С населением всего лишь полмиллиона людей, живущих на маленьком клочке благодатной земли, расположенной между Бельгией, Францией и Германией, Люксембург является спокойным, но быстрым мировым финансовым центром. Тем не менее, отдельные финансовые регуляторы и политики Европы задумались над тем, не станут банки страны следующей бомбой для 17 стран еврозоны.
После хаотического спасения Кипра , европейские чиновники рисуют тревожные сравнение между двумя странами и их чрезмерно раздутыми финансовыми секторами экономики.
Президент Европейского центрального банка Марио Драги предупредил, что "недавний опыт показывает, что страны, где банковский сектор в несколько раз больше, чем экономика страны, более уязвимыми".
"Финансовые потрясения наносят сильных ударов по этим странам только из-за чрезмерного размер их банковского сектора", - заявил Драги.
Столь пристальное внимание к своей стране захватила врасплох правительство Люксембурга и заставила его защищаться. Правительство отвергло призывы к сокращению основного источника доходов страны в более приемлемых размеров. Он утверждает, что его банковская сфера намного безопаснее, чем банковский сектор Кипра, а любые попытки повлиять на работу банков могут повредить не только экономике страны, но и еврозоне в целом.
Кипр был вынужден просить спасения у своих партнеров по еврозоне после коллапса некогда успешной банковской отрасли страны. Страна не смогла наедине спасти свой финансовый сектор, который, благодаря мощным депозитам иностранцев , в восемь раз превышал размер экономики Кипра.
Предложенный спасательный кредитный пакет на 10 млрд евро ($ 13 млрд) требует от правительства принятия мер жесткой экономии, а также жесткого сокращения банковского сектора и значительные потери для вкладчиков с депозитами крупнее 100 тыс евро.
Для сравнения, балансы банков в Люксембурге в 22 раза превысили годовой объем производства в стране, а это 44 млрд евро - что делает Люксембург самой богатой страной Европы на душу населения.
Страна также является вторым по величине в мире центром для инвестиционных фондов. Здесь работают около 3800 фондов, стоимость их активов достигает 2,5 трлн евро (3,2 триллиона долларов) - это в 55 раз превышает валовой внутренний продукт страны. В Люксембурге находится 141 банк, из которых пять являются внутренними институтами, а остальные - в основном подразделениями иностранных банков.
Премьер-министр страны Жан-Клод Юнкер заявил на прошлой неделе: "Нет никаких параллелей между Кипром и Люксембургом, и мы не позволим, чтобы нам навязывали любые параллели. Кипр - это частный случай, другие финансовые центры в Европе не имеют этих проблем ".
Люксембург также сравнительно небольшой долг, поэтому правительство может позволить себе занимать в случае необходимости спасения проблемных банков. Но если правительство столкнется с распространенной проблемой, он может быть не в состоянии с ней справиться.
"Ни у кого нет желания представлять себе, что произойдет, если все банковский сектор пойдет под откос", - сказал депутат Йоахим Посс, заместитель руководителя немецких социал-демократов, главной оппозиционной партии страны.
Если дела в финансовом секторе Люксембурга пойдут не так, страна не сможет так легко получить помощь от своих партнеров по еврозоне. Однако, теперь в стране не смогут сказать, что их не предупреждали.
Йерун Дуйзелблум, руководитель ОБЪЕДИНЕНИЯ министров финансов еврозоны, предупредил другие страны с чрезмерно раздутым банковским сектором экономики, что нужно "разобраться с ним, прежде чем придет беда".
"Укрепляйте банки, улучшайте ваши балансы и пытайтесь понять, что если какой-то банк попадет в беду, то больше не будет автоматического ответа, что мы придем и решим ваши проблемы", - отметил Дуйзелблум.
Пораженные сравнениями с Кипром и обеспокоены будущим своего банковского сектора, лидеры Люксембурга начали сопротивляться. Они обвинили чиновников ЕС и руководителей Германии в запугивании меньших стран и стремлении "задушить" финансовую индустрию Люксембурга, которая дает 27% годового экономического производства страны, треть налоговых поступлений и трудоустраивает 20% рабочей силы страны.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле , представляющий крупнейшую экономику Европы, в прошлом месяце открыто интересовался, остается жизнеспособной бизнес-модель слишком большой зависимости экономики от банков после фиаско на Кипре. Это сразу вызвало возражение со Люксембурга.
Министр иностранных дел Жан Ассельборн заявил, что "Германия не имеет права определять бизнес-модели для других стран ЕС".
Правительство Люксембурга заявляет, что его финансовый сектор "выступает в роли важных ворот для еврозоны, помогая привлекать инвестиции, повышая тем самым конкурентоспособность еврозоны в целом, находясь одновременно в рамках эффективного европейского контроля за работой финансового сектора".
Правительство отвергает идею коррекции размеров финансового сектора в зависимости от уровня ВВП страны.
"Прежде всего, действительно важны два аспекта: в то время, как первый аспект касается качества и стабильности финансового сектора, второй элемент устанавливает отношение размера финансового сектора не к национальной экономике, а в еврозону или единого рынка в целом", - сказал он.
До января Люксембург был в целом защищен от критики и обладал гораздо большим влиянием в ЕС, несмотря на свои крошечные размеры, не в последнюю очередь потому, что премьер-министр Юнкер председательствовал на заседаниях министров финансов Еврогруппы.
Международный валютный фонд сообщил прошлого года, банки Люксембурга является целом здоровыми и хорошо капитализированными. Банки, зарегистрированные в стране в основном являются филиалами иностранных банков. Это означает, что опасности, связанной с тем, что отечественные банки делать рискованные ставки за границей - как это произошло на Кипре - можно избежать.
Тем не менее, МВФ призвал Люксембург укреплять финансовый контроль за работой сектора и разработать планы санации банков.
"Основной риск банковского сектора - это его открытость перед иностранными банками", - говорится в последнем докладе МВФ о состоянии дел в стране. Кроме того, "необходимы дальнейшие усилия, чтобы уточнить роль надзорного органа и центрального банка страны".
Успех финансового сектора Люксембурга изначально питался за счет слабого регулирования, тайны банковской деятельности и низких налогов. Это сделало его местом назначения для денег, которые стремятся избежать налогов и нуждающихся отмывания. Позже стране пришлось изменить многие свои законы в результате давления со стороны своих европейских партнеров. Но критики говорят, что финансовому сектору страны до сих пор не хватает необходимой прозрачности.
"Название Люксембург всегда приходит в голову, когда компании пытаются перевести свои доходы через границы, чтобы избежать уплаты налогов, - отметил президент Ассоциации немецких налоговых инспекторов Томас Айгенталер. - Все это непрозрачно, и мы зачастую не можем ничего этому противопоставить".
Люксембург отвергает эти обвинения и говорит, что соблюдает все соответствующие законы.
Пристальное внимание в Люксембург может исчезнуть, как только будет запущен и начнет банковский союз ЕС . Согласно этому плану, Европейский центральный банк будет иметь централизованный надзор за всеми европейскими банками. В его распоряжении будет также общий механизм санации банков и общий фонд финансовой помощи. Это позволит снизить риски для одной страны в случае возникновения необходимости поддерживать работу собственного чрезмерно раздутого банковского сектора. Но этот план не вступит в силу по крайней мере до следующего года, поскольку множество его деталей еще требуют согласования.
До тех пор Люксембурга придется мириться с пристальным вниманием к себе - об этом четко раз предупредил Глава ЕЦБ Драги.
"Я думаю, что страны должны извлечь уроки из нынешнего кризиса и должны прислушаться к совету, а именно намного более консервативно управлять как страной, так и банковской системе, - сказал он. - Ведь на самом деле понимание того, что страна имеет неправильную модель бизнеса возникает только тогда, когда возникает кризис ".
Оригинал.