А что делал и как оценивал ситуацию главный противник Индиры?
Джи.Пи. Нараян содержался на правительственной вилле в Харьяне. Здоровье его ухудшалось. После того, как его в состоянии комы пришлось госпитализировать в Национальный научный медицинский центр в Чандигархе, власти 12 ноября 1975-го освободили Нараяна.
Индира выделила деньги на его лечение, Джи.Пи. их отверг и сам поехал в Бомбей, где лёг в больницу Джаслок, там диагностировали, что остаток своих дней ему предстоит провести, подключённым к системе искусственной почки.
Едва об этом узнала Индия, почтовое отделение Кумбальского холма рядом с больницей оказалось просто завалено письмами поддержки. К лечащему врачу М.К.Мани постоянно приходили посетители, предлагавшие свои почки Джи.Пи.
А ещё напротив госпиталя было здание правительственного "Филм Дивижен", где и клепались многочисленные пропагандистские документальные фильмы во славу ЧП. И его сотрудники, делавшие эти фильмы, молились за здоровье пациента в палате 1904.
Джи.Пи. писал своему старому другу шейху Абдулле, с сарказмом выражая надежду, что тот не поверил тому портрету "врага народа, ужасного заговорщика номер 1", что рисуют СМИ.
5 декабря 1975 года Джи.Пи. из бомбейской больницы написал открытое письмо премьер-министру. Разумеется, это письмо не было опубликовано в индийских газетах. Напечатала его гонконгская "Фар Истерн Экономик Ревью", перепечатанные и переписанные от руки копии письма довольно скоро разошлись по стране.
Начинает письмо Нараян со слов, что его "ужасают ваши каждодневные речи и интервью", в которых она "говорит неправду, не боясь критики". Но оправдываться бесполезно - за 9 лет её правления всем ужё всё ясно.
Её ложь о существовании оппозиционного антиправительственного заговора шита белыми нитками. Он подобно рассказывает о деятельности движения в Бихаре, указывая на то, что оно ничем не отличается от сатьяграхи против британских колонизаторов.
"Люди имеют право требовать отставки избранного правительства, если оно коррумпировано и нарушает законы".
И правительство должно было прислушаться к голосу народа, хотя бы вступить в переговоры с его представителями, а лучше - пойти на выборы. Но Индира избрала другой путь.
"Почему те, кто правят, не проявляют благоразумия? Ответ может быть только один - коррупция".
Так что весь заговор - плод воображения г-жи Ганди. "Неужели вы и правда верите, что ваш коллега, бывший заместитель премьер-министра г-н Чандрашекхар, член Исполнительного комитета Конгресса, был частью заговора?".
После подробного разбора ситуации вокруг решения суда и введения чрезвычайного положения, которое, с точки зрения Джи.Пи., было во многом продиктовано чрезмерно-эмоциональной реакцией Индиры, следует рассмотрение вопросов более общего характера.
"Вы сказали, что демократия не может быть важнее страны - не слишком ли много вы на себя берёте, госпожа премьер-министр? Вы не единственный человек, которого волнует наша страна. Среди тысяч людей, брошенных вами в тюрьмы, есть люди, что сделали для страны больше, чем вы. И есть много честных патриотов нашей страны. Так что не стоит читать им лекции о патриотизме".
К тому же, "нет выбора между страной и демократией". И если благие пожелания конституции 1949-го за четверть века не воплощены в жизнь, то "виновны в этом не конституция или демократия, а Конгресс, который все эти четверть века был у власти в Дели".
Более того, "партия карьеристов и бесхребетных оппортунистов, в которую, увы, превратился Конгресс, никогда не сможет сделать что-то стоящее".
Насчёт "20 пунктов" Джи.Пи даёт свой прогноз: "Будет много пропаганды и много дел на бумаге, но в реальности ничего не изменится".
В заключении, Джи.Пи, на правах старого друга семьи, советует Индире: "Пожалуйста, не уничтожай фундамент, что Отец Нации [имеется в виду Махатма Ганди] и ваш благородный отец, заложили…
Ты говоришь о социальной демократии. Что за красивый образ и слова. Но ты же видела в Восточной и Центральной Европе как это безобразно в реальности - неприкрытая диктатура и господство России. Пожалуйста, не подталкивай Индию к этой страшной судьбе".
"Дорогая Индира, пожалуйста, не отождествляй себя со страной. Ты не бессмертна, в отличие от Индии".
P.S. Корреспондент гонконгской газеты, получая письмо от Джи.Пи., задал ему один очень неудобный вопрос. Как он, последовательный борец с коррупцией, оказался в союзе с противниками Индиры, от которых ничуть не меньше "воняет" коррупцией?
Нараян фактически ушёл от прямого ответа, сказав, что в настоящее время первоочередной задачей является "избавление от плохого правления Конгресса".
Продолжение следует