http://dennett.livejournal.com/270509.html#comments Поначалу кажется, что никакой моральной проблемы тут нет. Ну, купил и ладно. Теперь это твоя собственность и делай с ней что хочешь. Ну а если тебе это кажется неудобным, то смирись со своей очевидной ошибкой (нужно было брать сразу, и не разрешать ничего менять) и спрячь картину на чердак.
Но попробуем рассказать другую историю.
Жил-был бедный художник Модильяни. Как-то раз в его мастерскую зашли погреться друзья художники, и был среди них один незнакомый господин. Он с любопытством оглядывался по сторонам и даже заглянул на холст на мольберте, повернутом к стене - работа была еще не закончена. После долгих уговоров ему удалось уговорить Модильяни развернуть холст лицом в комнату, чтобы можно было разглядеть получше. Картина представлял собой цветовые пятна нежных оттенков, в которых легко угадывался женский силуэт. Но больше всего господина поразили глубокие прозрачные глаза и нежная, едва уловимая улыбка. И тут снова начались уговоры - господину во что бы то ни стало захотелось купить эту картину. У Модильяни как обычно с деньгами было туго, и он согласился, но с условием, что еще немного поработает над картиной.
Ну, дальше ясно. Когда картина дошла до своего покупателя, один глаз на картине был замазан серым, другой - черным. От нежных красок не осталось и следа, а цветовые пятна разделили грубые черные мазки. Ужас!
«Видя его отчаяние, один знакомый художник предложил, пользуясь описаниями раннего варианта, попытаться вернуть картине ее изначальный вид».
И тут уже кажется, что любая переделка будет квалифицирована как вандализм. При том, что по тем временам почти все согласились бы с тем, что «что изменения оказались к худшему».
Стоит только сместить фокус восприятия, перестать видеть в картине вещь, а признать ее творением, как скоблить ее уже как-то не хочется. Надо заметить, что я как-то «скоблил» одну свою картину, правда лишь цифровую копию. Нельзя сказать, что очень по этому поводу переживал. Но живую картину править бы наверняка не стал.