Кения - в круге очередном…

Aug 11, 2017 08:40


Всего через несколько дней после Руанды прошли выборы в соседней Кении. Так же всё прошло по традиционному сценарию - победа правящего президента с небольшим перевесом, обвинения оппозиции в подтасовках, массовые беспорядки с жертвами.

Кения - крупная восточноафриканская страна, размером с Ботсвану, немного поменьше Украины, но побольше Франции, более всего известная богатством своего животного мира и как "колыбель человечества".
Население - 42 миллиона человек, различные бантуязычные (кикуйю, лухья, камба, меру) и нилотские (календжин, луо, масаи) племена. Официальными языками являются английский и "восточноафриканская лингва-франка" суахили. Религия - христианство, преимущественно разные протестанты. Грамотность превышает 90 %, уровень ВИЧ-заражения по африканским меркам терпимый.

Страна преимущественно аграрная, торгует чаем и кофе, но вынуждена импортировать продовольствие, из заметной промышленности - только нефтепереработка. Важной статьёй доходов является туризм.



Кения была британским владением с конца XIX века. В 1920 году стала коронной колонией, начался приток белых поселенцев, немалую долю среди которых играли отставные британские офицеры. Существенных полезных ископаемых в Кении не было, но плодородные почвы её нагорий идеально подошли для крупного плантационного хозяйства, под которые массово экспроприировалась земля у африканцев. Страна стала крупным производителем чая и кофе.

К середине ХХ века Кения являлась примером переселенческой колонии. 30 тысяч белых поселенцев избирали законодательный совет, с которым вынужден был советоваться британский губернатор, и формировали местные администрации. В них были представлены и немногие из 176 тысяч индийцев. Три миллиона африканцев никаких прав не имели.

Во главе движения за независимость, оформившегося в 1944-м в Африканский союз Кении (КАУ), встали представители наиболее многочисленного и "продвинутого" племени кикуйю.
Именно они и возглавили в 1952 году восстание мау-мау, проходившее под лозунгом возвращения родных земель.



Восстание было подавлено к 1956 году с неприличной по меркам второй половины ХХ века жестокостью, став самой "грязной" из колониальных войн последнего этапа существования Британской Империи. Лагеря, в которые было согнано для принудительного труда несколько сот тысяч кенийцев, современный историки нередко именуют "Британским Гулагом". Хотя стоит всё же сказать, что подавляющее большинство преступлений было делом рук не британской армии, а "специальных полицейских" из числа белых поселенцев и южноафриканских добровольцев.

Прекращению восстания способствовала и аграрная реформа, в ходе которой африканцы впервые получили право выращивать чай и кофе, к началу 60-х появились и первые чернокожие плантаторы, африканцы получили несколько мест в законодательном совете.
Над Африкой дули "ветры перемен", в ходе нескольких раундов конституционных переговоров белая община во главе с Майком Бланделлом не смогла отстоять проекты многорасового государства с квотами разных общин, а на отделение по родезийскому сценарию у них не хватало сил.

В декабре 1963 года Кения стала независимой, лидер движения за независимость Джакомо Кениата стал первым президентом, а его партия Африканский национальный союз Кении (КАНУ) - правящей. Хотя белым поселенцем и было гарантировано сохранение их имущественных прав, в подавляющем большинстве они предпочли покинуть страну.



В Кении оформилась традиционная однопартийная система во главе с несменяемым президентом. Публично Кениата заявлял, что "мы не рабы западного капитализма или восточного социализма", и об "африканском социализме". Но в итоге к середине 60-х годов, после удаления группировки просоветского вице-президента Огинги Аджума Одинги, Кения ориентируется на Запад, сохраняет и укрепляет связи с Британией и США, сопровождая это антикоммунистической риторикой.

Плантации переходят в руки функционеров КАНУ и продолжают исправно снабжать рынок чаем и кофе. Кения также преуспела, благодаря западным кредитам, в политике "импортозамещения". К началу 80-х годов Кения стала самой промышленно-развитой страной Восточной Африки - пищевая, текстильная, швейная, химическая, нефтеперерабатывающая, автосборочная промышленность.

Положение не изменила и смерть Кениаты в 1978 году, ему наследовал Даниэль Арап Мои. Периодически проблемы возникали на северо-востоке, куда регулярно набегали сомалийские кочевники-шифта, а армия устраивала расправы над сомалийцами.

К концу 80-х страна переживает экономический кризис, гипертрофированный государственный сектор неэффективен и поражён коррупцией, под диктовку МВФ начинаются реформы в её единственно-верном стиле, приводящие в начале 90-х к массовым протестам.
Арап Мои в 1991 году вынужден перейти к многопартийной демократии, но ему удаётся сохранить власть, используя межэтнические противоречия. В ходе экономических реформ МВФ в 90-е годы погибла и кенийская промышленность, уцелела только нефтепереработка.



В 1998 году Кения внезапно попала на первые строчки мировых новостей, когда "Аль-Каида" атаковала американское посольство в Найроби, погибло 224 человека.
Решение Арап Мои в 2001 году объявить своим преемником сына первого президента Ухуру Кениату вызвало раскол КАНУ. Объединившись с оппозиционерами в "Радужный альянс" они победили на выборах в 2002 году, бывший вице-президент Мваи Кибаки стал президентом.

Но в 2005-м оппозиция развалилась после провала конституционного референдума о переходе к парламентской форме правления. Кибаки объединился с бывшей правящей КАНУ и в декабре 2007 года был переизбран на пост президента.
Выборы проходили в обстановке массового запугивания, лидер оппозиции Райла Одинга результатов не признал, его сторонники атаковали сторонников Кибаки из числа кикуйю. В ходе двухмесячных беспорядков погибло до полутора тысячи человек, 600 тысяч стали беженцами.



Кризис удалось разрешить благодаря вмешательству ООН, сформировано коалиционное правительство во главе с Одингой.

В 2013 году, на фоне раскола оппозиции, президентом был избран Ухуру Кениата.
Получивший образование в США Кениата, один из богатейших людей страны, позиционировал себя как "цифровой президент" молодёжи - в противовес "аналоговым" старикам из оппозиции. Это демонстрировалось и его большой активностью в Фейсбуке и Твиттере. Предвыборное обещание обеспечить компьютерами все начальные школы он выполнил.
Была создана система "одношаговых услуг" аналогичная российским порталам госуслуг и МФЦ. Так что теперь кенийцы могут без проблем заказать паспорт, оплатить штрафы и налоги через Интернет.



Но несмотря на ежегодный рост ВВП в 5 % и приток иностранных инвестиций, многие кенийцы пока не чувствует эффекта хвалёного экономического роста. Сохраняются высокие уровни безработицы, преступности и бедности, регулярный дефицит кукурузной муки - Кения себя прокормить не может.

Крупные инфраструктурные проекты вроде строящейся китайцами железной дороги Найроби-Момбаса критикуются за распил - администрацию Кениаты оппозиционеры называется "самой коррумпированной в истории Кении" (хотя это вряд ли справедливо). Кениата регулярно увольняет проворовавшихся министров и губернаторов, но в судах дела обычно разваливаются.

СМИ в стране частные, больших ограничений нет, но наблюдается монополизация, кенийский медиа-холдинг Нэшенелс давно уже господствует не только в Кении, но и в соседних странах.

Кения осталась и одним из ключевых союзников Запада (несмотря на периодические филиппики Кениаты против "неоколониализма"), в 2011-м Кения возглавила новую африканскую интервенцию в Сомали, в ответ получила теракты от "Аль-Шабаб" в 2013-м и 2015-м.

На выборах 2017-го 55-летнему Ухуре Кениате снова противостоял 72-летний Райла Одинга. Выборы прошли при большой явке избирателей с длинными очередями - отдельные гражданки даже рожали в очередях. Кенниата получил 54 % голосов, Одинга - 44 %.



Результаты Одинга снова не признал, правда теперь вместо обычных обвинений во "вбросах" и "каруселях", поскольку впервые использовалась новая электронная система, Одинга заявил, что власти систему "хакнули". Про "русских хакеров" пока не говорят.

Международные наблюдатели признали выборы в целом свободными и справедливыми, несмотря на отдельные нарушения.

В заключении - ссылки на рассказы об истории и современности других африканских стран: Бурунди, Габон, Гамбия, Египет, Замбия, Кот-д'Ивуар, Ливия, Руанда, Сенегал, Тунис, Экваториальная Гвинея.

Африка

Previous post Next post
Up