«2 октября 2019 года Парижский апелляционный суд отклонил европейский ордер на арест, выданный Польшей против российского и американского галериста Александра Хочинского. Хочинский был обвинен польским правительством в хранении картины, похищенной нацистами в Познанском музее во время Второй мировой войны.
Перед залом Парижского Дворца юстиции 2 октября 2019 г.
Хочинский указал польскому правительству, что готов обсудить возможную передачу картины в Польшу при условии, что Польша возместит ему убытки в результате разграбления земли его матери (пережившей Холокост), которая была экспроприирована коммунистами после война. Он взял на себя обязательство выделить деньги, которые он получил бы, чтобы воздвигнуть пямятник, посвященный польским праведникам, которые помогали евреям выжить во время войны. Польша по-свински отреагировала на это выдачей международного ордера на арест. Россия первая отказалась от экстрадиции Хочинского в Польшу, Соединенные Штаты отказались от нее в 2015 году. Европейский ордер на арест был выдан в Европол, и Хочинский был арестован в феврале этого года в парижском аэропорту имени Шарля де Голля, когда он направлялся в Нью-Йорк.
Принцип европейского ордера на арест заключается в том, что он является почти автоматическим, правовая система каждой страны доверяет своему коллеге в рамках блока Сообщества. Таким образом, крайне редко принимается решение об отказе в выдаче куда-либо, а уж в Европейскую страну - так вообще выдача была автоматическим, рутинным процессом.
Жан-Жак Нойер, адвокат Хочинского, утверждал, что имелось политическое исключение, считая, что основным вопросом была компенсация / реституция еврейской собственности Польшей и что в случае Хочинского это было не обычное преступление - это фактически была политическая причина. Отказывая в выдаче, суд сослался на решение Европейского Суда от 2018 года, в котором ставится под сомнение независимость польских судебных органов и социально-политический контекст в Польше, который лишает партию права на справедливое судебное разбирательство, если переданы запрашивающим органам. Решение об отказе в экстрадиции создает прецедент, поскольку в нем говорится, что Европа, прежде чем она будет построена на производстве, в первую очередь основана на моральных ценностях.»
Перед входом в зал Парижского суда 2 октября 2019 г. Семь месяцев французского плена позади.
Выше приведен официальный пресс-релиз адвокатов Александра Хочинского - как во Франции, так и в США, где он предъявил иск Польше в федеральном суде, Вашингтон, округ Колумбия.
Текст пресс-релиза, по личному мнению Александра Яковлевича, очень осторожен и перестрахован - адвокаты решили не давать адвокатам, которые выступают с Польской стороны против нас в США, никаких оснований критиковать их презентацию решения французского суда.
Я не связан такими осторожными путями и имею свое собственное толкование этого действительно исторического судебного решения, которое установило политическую сущность уголовного преследования Александра Яковлевича Хочинского.
Хотя это решение связывает политическую сущность преследования Хочинского с защитой прав еврейского народа, пострадавшего после войны уже не от немецких нацистов, а от польских граждан и правительства коммунистов, однако применим и для самих поляков или граждан любой национальности.
Нужно отметить, что в решении суда конкретно не упоминается одна из причин преследования со стороны Польши - антисемитизм, в тексте нет такого термина, но есть прямая ссылка на негативное отношение польского правительства к евреям, что вызывает удивление, ведь в Польше евреев практически нет - около 2000. Евреев нет, а антисемитизм есть! В этом контексте, на мой взгляд, парижский суд проявил крайнюю, чрезмерную и вредную осторожность, неоправданную в свете постоянных террористических антисемитских нападений и убийств во Франции и вообще в Европе.
Несомненно, это решение может иметь более широкий смысл и применение в дальнейших судах, рассматривающих иски жертв конфискации еврейской собственности польскими властями и их наследниками.
Кроме того, указание в решении о судебной системе в Польше, которая не соответствует принципам Европейского Союза, несомненно, даст возможность отказать Польше в их требованиях об экстрадиции из других государств Европейского Союза и, возможно, в целом мире.
Александр Яковлевич Хочинский, изменив в 2015 году применение законов об экстрадиции в США, выиграв длившееся пять месяцев дело. Прецедент United States vs. Alexander Khochinsky, спас уже и спасет множество человеческих жизней. Действительно, этот прецедент (о рассмотрении в американском суде вменяемого другой страной обвинения по существу) уже применяется в США в случаях, когда экстрадицию запрашивает «неблагополучная» страна третьего мира, в которых смертная казнь применяется часто и без достаточных оснований, да и вообще систематически нарушаются права человека.
Новый «парижский прецендент Хочинского» применим и при рассмотрении запросов из России, известной своими коррумпированными судами и жестоким обращением с заключенными, преследованием лиц, приверженных другим религиям, гомосексулистов и т.д.
Разумеется, никакого автоматизма в подобных делах быть не может - политическую составляющую или угрозу своим человеческим правам нужно будет в суде доказать. Теперь - это намного легче.
Один в поле - воин! Если он - Александр Яковлевич Хочинский!