Год назад писал о
битвах за "историческую память" в Испании. Битвы продолжаются, тем более, что единственное, на что способна нынешняя пёстрая коалиция социалистов и регионалов - это сражаться с историей, что и доказывает решение кортесов 13 сентября о перезахоронении Франко. Тем временем суд отменил решение мадридского муниципалитета о переименовании улиц генерала Мильяна Астрая, генерала Асенсио Кабанильяса, братьев Гарсия Ноблехас и Павших "Синей дивизии". А вот командование Легиона, без каких-либо официальных приказов, явочным порядком перестало называть 1-ю бандеру именем майора Франко. Наткнулся на любопытный документ, манифест группы испанских историков по данной теме.
Манифест историков
1. Долина Павших - один из величайших памятников, гармоничный и интегрированный в окружающую среду, созданных в ХХ веке во всем мире, и как таковой один из самых посещаемых. Построен он был без использования государственных средств, исключительно на пожертвования и специальные лотереи.
2. Памятник, воздвигнутый в память о победе националистов в Гражданской войне, довольно быстро стал символом примирения, когда в нем были похоронены останки солдат обеих сторон, что весьма необычно для победивших в подобной войне. Похоже, что это примирение было неправильно понято некоторыми кругами и нынешним правительством, которое лишило субсидий монахов, отвечающих за религиозное обслуживание данного места, и закрыло под ложными предлогами доступ к части памятника. Идут разговоры об уничтожении его религиозной составляющей, превращении его в музей так называемой "исторической памяти", раздаются отдельные призывы о его уничтожении.
3. В качестве обоснования для такого своего отношения правительство и финансируемые государством всевозможные ассоциации заявляют, что Долина Павших была построена 20 тысячами политзаключённых, работавших в ужасающих условиях как настоящие рабы с высочайшей смертностью. Этот "факт", как и многие другие, приводимые сторонниками "исторической памяти", не выдерживает столкновения с документами. Эти документы показывают, что большинство строителей Долины были вольнонаёмными работниками, заключённые - как уголовники, так и политические - работали на строительстве в течение 6 из 18 лет, их число не превышало 700 человек и в общей сложности составило 2500, все они были добровольцами, так как участие в строительстве сокращало срок заключения, и получали такую же зарплату, как и вольнонаёмные. За всё время работ было всего 14 несчастных случаев со смертельным исходом, что является низким показателем для работ такого масштаба и в наше время. Так же нет никаких доказательств того, что Франко хотел быть похоронен там - такое решение было принято королем Хуаном-Карлосом.
4. Испанцы имеют право изучить доказательства, на которых основаны версии правительства и его сторонников, и они обязаны их представить. В противном случае мы вынуждены будем сделать вывод, что общественное мнение столкнулось с новым и прискорбным эпизодом тех "Гималаев Лжи", как называли умеренный социалист Бастейро и либерал Мараньон ту пропаганду ненависти [явная отсылка к республиканской пропаганде времён гражданской войны], которая, как все мы полагали, осталась в прошлом.
5. Даже в том маловероятном случае, если бы такие доказательства существовали, они никогда не оправдали бы возвращения к катастрофической практике уничтожения и надругания над историческим наследием нации, как это имело место быть в ходе Гражданской войны. При этом подписавшиеся историки считают себя обязанными осудить попытки разделения нации из-за событий прошлого, нетерпимые для любой цивилизованной страны.