Дела конголезские - и снова "опасность геноцида" и кобальт

Jul 05, 2019 09:32


Прошёл год с лишним, как писал в прошлый раз про Демократическое Конго, за это время там поменялся президент и теперь международные организации снова говорят про "угрозу геноцида". Но, как всегда, особого интереса международных СМИ это не привлекает.

Жозеф Кабила, после двух лет задержек и проволочек, под международным давлением, всё же провёл президентские выборы 30 декабря 2018 года. И даже сам не баллотировался (соблюдая ограничения в два срока по конституции), выдвинув своего министра внутренних дел Эммануэля Рамазани Шадари.

Кампания шла бурно, сгорело 2/3 из 8 тысяч специально под выборы закупленных электронных машин для голосования, за выборами последовало несколько напряжённых недель подсчётов и судебных исков, пока наконец 24 января 2019 года новым президентом не был объявлен Феликс Чисекеди, возглавивший главную оппозиционную партию "Союз за демократию и социальный прогресс" после смерти своего отца Этьена.



При этом коалиция партий, поддерживающих Кабилу, получила как две трети мест в парламенте, так и большинство постов губернаторов провинций. Так что Чисекеди может править только в согласии с Кабилой.
После нескольких месяцев напряженных переговоров премьер-министром стал глава ещё не до конца развалившихся конголезских железных дорог, ветеран местной политики Сильвестре Илунга, которому официально 71 год, а неофициально - 78 лет. Он был министром ещё в 80-е при Мобуто, в 90-е "либерализовал" местную экономику по рецептам МВФ, затем вовремя стал соратником ещё Кабилы-отца.

Запад приветствовал "победу демократии" в Демократическом Конго, но довольно осторожно. Из крупных политиков Киншасу посетил только министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан, пообещавший программу помощи в 300 миллионов евро "на срок действия мандата господина Чисекеди".

Из бельгийского изгнания на родину потянулись разнообразные оппозиционеры-эмигранты, в том числе президент организовал и пышное перезахоронение на родине тела своего отца.
Вернувшиеся изгнанники довольно быстро стали требовать своей доли власти, выражать неудовольствие сотрудничеством президента с Кабилой, даже называть его "марионеткой", всячески баламутя народ. Несколько месяцев в столице по нарастающей шли митинги оппозиции, президент, демонстрируя демократичность, их не трогал, а протестанты становились всё буйнее.

Наконец, после того как по старинной местной традиции оппозиционеры разграбили торговый центр, Чисекеди заявил, что "у меня сложилось впечатление, что некоторые люди путают демократию с анархией", и отдал приказ полиции разогнать оппозиционный марш в минувшие выходные, 1 человек погиб.

Вслед за этим Чисекеди приказал армии страны начать широкомасштабную операцию, чтобы покончить с разнообразными повстанческими группировками в провинциях Итури и Южное Киву. Там в последние недели резко обострились столкновения, сотни людей погибли, сотни тысяч бежали в соседнюю Уганду. ООНовцы заговорили об "угрозе геноцида", говорят, что 13 миллионов человек на грани голода.
В последние месяцы Чисекеди установил дружеские отношения с президентом Руанды Полем Кагаме и тот обещал помощь своей армии. Готов помочь силой и президент Анголы Жуан Лоренсу.



Также конголезский северо-восток с начала года поражён эпидемией Эболы, полторы тысячи человек уже погибло. Причём вакцины ВОЗ завезло достаточно, но "широко распространённое недоверие к медицинским работникам в данном регионе затрудняет проведение эффективной вакцинации".

Вызывавший возмущение международных горнорудных компаний Горный кодекс 2018 года Чисекеди пока не отменил, но постоянно говорит, что "открыт для диалога с уважаемыми иностранными партнёрами". Тем временем в прошлом месяце конголезская армия начала масштабную операцию по выдворению нелегальных копателей с кобальтовых, медных и молибденовых шахт в южной провинции Луалаба, принадлежавших преимущественно "дочкам" "Гленкора".



Помимо очевидных потерь для компании, такие нелегальные шахтёры, работающие даже без той минимальной техники безопасности, что есть у "официалов" в Африке, ежемесячно сотнями гибнут при обвалах породы. Но так как для сотен тысяч местных жителей такая работа является единственным способом заработать, дело вылилось в массовые столкновения армии с нелегалами и десятки убитых.
Так что, жизнь в Демократическом Конго продолжается.

Конго, Африка

Previous post Next post
Up