Уже в ближайшем будущем украинская нефте- и газотранспортная отрасль может пережить настоящую революцию. В преддверии подписания Соглашения об ассоциации Евросоюз выразил крайнюю заинтересованность в совместном использовании нашей трубопроводной системы.
А также подтвердил готовность к совместной реализации трех проектов.
Броды заменят на Адамово
Прежде всего речь идет о завершении строительства трубопровода ОдессаБроды. Проект имеет довольно долгую и непростую историю. Возводить его начали в конце 1990-х. Ветка должна была пройти от Одессы через Броды до Полоцка, где соединялась бы с ответвлением нефтепровода «Дружба», которое обеспечивало поставки черного золота в Западную Европу. Украина свою часть трубы сдала в эксплуатацию в 2001 году, потратив на проект около $100 млн. А вот поляки отложили реализацию проекта в долгий ящик. Это заставило «Укртрансгаз» использовать трубопровод в реверсном направлении, транспортируя российскую нефть до Одессы, где ее загружали в танкеры.
На днях Еврокомиссия обнародовала список из 250 ключевых инфраструктурных проектов в сфере энергетики, на реализацию которых в 2014-2020 годах европейцы готовы выделить 5,85 млрд евро. Завершение строительства нефтепровода стало одним из них.
«В утвержденном проекте немного изменили маршрут. Труба будет соединяться с "Дружбой" не в Полоцке, как планировалось ранее, а в районе польской нефтебазы Адамово. Она значительно ближе к Бродам, чем Полоцк, и находится на границе Польши и Беларуси», рассказал «Взгляду» директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар.
Протяженность нефтепровода составит 371 км, а его мощность со временем может быть доведена до 30 млн тонн нефти в год.
Долгожданная модернизация
Еще одним долгоиграющим проектом, реализацию которого должны начать в ближайшее время, является модернизация украинской ГТС. По словам еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера, в ЕС надеются приступить к этому проекту в следующем году.
«Идет подготовка к привлечению Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, а также Всемирного банка к модернизации газотранспортной системы Украины. Она продвигается успешно. Поэтому, я надеюсь, в 2014 году мы начнем инвестировать в реконструкцию», заявил Оттингер.
Однако, как отметил Гончар, чтобы получить деньги, украинской стороне необходимо будет провести реформу отрасли. Главное условие выделения денег вывод «Укртрансгаза» в отдельную компанию, которая не будет зависеть от «Нефтегаза».
«Банкам нужны гарантии, что их деньги будут использованы по назначению и они смогут их вернуть. Поэтому они хотят работать напрямую с "Укртрансгазом" по прозрачной схеме возвращать кредиты компания будет из прибыли от транспортировки энергоресурсов», отметил эксперт.
Европейский газ будут хранить у нас
Гюнтер Оттингер сообщил, что Еврокомиссия рассматривает возможность хранения газа в украинских подземных хранилищах.
«Украина становится не только транзитной страной, она имеет и потенциал для хранения газа. Украина страна с огромными возможностями в этой сфере», заявил еврокомиссар.
Предложенные Оттингером объемы от 35 до 60 млрд кубометров выглядят чистой фантастикой, ведь наши хранилища сейчас способны вместить не больше 32 млрд кубометров.
«У нас есть потенциал для увеличения объемов хранящегося под землей газа.», отметил Гончар.
По его словам, если Европа реально решит закачивать в наши хранилища заявленные объемы, прибыль от хранения может быть сравнимой с суммами, которые мы получаем за транзит. А это $3-4 млрд ежегодно.
vlasti.net