дорога превратилась в трясину. Теперь генерал Челмсфорд был очень осторожен, и каждый вечер устраивал лаагер для защиты своих сил.

Вечером 1 апреля 1879 года промокшие под дождём солдаты остановились на низкой возвышенности примерно в километре южнее Ньезане, с вершины которой были прекрасно видны как сожженная в январе колонной Пирсона иканда Гингиндлову, так и место их боя 22 января.



Под руководством капитана Уильяма Молинье и Данна был сооружён лаагер. Сначала они разметили правильный квадрат со стороной длинной 120 метров, колышками указывая места, рядом с которыми погонщики ставили свои фургоны. Солдаты подтягивали фургоны впритык друг к другу. Затем в пяти метрах перед фургонами вырыли неглубокий ров глубиной местами до метра, выброшенная земля сформировала за ним вал высотой по пояс солдату. По углам лаагера установили пушки, ракеты и Гатлинги, 330 лошадей и 2280 волов загнали внутрь, а люди спали в фургонах и на земле, завернувшись в одеяла.

Ночью опять шёл ливень, и часть вала обвалилось, ров был залит водой. С рассветом долину окутал густой туман. Около 5 часов утра из тумана появились разведчики Данна с сообщением о приближении большого количества зулусов с севера. Зулусское войско под командованием Сомопо, Дабуламанзи и Мавуменгваны насчитывало 11 тысяч человек - пришедшие с Сомопо из Ндини ибуто Ндлуенве и Хланга, и 3 тысячи воинов живших севернее Квазулу тсонга - вассалов зулусского царя, и участвовавшие в осаде Эшове отдельные части ибуто Нобамакоси, Мсидзо и Вэ, и местное ополчение.

Лагерь немедленно был поднят по тревоге и солдаты заняли свои позиции. Пехоты оказалось так много, что её пришлось ставить в 4 плотных ряда, при этом первые два ряда опустились на колено. Сержанты и лучшие стрелки заняли позиции на фургонах. Вокруг лаагера были на расстоянии до 400 метров расставлены вешки для прицельной стрельбы.
Туман поднимался и вскоре стали видны зулусы, переправляющиеся через реку и разворачивавшиеся в традиционное построение "рога и грудь буйвола". В 6:10 2 апреля Гатлинг с "Боудикки", установленный на северо-восточном углу лаагера, первым открыл огонь с дистанции около 900 метров. Затем вступили в бой ракеты и пушки, с 300 метров открыла огонь пехота. Ветра не было и довольно быстро лаагер окутал белый дым.



Зулусы продвигались рассеянным строем, под прикрытием высокой травы, так что только стрелки на фургонах видели свои цели, огонь стоявших на земле солдат корректировали сверху сержанты. Левый рог и "грудь" зулусского войска атаковали первыми северную и западную сторону британского квадрата, встреченные огнём морпехов, стрелков и 99-го полка. Новобранцы-пехотинцы поддерживали темп в 7 выстрелов в минуту, более опытным морпехам удавалось делать до 16 выстрелов в минуту. Точный огонь остановил вражескую атаку в 20 метрах от рва, только один молодой зулус смог добежать и запрыгнуть на вал, где морпехи его обезоружили и скрутили - позднее этого единственного пленного Гингиндлову зачислили матросом на фрегат "Шах".

Залёгшие в высокой траве зулусы продолжали обстреливать британцев. Был убит лейтенант 99-го полка Джордж Джонсон, участвовавший в январском бою на Ньезане. Командир 3-го батальона 60-го полка подполковник Френсис Норти получил пулю в плечо, рана казалась неопасной, его быстро перевязали и подполковник собирался вернуться на передовую, когда пуля пробила артерию и подполковник рухнул, истекая кровью. Он умер через несколько дней, став вторым командиром пехотного батальона, убитым на зулусской войне. Был легко ранен и подполковник Крейлок, старший штабной офицер генерала. Под капитаном Молинье и лейтенантом Кортни были убиты лошади.

Позднее с юга подошёл правый рог зулусов, которым командовал Дабуламанзи, совершавший обходной манёвр по равнине. Он вступил в перестрелку с оборонявшимися южной стороне квадрата горцами. Челмсфорд приказал майору Бэрроу с конными силами отогнать их, но едва всадники отдалились от лаагера, зулусы попытались их окружить и Бэрроу поспешно отступил. При этом капитана задела зулусская пуля. После этого генерал приказал артиллеристам бить шрапнелью по залёгшим зулусам, и вскоре группы воинов стали отходить на север. В 7:15, когда огонь врага прекратился, Челмсфорд приказал майору Бэрроу преследовать зулусов.



Всадники выехали и гнали врага почти три километра до того самого памятного по январскому бою холма Вомбане, рубя измученных воинов. Следом за ними из лаагера вышли туземные пехотинцы, с энтузиазмом добивавшие раненых зулусов.

Британцы потеряли в ходе боя 2 офицеров и 9 нижних чинов убитыми, ещё 4 офицера и 50 нижних чинов были ранены. К югу от Ньезане британцы насчитали 475 убитых зулусов, ещё несколько сот осталось лежать севернее. Гарнизон Эшове наблюдал бой с окружающих холмов в подзорные трубы и полевые бинокли, и после боя полковник Пирсон передал посредством гелиографа Челмсфорду свои поздравления с победой.

Остаток дня колонна спасения Эшове провела в лагере в Гингиндлову, расширяя и укрепляя его, а также похоронила своих павших.



Следующим утром, оставив большую часть войск и обоз в Гининдлову, Челмсфорд с конными частями и горцами 91-го полка выступил к Эшове и к вечеру достиг оплота колонны Пирсона. 72-дневная блокада завершилась.

колониальные войны, ЮАР, Британская Империя

Previous post Next post
Up