Король и Королева Таиланда

Jun 26, 2014 12:52


Предыдущая Глава: "Рама VIII Ананда Махидон"




Рама IX не согласился высечь «я же вам говорил» на памятнике своего старшего брата, однако, он все же постановил считать так и не коронованного Раму VIII аналогичным по номеру королем Таиланда. Но уж если начинать осмотр самого большого зала правительственного музея, то с самого начала. Вот только сии стены все меньше повествовали об истории, и больше углублялись в культ личности ныне живущего правителя. Поэтому из всего пафоса королевского эпоса опишу только то, что понравилось больше всего, с личными отступлениями, раскрывающими историю венценосной семьи чуть шире, чем это принято в официальных версиях.

Итак, по тайской традиции, цвет монарха определяется днем его рождения, а поскольку Рама IX напрямую ассоциируется с цветом детской неожиданности, то, видно, в понедельник его мама родила*. Кстати, именно поэтому все что связано с этим Рамой обРамируется желтым, по совместительству, цветом буддизма. И суеверным тайцам этим фактом машут как знамением свыше, хотя вот на государственном знамении буддизм почему-то символизируется белым цветом.

Азиатские родители наделили своего желто-символьного желтокожего желторотика голубых кровей традиционно сложным именем, которое сами же не использовали, называя отрока коротко Кен или Сыт. Оно и правильно: дай человеку рыбу и он будет сыт один день, дай человеку имя Сыт и он будет Сыт всегда. Впрочем, ребенок не голодал, поскольку родился в семье обычного санитара из среднего класса королевской семьи и необычной лаборантки из простолюдинок высшего сословия.

Благодаря этому неравному браку отец потерял право на престол и довольствовался «пре» и «пост» стулом пациентов по месту работы где-то в США. В этой далекой от Сиама стране и родился сиамский близнец без своего эквивалента. Собственно именно этот факт месторождения Рамы IX, в будущем сделает его единственным в мире монархом с двумя гражданствами, причем в самом Таиланде двойное гражданство не признается.

Помимо сытого детства в относительно бедной семье недо-монархов-олигархов, мальчику довелось поучиться в престижнейших школах разных странах, что в дальнейшем благотворно отразилось на политике в тайском образовании. Да и каникулы наследника престола проходили в обкатывании Европы до самой катастрофы, а именно: знакомством с будущей женой**.

А со смертью брата и признанием сытого Кена будущим наследником тайского престола, желания только-только совершеннолетнего юноши вообще стали обалдевать от его возможностей. Впрочем, официальную коронацию все равно отложили до 50-х, чтобы самодержец держал себя в руках и не спешил от счастья окрашивать штаны в цвет понедельника, а также мог спокойно доучиться на кого бы там ни было.

Фотографий счастливчика тут было море. Даже на дополнительных стендах они накладывались одна на другую, начиная с детских, где наглядно показано как мама мыла Раму, до юношеских, демонстрирующих чертову дюжину снимков с разносортными официальными улыбками***. Однако, улыбка, идентичная натуральной, нашлась лишь на свадебном фото. Сколько лет его принцессе я нигде не нашел (видимо, каждый год по разному), но выглядела она совсем юным ребенком в пред-пред-пред-преклонном возрасте. Почему-то именно на этом фото висела отдельная табличка «No Fotting» и массой кракозябр на непереводимом местном наречии.

Я втихаря достал фотоаппарат, чтобы пополнить его память запретной экзотикой, нарушив очередное непонятное тайское законодательство. Ну я вообще старый пират и не знаю слов лицензионного соглашения. К тому же, тут не сказка с повальной глобализацией, где все друг друга понимают, а в унылой трезвой реальности я не владею набором многабукаф из огромнейшего сиамского алфавита#.

С этого момента к фото-истории музея подключается вышеупомянутая красавица, как символ женщины - кузнеца своего счастья, если ее мужчина молоток, тем более, если ей удалось выпросить колечко погреть окоченевшую конечность. И судя по хронологии ее фоток, это кольцо всевластия над своей половинкой оказалось весьма мощным артефактом, позволяющий набирать массу тела вдвое быстрее.

Полагаю, что и аргументы у супруги стали куда весомее, чем у недавней невесты. А посему не было никакого Спаса у Вседержителя Таиланда, ни от грузилова со стороны своей ненаглядинки, ни от нескольких грамм золота на ее безымянном пальчике, от коего уже никуда не деться. Тут мне опять придется сделать отступление, которое ни в каком тайском музее не узнаешь, поскольку раскрытые факты прошлого всегда убивают бессмертные мифы в настоящем.

Итак, едва вступив в марьяж и переехав в казенный дом, воспитанная в агрессивной католической школе (по сравнению с буддистскими школами терпимости), эта дама стала крыть короля не только в семейных играх, перетягивая все больше шестерок на свою сторону. Те кто оказался более солидной масти при дворе не козыряли, и не спешили раскрываться, сохраняя свою рубашку ближе к телу вместе с нейтральным уважением к обоим супругам. Однако это равновесие не удовлетворило женской потребности в собственной значимости. Вероятно, английское воспитание маячило образом королевы Виктории, а любому сиамскому правителю всегда хотелось переплюнуть Англию.

Для выхода из этого патового положения, королева покидает рамки дворцовых игр и начинает носиться по политической карте, посещая чуть ли не все уголки мира. При таком раскладе ценность ее растущей фигуры несравнимо возрастает в отношении с несчастным королем, который ограничен пошаговым перемещением в рамках своей страны##. Однако, пропаганда культа личности монарха все же взяла верх, и забравшись на туру со своим офицерским составом, король рокируется в церемониальный статус, чем пресекает дальнейшую гонку за популярностью. Смешавшиеся в кучу кони, пешки привычно возликовали, хотя им было все равно, мол, по окончанию игры все мы попадем в одну коробку.

Это была очень изящная победа без жертв. Технически этот ход отстранил его величество со всем семейством от политической жизни. Ну разве что пес, по неосторожности хозяев мог наложить вето на какой-нибудь законопроект. Однако, фактически, благодаря тому же официальному статусу, Рама IX присутствовал на всех ключевых совещаниях и встречах, а также неоднократно предлагал важные политические решения, которые, конечно же получали единогласную поддержку.

Продолжение следует...

* Понедельник - желтый, Вторник - розовый, Среда - зеленый, Четверг - оранжевый, Пятница - голубой, Суббота - фиолетовый, Воскресенье - красный (в некоторых школа дети каждый день меняют цвет формы под день недели) .
 ** Рама IX познакомился с будущей женой в больнице после автомобильной аварии
*** В Королевстве официально признано 13 способов улыбаться - ниже подробная сноска, кому интересно.

# Тайский (исторически сиамский) алфавит является вторым в мире по величине. Первое место занимает кхмерский алфавит.
 ## Рама IX дал клятву никогда не покидать пределы своей страны

-----------------------------------------------------
Йим тхак тхай - "вежливая улыбка" предназначена для незнакомых или малознакомых людей.
Фын йим - фальшивая улыбка, называемая "Я вынужден улыбаться даже, если не хочу этого делать".
Йим чыат чыан - "улыбка победителя над соперником"
Йим тханг нам та - "улыбка абсолютной радости и счастья".
Йим тхак тхан - улыбка, которая называется: "пардон, но вы опять не правы"
Йим сау - "улыбка, скрывающая грусть и несчастье"
Йим ми лэс най - "улыбка абсолютного зла".
Йим чын чом - "улыбка восторга и восхищения".
Йим йо - "высокомерная улыбка".
Йим май ок - "натянутая улыбка", когда хотите улыбнуться, но не получается.
Йим йэ-йэ - "извиняющаяся улыбка".
Йим хэнг - "нервная улыбка виноватого".
Йим су - улыбка, называющаяся "ситуация настолько плоха, что лучше все-таки улыбаться".

история, Таиланд

Previous post Next post
Up