Надо бы рассмотреть вот этот образ: Гермы, Гермес, Меркурий, Тот. Он очень сложный, комплексный. Но вникать в детали нет никакого желания. Пройдёмся по верхам.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ВИКИПЕДИИ
Герма - особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом[2]. Первоначально на гермах изображали Гермеса. Существует несколько толкований данного факта. Возможно, на заре появления элладской цивилизации в гермах нашёл отображение первоначальный фаллический культ Гермеса как бога плодородия. Эту версию подтверждают изображения фаллоса в нижней части гермы. Геродот утверждал, что такие изображения Гермеса делали ещё пеласги, - народ, населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. С гермами связана этимология имени олимпийского бога Гермеса, одной из форм именования которого был «Гермаон»[3]. Либо гермы получили своё название, так как изображали Гермеса[2], либо Гермес получил своё имя, так как был изображён на гермах[1][4][5]. Ещё по одной версии, первоначально для поклонения Гермесу использовались олицетворявшие его кучи камней. Исходя из функций данного бога как покровителя путешественников и торговли, камни особенно часто располагали на дорогах, перекрёстках, границах областей. Путник в этом месте должен был добавить камень либо принести жертву Гермесу. Впоследствии, по мере развития общества, груды камней заменили четырёхгранные примитивные статуи-гермы[6][7][8].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Герма Наиболее ранняя форма имени Гермеса звучала в микенском языке как «*hermāhās» (e-ma-ha) и была записана линейным письмом B[1][2]. Большинство антиковедов связывают его имя со словом «др.-греч. ἕρμα», которое обозначало колонну, пограничные столбы или груду камней, служившие в том числе символом и изображением Гермеса[3].
Этимология слова «герма» неизвестна. Оно не имеет корней в праиндоевропейском языке. Лингвист Р. Бекес отвергает происхождение имени «Гермес» от слова «герма». Согласно его мнению, имя принадлежит к догреческому субстрату, то есть было частью неизвестного языка или языков, предположительно распространённых на территории Древней Греции до прихода туда носителей протогреческого языка[1]. Существует предположение о связи имени «Гермес» с обозначением камня или груды камней в индоевропейских языках[4].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гермес АНАЛИЗЫ НАТОЩАК
Анализировать данный феномен следует натуралистично - как натуралистичны и грубы были люди в древности. Коль скоро гермы размечали территорию, служили маркировочными столбами, они вписываются в маркировочную этологию. Животные маркируют территорию экскрементами и мочой. Все видели, как собаки задирают ногу на столб. Гермы служили для этих же целей. Сооружение *hermāhās - это символический her. Там изображался не «фаллос», а полноценный пах с тестикулами и пубисом. Все знали, что пах пахнет. Значит, и гермы издавали соответствующий запах, их можно было найти издали, даже в сумерках.
ХЕРМЫ И ХЕР
Не надо быть Фрейдом, чтобы понять: все эти колонны, как и русский хер - фаллические символы (плодородия и любви). Этимология слова «хер» такая же, как гр. κέρας, лат. cornu, англ. horn. Индоевропейская основа связана с фаллическими свойствами: ḱerh₂- = head, top, horn. Пишут, что... Potentially a collective derivation in *-h₂ from *ḱer- (“to grow”) . Атрибуты релевантны. Название славянской буквы Херъ также ассоциировано с гештальтом пахового перекрестия. Причём гештальт этот не только визуальный, но и ольфакторно-мимический. Возможно, по этой причине икс и игрек стали символизировать в математике нечто искомое, а в генетике - половые хромосомы.
https://en.wiktionary.org/wiki/Reconstruction:Proto-Indo-European/ḱerh₂- ПРИНОШЕНИЕ
Жертвоприношение герме сводилось к тому, чтобы опорожниться - там и только там. Куча камней у основания гермы символизировала - просто кучу. Автобусов не было, поэтому люди много ходили пешком. Но при этом часто возникает потребность «сходить», т.е. оправиться. Надо это как-то регулировать. Всякая территория с дорогой кому-то принадлежала. Всякая растительность у дороги ценилась. Чтобы прохожие всё не загадили, на оживлённых дорогах устанавливались гермы с латриной. Гермы на входе в имение показывали, что оправиться надо в латрину, а дальше не пачкать. Иначе каждый угол, закоулок полиса начинал смердеть. В средиземноморском климате это ужасно. Глупо просто так нести камень, чтобы возложить к подножию гермы. Зато вполне логично завалить камнями и грунтом собственную кучу. Так постепенно герма обрастала камнями, землёй. Наличие камней создавало дренаж. Грунт вокруг гермы периодически изымался - он перегнивал и становился удобрением. Заметим, что мочу собирали и использовали в хозяйстве (например, для мездрения), и гермы (с герметичным сосудом) - самый удобный для этого инструмент.
Сходство между гермами и указателями для современных WC напрашивается.
МУЖСКОЕ НАЧАЛО
Гермы изображались с мужским лицом. Мужчины в древности перемещались гораздо активнее, чем женщины, которые опасались покинуть имение. А мужские особи чаще метят территорию. Кобели задирают лапу, а коты - хвост. Адулесцентам же свойственна коллективная уринация. Дай им волю, всё загадят. На первом году жизни центральный атрибут человека - подгузник, на втором - горшок.
ДАБЛ НА ПЛОЩАДИ
Гермы делали на площадях, на агорах. Там требуется и фонтан, и WC. Ежевечерне собирается толпа народу - где они будут ссать? Нужно строить нужник. Но какой? Аналогичные функции поныне выполняют уличные писсуары, однако у них есть добротная канализация. А чтобы организовать подобное устройство в античных поселениях, чтобы строить клоаку и герметизировать поверхности, требовалась сакральное обоснование. Они ведь не были атеистами. Сакрализация гермов и Гермеса-Герметичного вызвана необходимостью регулировать пользование латринами и их очищение, и вообще утилизацию экскретов. Иначе будет грязь, вонь, тучи мух. В жарком каменном полисе это сущий кошмар.
ПСИХОПОМП
Гермес считался Психопомпом вполне логично. От аммиачных испарений спирает дыхание. Люди думали, что зачатие происходит от некоего духа, ибо коитус сопровождают помпаж и усиленное дыхание.
DEITY OF FERTILITY
Гермес - покровитель тех, кто часто ходит по дорогам: мелкие торговцы, гонцы. Обычно это были молодые люди. Такой организм активно производит биологические жидкости (урина, слюна, сперма, пот). Их надо сбрасывать, но не абы как. Индивид 15-18 лет гораздо фертильнее, чем аксакал. Вероятно, это укрепляло ассоциацию, что Гермес - фаллический бог, божество плодородия. Но Гермес также и покровитель внутриутробной фертильности, и тайны зачатия.
ЮНЫЙ ГЕРОЙ
Пишут, что в классический период истории Древней Эллады Гермеса представляли самым юным из главных олимпийских богов. С этим связана его функция покровителя детства и юношества. В мифах, как, к примеру, об Асклепии и Дионисе, именно он принимает брошенных младенцев и относит в безопасное место к воспитателям. ... Жезл Гермеса кадуцей использовали судьи во время атлетических соревнований[34]. Праздники в честь Гермеса гермеи проводили в первую очередь для детей и подростков. На атлетических играх во время гермей состязались исключительно дети, подростки и эфебы. Участие в них взрослым было запрещено[35].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гермес ОНТОГЕНЕЗ
Гермес воспринимался как покровитель ранних этапов онтогенеза, от нуля до зрелости. Ягнята, козлята, жеребята, цыплята - всё это очень ценилось и требовало специальных жреческих знаний. Наиболее сакральное воплощение Гермеса - внутриутробный этап, плод, облачённый в герметичный плодный пузырь, обладающий пуповиной и плацентой. Люди не очень понимали природу эмбриогенеза, но постоянно наблюдали его феномены: насиживание яйца, созревание скота, рождение детёнышей, скрещивание, выбраковка, вскрытие скота и птицы, с обследованием матки, овариума и др. Гаруспикация - не просто гадание, а изучение тайны гонад. Зачатие было глубочайшей тайной. Коитус и опыление происходят регулярно, но лишь изредка приводят к зачатию. Причины этой каузации люди доподлинно не понимали, и потому сакрализовали. Онтогенез насекомых, произрастание дерева из семени, беременность млекопитающих - всё это интриговало людей, и было тесно связано с практикой добывания пищи, с аграрной деятельностью и домостроем.
НУМИНОЗНОСТЬ
Атрибутика фертильности и натальности была нуминозной, потому что рожать и принимать роды - крайне волнительная ситуация, шквал адреналина, окситоцина, эндорфинов. Токсикоз, осложнения беременности, бесплодие, смерть новорождённого, гибель роженицы - трагедия для фамилии, предмет суеверного страха. Вероятно, были жрецы (жрицы) Гермеса, обладавшие навыками родовспоможения и неонатальной помощи.
Это изображение похоже на то, как вытягивают плод. В руке - как будто акушерские щипцы.
РЕВОЛЮЦИЯ БЫТИЯ
С беременностью и родами связано много извержений - всех видов гиппократовой влаги. Много грязи. Надо стирать, мыть, чистить, купать. Надо носить много воды. А вся вода была регламентирована: колодцев мало, климат сухой. Появление младенца радикально меняет жизнь в доме. Происходила резкая смена повседневности. Нужен был регламент, наделение семьи с детьми особыми правами. Нужны были носители знания, что делать в той или иной ситуации. Всё это возможно под эгидой жреческой системы.
ГЕРМЕНЕВТИКА
Герменевтический Гермес - философский образ, влекущий к пренатальным тайнам. Животноводы постоянно имели дело с беременностью скота и птицы. Они наблюдали, но не понимали, как именно зарождается плод животных и людей. Откуда плод получает знания, как именно формировать части тела? Он ведь вылепливает себя в совершенстве, но не сразу. Почему возникают ошибки - уродства? Почему новорождённый выглядит отталкивающе, а через полгода становится миловидным? Какую функцию выполняет пуповина и плацента? Почему плод изолирован оболочками? Как он постигает мир через преграду матки и оболочек, а затем и пелёнок, и только посредством косвенных знаков?
Подобные вопросы гнозиса легли в основу герменевтики текста: как постигать смысл через преграды. Герменевтика - это, по сути, анализ извержений чужого ума и чернил. Вот и младенец первое время проявляет себя только экскретами.
МЕРКУРИЙ ПЛУТ
Человек от рождения и до совершеннолетия - это плут и мошенник, он пачкает, тащит всё в рот, обманывает, ломает. Он глуп, но ему присуща невероятная мудрость, потому что незрелость сама собой выстраивает совершенное тело, и с нуля постигает язык, речь, картину мира и все знания.
Меркурий это не Гермес. Это божество торговли, но там надо было соображать и плутовать. Однако, в меру, иначе догонят и прибьют. Были в Элладе лоточники? Продавали пироги подовые, как юный Алексашка Менщиков?
КОНТАМИНАЦИЯ
Божество должно быть иметь характерные атрибуты и локализацию, внятное региональное имя. Смешение, отождествление носителей разных имён и атрибутов приводит к контаминации. Объединение образов Гермес, Меркурий, Тот и Трисмегист вызывает проблемы. Первоначально это были совершенно разные божества. Тот восходит к тотему ибиса и покровительствует письменному образованию. В древней Африке это была такая же редкость, как программист на ассемблере. Недавно я проделал исследование этого вопроса.
Гермес, похоже, покровительствовал незрелым стадиям онтогенеза - и неизбежной для таковых экскреции. Это было божество социальной гигиены. Меркурий покровительствовал морской торговле, торговым клятвам, качеству доставки. Кто нарушал клятву, его карали юные жрецы Меркурия. Подростки ХХ века мучали кошек, а древние подростки любили мучать людей. Это были быстрые, сильные, жестокие приматы, с огромным навыком метания.
Итак, Тот, Трисмегист, Меркурий - разные божества, с совершенно разной атрибутикой. Их отождествление - контаминация. Но возможно, была функциональная связь. Допустим, акушеры и повитухи использовали щипцы, похожие на клюв ибиса (прокалывать плодный пузырь) и кадуцей, использовали гонцов для вызова и рикшу для доставки, либо сами облачались в обувь скороходов. Всё это легко изобрести. Учтём, что помощь при родовспоможении требовалась и ценным домашним животным. К ним тоже приходилось бежать.
КУРЬЕР
Судя по сумме изображений, Гермес - безусый и едва одетый юнец в крылатых сандалиях, с крыльями на шапке, с кадуцеем. Эти атрибуты соответствуют амуниции курьера. В древности не было яндекс-доставки, UPS, мобильных телефонов, 911, а необходимость в доставке донесений и мелких посылок была огромной. Лошадей гонять слишком дорого, поэтому фельдъегерской службы особой не было, зато была чрезвычайно развита служба курьерская, скороходская.
В пределах полиса поручения патриция доставляли сыновья, лёгкие на подъём. Между полисами бегали скороходы постарше. Всюду были «мальчики на побегушках». Они назывались ἄγγελος и courrier. Латинское curro - «бегу», currere - «бегать, быстро двигаться» связано и с образом curos. Пишут, что вероятно, слово ἄγγελος - заимствование через ángaros, “Persian mounted courier”. Это вряд ли. В Элладе было множество похожих беговых слов: ἀγών «состязание», ἄγω «вести; гнать, управлять»; от и.-е. *ag'- «гнать».
СКОРОХОДЫ
Бегали, конечно, не почтенные люди, а мелюзга. Но у вождя, царя была серьёзная курьерская служба, где скороходы - тинейджеры уровня мастера спорта. У храмовых жрецов были свои курьеры, ангелы храмовые, божии. У тайных сект были свои посланцы, неторопливые и замаскированные. Каждый знал своё направление, и его там знали.
Праздники, посвящённые Гермесу или Меркурию, были аналогом спортивных сборов и соревнований, где самые быстрые отбирались - для почётной курьерской службы. Царские курьеры наделялись крутыми правами: требовать пищу, воду, ночлег, женское тепло. Могли убивать собак, грабителей, стрелять в тех, кто мешает пройти. Крылатый шлем защищал от солнца и демонстрировал, что бежит не кто-нибудь. В руке - кадуцей.
КАДУЦЕЙ
Вероятно, первоначально кадуцей был не только символическим, но и прикладным инструментом - тупой топорик с плетью, что-то вроде древнего арапника. Тренированный юный курьер мог выбить такой плетью глаз собаке, а лезвием разбить голову. В рукоятке можно спрятать сообщение, и передавать по эстафете. Кстати, изверженный послед с пуповиной похож на кадуцей: у него его извитые пупочные вены, крыловидные фрагменты дольчатой плаценты.
Архаичный Гермес вовсе не был Эскулапом, это плут и торгаш, а не доктор. Медицинским символом кадуцей стал гораздо позднее. Но можно предполагать, что и в древности были хорошие бегуны, владеющие навыками срочной медицинской помощи. Например, это необходимо на поле брани: добежать, перевязать, уложить как надо.
Парии и парни - страшная помеха бегущему человеку. Деревенские юнцы и псы инстинктивно ненавидят, если кто-то юный бежит по «их» улице. Но завидев кадуцей все прятались. Нападение на ангела было тяжким преступлением. Высылались ангелы мщения, поджигавшие деревню. Курьер тоже не промах: носил маленький лук, и был волен стрелять. Курьерская служба порождала страшных людей. Из некоторых формировались тайные службы ассассинов. Ради прикрытия их романтизировали как «незримых ангелов».
Это верно, хорошая взбучка бодрит симулянта. Ужалить кого плетью - и будто крылья вырастают.
КРЫЛАТЫЕ САНДАЛИИ
Ещё один атрибут - крылатые сандалии. Обычно люди ходили босиком или в шумных шлёпанцах, а зимой - в чувяках без подошвы, войлочных чунях. Но для царских курьеров делались специальные беговые туфли с подошвой. Это позволяло наращивать скорость. Юный марафонец в таких кроссовках бегал в 10 раз быстрее простолюдина, и казался крылатым. Но такая обувь была дорогой и быстро изнашивалась.
ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ
Всё это были гипотетические и теоретические построения, основанные на логике повседневности и общей антропологии. Это лишь концепция априори, необходимая для всякого исследования. А теперь прочтём «Изумрудную скрижаль» Гермеса Трисмегиста. У этого текста известен бэкграунд, хорошо представленный в Википедии. Там же есть оригинальные тексты на латинском, арабском, французском и переводы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Изумрудная_скрижаль https://en.wikipedia.org/wiki/Emerald_Tablet Текст действительно полон пренатальных кодов (womb, nourisher, mother, father ; nátæ, ventus, præparánda, penetránda). Анализировать построчно нет времени. Ясно, что текст отражает закономерности внутриутробного развития, причём как животных, так и растений. Авторы этого текста открыли начала системогенеза, закономерности развития живой адаптивной системы. Это попытка осмыслить эмбриогенез на фоне космогонии, зарождения больших систем. Также там есть зачатки знаний о фотосинтезе и почвенном питании, о круговороте веществ в экосистеме. Вероятно, авторов было много, и суть текста формулировалась тысячелетиями - под эгидой троичного божества (или триумвирата жрецов), отсюда и прославление Hérmes Trismegístus.
Это некий манифест селекционера и агрария, своеобразные аксиомы биологии и экологии. Древние селекционеры были гениальными людьми, поскольку без записей, книжной науки и лабораторий осуществляли селекцию и разведение растений и животных, создавая не только сорта, но и новые виды. Здесь требовалось сокровенное, мистическое знание. Которым занимались жрецы, принадлежащие к институциям условного язычества, например, к храмам анимизма. Когда Трисмегист освоил письменность, он изложил часть этого знания в виде «скрижали». Этот текст (который, вероятно, был сакральной песней) обосновывал веру селекционеров в то, что результаты их труда принесут плоды, пусть и через много поколений. Скрижаль - это не учебник знаний, а краткий манифест, как клятва. Он давал основные убеждения. А конкретные знания уже передавались изустно и постигались на практике.
Подобные иллюстрации в алхимическом трактате - это украшательство, искусственный образ, основанный на чтении текста "Изумрудной скрижали".