СЕРПОПАРДЫ
Серпопард (змея+гепард) - такое название придумали для изображений чудовищ с длинной извитой шеей, округлой головой, когтистыми лапами.
ttps://en.wikipedia.org/wiki/Serpopard
Они обнаружены на роликовых керамических печатях Месопотамии и на косметических палитрах Египта.
ttps://en.wikipedia.org/wiki/Cylinder_seal
ttps://en.wikipedia.org/wiki/Cosmetic_palette
ttps://en.wikipedia.org/wiki/Oxford_Palette
Прообраз серпопарда не вызывает сомнений - это зауропод. Только не живой, а ископаемый. Похожа даже геометрия.
УЧЁНЫЕ ЖРЕЦЫ
В древности вместо атеистической науки было жреческое знание, вместо институтов и музеев были храмы. Изучалась природа, ведь от этого зависело выживание. Особый интерес вызывали животные крупнейшие и древнейшие, окаменевшие и - «допотопные». Это логично, потому что породы, в которые замурованы окаменелости, кажутся аллювиальными. Но какой же нужен поток, чтобы утопить такого гиганта?
Древние жрецы и художники подчеркнули, что «серпопард» - гигант среди прочих животных, и превосходно отразили особенности скелета зауроподов, вроде бронтозавра или брахиозавра. Они не могли восстановить мягкие ткани, поэтому облик близок к скелету: видны рёбра, позвонки, фаланги. Но они всё-же выяснили, каков полный скелет, и даже то, что хвост зауроподов был поднят. А это было очень трудно: фоссилии фрагментарные, гигантские, вмурованные в породу. Ничего так просто не видно, надо измерять, размышлять, моделировать. И они справились.
НЕДАЛЁКИЕ УЧЁНЫЕ
Серпопард - это не просто фантазийный рисунок, а результат огромной физической и умственной работы, которую проделали древние гении. Реконструкции зауроподов, созданные палеонтологами XIX века, были гораздо хуже, чем ассирийско-египетский канон. Непонятно, кого угораздило заметить у серпопарда «характерные для кошачьих черты» и кто «классифицировал» животное как представителя кошачьих - о чём пишут в нашей замечательной энциклопедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Серпопард Возможно, «кошачьими» черты этого узловатого чудовища назвали кабинетные учёные тех наполеоновских времён, когда древние рептилии ещё не были (пере)открыты. Тогдашние динозавры науки были по-своему умны, но архаичны, жили слишком давно.
Пропорции переданы идеально. Удивительно, что у серпопардов задран хвост. Этот канон для зауроподов был доказан лишь в 21 веке. Летающая курва похожа на Tupandactylus imperator.
ЗАУРОПОДЫ
Название Sauropoda ("ящероногие") предложил Отниель Чарльз Марш в 1878 году[13]. Оно подозрительно похоже на Serpopard. Классические образцы на печатях и палитрах были выкопаны чуть позже, в конце 1890-х. Но в музеях был другой богатый материал из Месопотамии и Египта, где, вероятно, уже имелись серпопарды. Можно предполагать, что Марш вдохновился этим образом, подбирая название.
ttps://en.wikipedia.org/wiki/Sauropoda
ХТОНИЧЕСКИЕ - ИСКОПАЕМЫЕ
Пишут, что в Месопотамии использование этих «змеешеих львов» и других гибридных животных являлось проявлением хтонический аспекта мифологии. Хтонические чудовища во многих религиях и мифологиях - существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.
tps://ru.wikipedia.org/wiki/Серпопард
Древних мифических чудовищ обычно наделяют чудесным эпитетом «хтонический», толком не поясняя, что это такое. А что значит «олицетворять дикую природную мощь»? Это всё ненаучно. Это эзотерика. Смысл, однако, проясняется, если перевести слово «хтонический» на русский язык - как «ископаемый», «извлечённый из земли». Откроем словарь Дворецкого.
χθών - это просто «земля». Одно из значений χθόνιος - «подземный».
χθόνα ταράσσειν Pind. - обрабатывать землю;
χθόνα δύμεναι Hom., Hes. - погрузиться в землю, т.е. умереть;
καταχθονὸς κρύπτειν τινά Soph. - хоронить кого-л..
Таким образом, вместо «хтонический» можно говорить «из захоронений», «ископаемый», «палеонтологический».
ЗЕМЛЕКОПЫ, РЕКОНСТРУКТОРЫ
Древние знали меньше нас, но в чём-то были поумнее. Они гораздо больше нашего копались в земле, и находили свои сокровища. Современные археологи жалуются, что захоронения уже «разграбили», после чего точно так же вскрывают могилы, вычищая оттуда всё без остатка. Древние землекопы, рудознатцы, каменотёсы находили и очищали фоссилии. Они тоже ценили динозавров и мамонтов. Животноводам и копателям было понятно, что если кости окаменели, значит, эти чудовища обитали в незапамятные времена. Фоссилии делались предметом культа, как и нынешние музейные экспонаты. И их так же реконструировали. Только лучше!
Центральное изображение зауропода гораздо точнее. Вытянутая голова была у диплодока, а не бронтозавра.
БРОНТОЗАВР
Древнеегипетские изображения зауропода на «Оксфордской палитры» принципиально не отличаются от иллюстраций к книге Плавильщикова «Бронтозавр». Тот же пафос и карикатурность. Только они гораздо точнее: правильнее показаны форма черепа, структура позвоночника, рёбра. И честно показано, что чудовище ископаемое, что его наблюдали только в форме скелета. Его хвост не извивается, а поднят (как на современных моделях). На конечностях показаны массивные когти.
Кисти зауроподов были когтистые. Неприятно, если наступит на ногу.
БРАХИОЗАВР И КОМПАНИЯ
Пожалуй, «серпопард» ближе всего к брахиозавру.
ttps://en.wikipedia.org/wiki/Brachiosaurus
Древний художник весьма точно - для такой стилизации - передал рельеф черепа и мощное развитие плечевого пояса.
Есть подозрение, что эти палитры изображают реконструкции всяческих ископаемых животных (ну, или «хтонических чудовищ») - кости которых удалось добыть. Только реконструкции делались инфантильные, на основе обломков скелета и знакомого облика млекопитающих. Если не стараться найти всюду Симбу и котиков, можно приметить там громадного индрикотерия, длинношеего зауропода, стегозавра с обломками на спине, кенгуроидного игуанодона, козлоподобного зауролофа, псевдо-ушастого протоцератопса и прочую шушеру. Я в детстве тоже любил рисовать и лепить динозавров, и получалось примерно так же.