Свт. Филарет Московский о грозных посещениях Божиих

Jan 11, 2011 17:12

Антикоб: В последнее время с огромным интересом изучаю материалы, связанные со святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Это была великая личность, очень активный, мудрый и дальновидный церковный иерарх, гениальный проповедник и поистине кладезь духовной мудрости. К тому же это был ревностный аскет, настоящий подвижник благочестия, пример для каждого из нас. В одном из дореволюционных богословских журналов, в статье, посвященной деятельности свт. Филарета, мне встретился эпизод, напомнивший постигшие нас прошедшим летом несчастья, да и вообще все те беды, которые происходят из-за аномальной погоды даже в текущую зиму. Примечательной мне показалась проповедь святителя, в связи с чем я решил опубликовать целиком весь фрагмент из упомянутой статьи.

Едва лишь Россия отпраздновала торжество совершеннолетия Наследника Престола в 1834 году, как в том же году радостное по сему случаю настроение первопрестольной столицы Государства Российского, сердца России, Москвы было омрачено весьма значительным бедствием. В Москве летом этого года было как-то особенно много пожаров, при том весьма больших. Более же всего силен и страшен был пожар в Рогожской части, 13 августа. В этот день было обычное заседание Московской Синодальной конторы, рассуждавшее между прочим об отпуске обычной же (ежегодно отпускаемой) суммы в 500 рублей для устройства обеда в предстоявший праздник Успения Богоматери, 15 августа. «При сем Синодальный член, высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Московский и кавалер, словесно предложил, что он, по претерпеваемым ныне в сей столице бедствиям от пожарных случаев и по случаю происходящего в самое время суждения о сем предмете сильного пожара в Рогожской слободе, находит полезнейшим и приличнейшим употребляемые доселе на стол 500 рублей пожертвовать в пользу потерпевших бедствие от пожаров». Контора, конечно, согласилась с предложением святителя Филарета.

Пожары в Москве продолжались и в сентябре, беспощадно истребляя как частные, так и общественные здания и имущества, не давая пощады и церковным зданиям и имуществу. По почину святителя Филарета учреждены были даже моления об избавлении от бедствия. Наместник Лавры Антоний подавал было мысль об учреждении и всенародного поста по сему случаю. Но Филарет писал ему в ответ на эту мысль от 4 сентября того же 1834 года следующее: «3а мысль вашу о всенародном посте и молитве по настоящим обстоятельствам благодарю. Не бесполезна была она, хотя я и не дошел до полного исполнения оной. Когда я советовался о сем с сослужителями: некоторые полагали, что дело сие может найти себе путь в среднем классе народа, а некоторые из старших полагали, что оно не по времени. Не видя, чтобы ближайшие брались за сие довольно твердо, я заключал, что можно ожидать не более, как посредственного возбуждения в немногих, а во многих, кои услышат, не внимания и преслушания; следственно благая цель едва ли была бы достигнута. При том, когда прошел благополучно 22-й день августа, забота, казалась, уменьшилась. Потому 26-го августа, быв в крестном ходу, я сделал только то, что прибавил духовенства, был у Пресвятыя Богородицы Иверския, и дошел до Сретенского, с коленопреклонением читал молитву, о которой вы писали, с некоторыми к обстоятельствам времени применениями. Может быть, мое маловерие причиною, что я не довольно положился на веру других. Молитесь о мне, и о том, да пошлет Господь искусных делателей на поле Свое, на котором враг человек творит свое, спящим человеком. Бог, молитвами Преподобного да сохраняет обитель, и вас, и братию, в невредимости и в мире. Было дня три без пожара; но вчера был; и теперь вижу дым, кажется, на Лубянской площади».

16 декабря Филарет освящал храм во имя святителя Николая, более известный под именем храма преподобного Сергия, что в Рогожской слободе, известной изобилием в ней как бедных жителей, так и раскольников. Пользуясь этим случаем, святитель не преминул напомнить в своем слове, сказанном в означенном храме по освящении его, и о бывшем в истекшее лето посещении Божием, с обычным искусством приступив к сему предмету в своей проповеди и со столь же обычным мастерством изобразив пожар и бедствие от него в Рогожской слободе, 13 августа бывшее. Проповедь сказана на текст: Послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки (Псал. 103, 30. 31).

Указав, по сему, в начале своей проповеди на ту замечательную черту Пророка Псалмопевца, что он «удивительно как любит славить Бога», при том не только за благодеяния, но и за бедствия, от Бога посылаемые, наш вития продолжает: «В сем священном образце заключается для нас, братия, учение: должно славить Бога, не только тогда, когда Он является в дарах, в благодеяниях, в милостях, но и тогда, когда, по-видимому, отвращается и удаляется, в самом же деле, сокровенно приходит и приближается, в посещениях грозных или скорбных, в лишениях, в бедствиях. Учение истинное, полезное всегда, а здесь, и ныне, еще и благовременное. Памятен и для меня третий на десять день августа, когда внезапно для нас, но не внезапно для Бога, не без ведома, не без попущения Его, сия часть града посещена была огнем истребляющим; когда дымная дорога от места истребления пролегала по небу почти над моей головой, и как будто предназначала дальнейший путь истреблению на земле; когда носимые ветром пожарные угли, пролетев не одно поприще, упадали на моем дворе, и как будто говорили мне: далеко ли, думаешь, пойдет сие посещение? Лето и бездождие, сила и направление ветра, - все благоприятствовало умножению бед, и распространению оных с неизбежной быстротой, почти подобной той, какую видим в сказании вестника Иовлева: огнь спаде с небесе, и пожже овцы, и пастыри пояде подобне: спасохся же аз един (Иов. 1, 16). Тот, который утром имел жилище и прочее потребное для жизни, или даже избыток и богатство, к вечеру оставался беспокровным и беспомощным, и если не был одинок, то сие не служило к облегчению, потому что нищета семейная тягостнее нищеты одинокой. Бедствие, взявшее многочисленную дань от домов сего града, и от имуществ обитателей, потребовало себе некоторой дани и от храмов; и невидимый, непонятный для нас жребий пал на сей храм. Что ж? скажут, вероятно, некоторые при сих горестных воспоминаниях, неужели должно, неужели можно славить Бога и в сем случае? Признаем, если угодно, что сие не так легко для человеческой немощи, для человеческой недальновидности, в то время, когда бедствие устремляет на человека свою силу и действие. Между тем можно спросить обратно: может ли быть время, когда бы не должно было славить вечного Бога? Может ли Он когда быть недостоин славы? А если всегда славить Его должно: то не трудно заключить, что и можно Его славить всегда: ибо Он довольно праведен и всемогущ, чтобы должного не оставить невозможным».

И далее в пример сего представляет Иова и мучеников христианских. А потом, в виду таких достоподражаемых примеров, дает следующие, прекрасные для всех подобных случаев, наставления: «ты не имеешь довольно присутствия духа, чтобы славить Господа среди самого бедствия: жаль; однако пусть так. По крайней мере удержись от бессмысленных воплей нетерпеливости, от бесполезных жалоб, от дерзновенных слов ропота; обрати твои скорбные чувствования в смиренную молитву: таким образом Бог не будет прогневан, а ты будешь менее беспокоен. Ты не позаботился благовременно так расположить дух твой, чтобы облако временного бедствия не могло закрыть от очей его вечной славы Божией, в минуты силы бедствия; мы пропустили прекрасный случай испытать непобедимую силу христианской добродетели: жаль; много пропущено; только еще не все. По крайней мере, по уменьшении силы бедствия, утиши твои скорбные чувствования; собери силы твоего ума; помысли, что Бог твое бедствие предусмотрел, мог отвратить, не благоизволил отвратить; что Он, всеблагий, не желал тебе, так как и не может желать, зла; что следственно попустил бедствие для какого-нибудь твоего блага, или для отвращения от тебя какого-нибудь большего зла; помысли, что и после бедствия у тебя что-нибудь еще осталось, если не жилище, то какая-нибудь собственность, или хотя одежда и, что всего важнее, жизнь и душа: что Бог, Который попекся сохранить твою жизнь, сим самым изъявляет другое благотворнейшее попечение о спасении твоей души, для чего и сберегает тебе время жизни; - если даже ты не довольно обеспечен и жилищем и пропитанием, помысли, что птица и тогда поет славу Сотворившему ее, когда у нее нет ни гнезда, ни приготовленной пищи, и, промыслом Того же Творца, находит, чем питаться и где провести ночь: - таковыми и подобными размышлениями ободри дух твой; вознеси сердце твое к Богу; скажи хотя после бедствия, что не умел сказать во время бедствия: буди имя Господне благословенно! Буди слава Господня во веки! Ты принесешь чрез сие Богу приятную жертву; и в собственном сердце посеешь доброе семя. Иным кажется во время бедствия, что они способнее были бы славить Бога во время благополучия, и что потому не на пользу послано им бедствие. Мечта! Нам часто кажется, что, по пословице, там хорошо, где нас нет; но самая сия пословица смеется над сею мечтою. Ты думаешь, что славил бы Бога, если бы не был несчастлив, а напротив был бы осыпан Его благодеяниями: вероятно, потому что нетрудно. И бессловесное оказывает ласку тому, кто дает ему корм. He к великой же добродетели ты себя располагаешь! He много же, видно, дорожишь добродетелью более возвышенной, хотя более трудной! Но если ты ленив и низок для добродетели трудной и возвышенной; то не ручайся за себя, что и для добродетели низшей и легчайшей ты не был бы также ленив и низок. Перестань мечтать, и посмотри на опыты».

И далее в пример сего указывает на ветхозаветного Израиля, который уты, утолсте, разшире и остави Бога сотворшего его, и отступи от Бога Спаса своего (Втор. 32, 14. 15) и, напротив в бедствиях более, чем в благополучии, познавал и славил Бога. «Но возвратим слово, - говорит в заключение своей проповеди вития, - и более приближим к себе, и к нашим происшествиям, и к настоящему случаю. Прославим, братия, Бога, Который, хотя и путесотворил здесь огненную стезю гневу своему (Псал. 77. 50), однако и преградил оную милосердием и благодатью. Как некогда в стане Израильтян, когда изыде гнев от лица Господня, и нача губити люди, Аарон с кадильницей ста между мертвыми и живыми, и преста пагуба (Числ. 16. 46-48): так и здесь святитель Алексий и преподобный Сергий, дружественные между собой в земном житии своем, и по преставлении своем являвшиеся иногда вместе, как известно из преданий Сергиевой обители, а здесь соседствующие в соименитых им храмах, стали невидимо с фимиамом своих молитв среди потока огня, и преградили оный, и один из своих храмов дивно сохранили невредимым и сделали убежищем для святыни другого; а от сего другого сохранили, по крайней мере, внутреннюю святыню, и то, что наиболее нужно было к неукоснительному восстановлению здесь Богослужения. Прославим Бога, Который, посетив одних бедствием, сохранил других для прибежища бедствующим; - Который послал дух человеколюбия в помощь, да созиждутся истребленные жилища, или, по крайней мере, да не в конец беспомощной нищетой разрушится жизнь бедствующих; - Который послал дух благочестивого усердия, да воссозиждутся святилища, и - вот уже второму здесь алтарю благоволил обновиться, не только благолепием видимым, но и невидимой благодатью. Прославим Бога, не только словом, но и сердцем, Ему преданным, и житием Ему благоугодным, да не паки прогневается Господь на люди своя, но паче возвеселится о делех своих. И в освященном храме православно-христианском, и в освящаемых выну душах православно-христианских буди слава Господня во веки. Аминь».

(Московский период (1821-1867 гг.) проповеднической деятельности митрополита Филарета (Дроздова) // «Вера и Разум» 1891 г. № 11, церк. отдел, стр. 659-665)

филарет московский, бедствия, проповедь, мудрость, пожары

Previous post Next post
Up