Судя по голосовалке - он вам не интересен. Ну да бог с вами.
По настоянию блогера
requiem_69 выкладываю его жизнеописание Марата Гельмана.
Гельман Марат Александрович - московский искусствовед, публицист, политик/политтехнолог, коллекционер произведений современного искусства, галерист, основатель «Галереи Марата Гельмана», директор «Центра современного искусства», директор Пермского музея современного искусства «PERMM», директор Пермского центра развития дизайна, владелец дизайн-бюро «GuelmanGraphic», проекта GiF.Ru - «Информагентства Культура», издательства «ГИФ», проекта Guelman.ru - «Современное искусство в сети», председатель гильдии интернет-журналистики при «Медиасоюзе» и созданной им самим Ассоциации независимых кураторов. Удостоен медали Российской академии художеств (2008).
Гельман М.А. - член Общественной палаты России созыва 2010-2012 годов. В этом качестве он фигурировал в сообщениях прессы в качестве противника принятия поддерживаемого столичным мэром Генерального плана развития Москвы до 2025 года.
Документ, в защиту которого активно выступал главный архитектор Москвы Кузьмин А., подвергался критике со стороны представителей общественности и экспертов в области архитектуры, а члены Общественной палаты РФ даже назвали документ «смертным приговором» городу. Выступая перед депутатами Мосгордумы, Гельман М.А. поставил в вину чиновникам, поддержавшим Генплан, «жадность, трусость, безразличие».
Он обвинил мэра Лужкова Ю.М. в том, что тот использует исторический центр Москвы как «овощную грядку, с которой он должен собрать максимальную жатву».
С июня 2010 года Гельман М.А. - руководитель проекта партии «Единая Россия» «Культурный альянс». 7 октября 2010 года участвовал в телепрограмме Соловьева В. «Поединок».
Гельман М.А. женат, его супруга Гельман Юлия в прошлом была сотрудником НИИНК, совладелица галереи, есть дочь.
Сын Гельмана М.А. - Гельман - Зак И.М. похоронен 10 июля 2007 г. в Реховоте (Англия). По информации СМИ, он умер в Лондоне от передозировки наркотиков в возрасте 24 лет.
********************************************************************
Гельман Марат Александрович родился 24 декабря 1960 года в городе Кишиневе Молдавской ССР в семье драматурга и сценариста Гельмана А., лауреата Государственной премии СССР (1975), члена ЦК КПСС, народного депутата СССР от Союза кинематографистов СССР (избран в 1989 году).
В юности Гельман М.А. танцевал в молдавском фольклорном ансамбле «Жок».
В 1977 году Гельман М.А. поступил в Московский электротехнический институт связи. Во время учебы некоторое время работал машинистом и рабочим сцены в столичных театрах - МХАТе, «Современнике» и театре имени Маяковского. Именно в этот период, по признанию самого Гельмана М.А., у него «сформировалось... восхищение людьми с творческими возможностями».
После окончания ВУЗа в 1983 году начал работать в Кишиневе заведующим лабораторией нестандартного оборудования телевизионного завода «Альфа».
В 1985 году Гельман М.А. - инженер кишиневского Научно-исследовательского института по разработке методов и средств неразрушающего контроля материалов и изделий (НИИНК).
В этот период его интерес к современному искусству проявился еще сильнее: он старался чаще ездить в командировки в Москву, где «посещал выставки и по возвращении писал о них в кишиневских газетах».
В 1986 г. Гельман М.А. и ряд его коллег уволились из института и организовали «свой программистский коллектив» - кишиневский Центр научно-технического творчества молодежи (НТТМ), в котором он занял должность директора. По его предложению, первые заработанные центром деньги были потрачены на проведение выставки современного искусства. По оценке Гельмана М.А., она прошла достаточно успешно.
В тот же период начала складываться личная коллекция Гельмана М.А. (впоследствии часть ее он преподнес в дар Русскому музею).
В 1990 году Гельман М.А. переехал в Москву и в том же году, как не состоявшийся художник, основал одну из первых частных галерей в современной России - Галерею Гельмана М.А.
Позднее сам Гельман М.А. отмечал, что в 1995 году начался период, когда его галерея начала «для внешней среды» представлять «все современное искусство, вместе взятое», и с гордостью рассказывал о том, что коммунистическая газета «Завтра» стала называть всех современных художников «гельманоидами».
В 1996 году Галерея Гельмана М.А. уже представляла Россию на первой ярмарке «Арт-форум» в Берлине.
В поисках выхода из финансового кризиса, в котором оказалась галерея в середине 1990-х годов, Гельман М.А., по его собственному признанию, «стал искать параллельные занятия и нашел их».
В сотрудничестве с Павловским Г. в 1995 году он создал «Фонд эффективной политики» (ФЭП). Однако известно, что политическими проектами Гельман М.А. пробовал заниматься еще раньше, в 1991 году, когда сотрудничал с имиджмейкерской группой Островского Е. Возможно, в этот период времени состоялось его знакомство с Сурковым В., который в тот период времени занимался PR-работой в банке «Менатеп».
Впоследствии о Гельмане М.А. писали, что он «внедрил на российской почве профессию политолога».
Гельман М.А. упоминался в СМИ как соучредитель и совладелец ФЭПа. Но ключевая роль в создании ФЭП принадлежала не Гельману М.А., а Павловскому Г., а также Мейеру М. и Виноградову А.
В середине 1990-х годов Гельман М.А. принимал участие в создании таких политических объединений, как блок молодежных организаций «Поколения рубежа» и Конгресс русских общин. В 1995 году Гельман М.А. работал в выборной кампании депутатов Государственной Думы РФ как представитель блока молодежных организаций «Поколения рубежа». Позднее, в интервью изданию «Версия» Гельман М.А. сообщил, что «Поколение» родилось в результате победы профсоюза «Студенческая защита» в июне 1995 года в Политехническом музее, в проведенной под эгидой Галереи Гельмана М.А., шоу-акции «Партия под ключ». На конкурсе партийных программ профсоюз выступал под девизом «Нам не нужны партии! Дайте ключи от Кремля!» (в парламент «Поколение рубежа» не прошло - список получил 0,06 процента голосов избирателей).
Кроме того, на выборах 1995 года организованная Гельманом М.А. студия «GuelmanGraphic» сотрудничала с созданным по инициативе Рогозина Д. Конгрессом русских общин (в оргкомитет Конгресса входил также экономист Глазьев С.).
В 1997 году Гельман М.А. совместно с Павловским Г. издавал журнал «Пушкин» - печатную версию выходящего в интернете «Русского Журнала». Издание позиционировалось его создателями как узловое звено проекта, направленного на содействие «становлению русского культурного самосознания и формированию институтов новой общественной идентичности».
Кампания под лозунгом «Вас здесь не стояло» по поводу проведения референдума о сносе установленной в Москве статуи Петра I работы Церетели З., принесла галеристу, по выражению журнала «Коммерсант-Weekend», «настоящую известность». Гельмана М.А. поддержали близкие к его галерее художники, а сам он после митингов протеста и заявлений в прессе «пригрозил Лужкову Ю.М. референдумом» о сносе памятника. Однако когда кампания достигла своего пика, Гельман М.А. «вдруг пошел на попятную», отозвав свои требования, в результате чего референдум так и не состоялся.
Полученный вскоре Гельманом М.А. заказ на «организацию пространства» Гостиного двора (с бюджетом почти в миллион долларов) можно истолковать как полученный от московского правительства «в качестве отступного». Но московский мэр «обыграл Гельмана», представители правительства столицы вскоре «заявили, что у них нет денег на слишком дорогие архитектурные фантазии «актуальных» художников».
Конформизм и изворотливость характеризуют Гельмана М.А. и в «пермский период» его деятельности.
Так, в декабре 2009 г. он заявил о намерении подать иск в суд на газеты «Звезда» и «Новый компаньон». В газете «Звезда» 8 декабря появилась статья «Чужое горе?» («Хромая лошадь»). Ее автор, заместитель главного редактора газеты Копылова Н., приняла размещенную в блоге Гельмана М.А. ссылку на статью «Страсти по Содому: по ком президенты плачут», размещенную на сайте «Союза народных движений», за мнение самого Гельмана М.А.
«Мне приписываются слова, которые я критиковал… Газета «Звезда» это подала как мой текст», - сообщил галерист радиостанции «Эхо Перми».
«Звезда» 10 декабря 2009 г. принесла официальные извинения Гельману М.А. Однако, как отметил главный редактор этой газеты Трушников С., «резонансная» запись Гельмана М.А. в его ЖЖ от 6 декабря «позднее подвергалась правке»: «Первоначально там стояла лишь ссылка на статью сайта «Союза народных движений» и собственная надпись Гельмана М.А. «До чего дошли люди?», которую можно было понимать двояко - как возмущение изложенным в статье, так и поддержкой. О такой записи нам сообщили читатели, которые, посчитав, что Гельман М.А. соглашается со статьей, звонили к нам в редакцию. Мы же в условиях цейтнота не разобрались в контексте записи, комментариях к ней, и это была наша ошибка, за которую мы извинились. Но Гельман М.А. впоследствии исправил свой пост: теперь он стал всем понятен. Однако первоначальный, «двоякий» вариант страницы с этой записью в редакции сохранен.
Корректировки неоднозначного поста Гельмана М.А. сделаны им уже 9.12.09 по совету блогеров - доброхотов».
В июле 2010 г. Гельман М.А. заявил в интервью телеканалу РЕН, что намерен воссоздать выставку «Запретное искусство» Самодурова Ю. и Ерофеева А., если приговор Таганского суда столицы в отношении этих лиц не будет оправдательным.
Прокуратура требовала для обвиняемых 3 года лишения свободы. Их обвиняли в разжигании национальной и религиозной розни. Сами обвиняемые настаивали на своей невиновности.
В результате, Гельман М.А., опять отработал назад, отказался от намерения повторить выставку «Запретное искусство» в своей галерее на «Винзаводе». Сделал он это, несмотря на то, что приговор, вынесенный организаторам выставки 12 июля, был обвинительным. Суд постановил, что Ерофеев А. и Самодуров Ю. должны выплатить штрафы на общую сумму 350 тысяч рублей.
Комментируя окончательный приговор, Гельман М.А. заявил, что считает такое решение суда «хорошим результатом»: «Приговор в своей текстовой части абсурдный. Но теперь, когда дамоклов меч срока не висит, можно спокойно обсудить проблему».
На прямой вопрос литературоведа и журналиста Морева Г. «Ты будешь повторять выставку у себя?», заданный в комментариях к записи в блоге, Гельман М.А. ответил: «Нет, зачем. Сейчас надо спокойно готовить апелляцию. Имело смысл, когда угроза посадки или условного срока. Надо делать свои выставки, не менее острые».
В конце 1990-х - начале 2000 годов Гельман М.А. продолжал выступать в качестве политтехнолога. В 1999 году он работал вместе с ФЭП во время кампании сопредседателя и лидера избирательного блока «Союз правых сил» (СПС) Кириенко С.В. по выборам на пост мэра Москвы (выборы Кириенко С.В. проиграл, заняв второе место после Лужкова Ю.М., получив поддержку 11,25% избирателей столицы). Политтехнолог, в частности, выступал инициатором «всех громких культурных проектов кампании Кириенко», в том числе альтернативного «Дня города».
В том же году на выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва Гельман М.А. руководил избирательным штабом блока СПС (блок выступил удачно, набрав более 8% голосов российских избирателей).
В 2000 году в СМИ публиковались предположения, что Гельман М.А. также стал «крестным отцом» молодежного «пропутинского» движения «Идущие вместе», однако его помощники не опровергли, но и не подтвердили эту информацию.
В 2000 году Гельман М.А. представил проект «Искусство против Географии» (GiF.Ru). «Автором архитектуры» нового сайта, на котором информация о современном искусстве и его развитии подавались «в национальном, скорее даже наднациональном, контексте», стал сам Гельман М.А.
В последующие годы GiF.Ru упоминалось в СМИ как информагентство «Культура».
Гельман М.А. отметил, что «в шутку занялся Интернетом» еще в 1998 году, когда у него «из-за дефолта появилось свободное время». В настоящее время Гельман М.А. относится к числу самых раскрученных госблогеров. Так, в сентябре 2010 г. по информации портала «Государевы люди», губернатор Пермского края возглавил «топ-250» самых говорливых, упоминаемых и читаемых политиков России. На втором месте - член Общественной палаты РФ Гельман М.А.
В ноябре Чиркунов О.А. - вновь на первом месте. На второй позиции - представитель России в НАТО в Брюсселе, чрезвычайный и полномочный посол Рогозин Д.
Третье место досталось Гельману М., причем его интернет-активность расценена как деятельность члена Общественной палаты РФ.
Творчество Гельмана М.А. в этой сфере претерпевает некоторые изменения. До получения статуса члена ОП он злоупотреблял ненормативной лексикой, то в текущий момент соблюдает политкорректность и даже, может себе позволить официально извиниться, но не за себя, а за своих соратников.
В октябре 2010 г. он принес извинения депутатам Законодательного собрания Пермского края: «Среди депутатов ЗС у меня есть близкий друг, есть партнер по бизнесу, ну и люди, которые пользуются моим уважением. Если вдруг кто-то принял слова Темы (Лебедев А.А. назвал пермских депутатов мудаками) на свой счет - приношу извинения. Извинения не относятся к Агишеву А.В., который называет депутатов придурками».
По неофициальным данным, глава Федерального агентства по делам молодежи Якеменко В. намеревался в ноябре 2010 г. подать в иск суд на Гельмана М.А. за распространение информации, о якобы причастности Якеменко В. к нападению на журналиста газеты «Коммерсант» Кашина О.
Гельман М.А. своевременно среагировал, создав себе поле для маневра: «Решение Якеменко В. подать в суд глупое. Расследование по самому преступлению продолжается, а в это время Якеменко В. выступает с тем, что он должен доказать свою непричастность- это, какой-то удар по власти, так как получается, что найти преступников не можем, зато можем людям, которые высказывают свои версии, заткнуть рот. Ни разу расследования по преступлениям против журналистов не доводились до конца».
В июне 2001 года Гельман М.А. подписал договор дарения, по которому передал Русскому музею 59 (по другой информации - 60) произведений из собрания своей галереи.
Комментируя эту новость, «Коммерсант» отмечал, что, несмотря на то, что в музее вряд ли появится постоянная экспозиция современного искусства, «вещи Гельмана» смогут занять достойное место в тематических, персональные, групповых и направленческих выставках.
В 2001 году Гельман М.А. во время кампании по выборам губернатора Нижегородской области возглавлял предвыборный штаб Склярова И. - кандидата, которого поддерживал Кириенко С.В.
После поражения Склярова И. сотрудничество Гельмана М.А. и Кириенко С.В. прекратилось. Победу одержал депутат Госдумы и член КПРФ Ходырев Г.
В апреле 2002 года Гельман М.А. ушел из ФЭП, мотивировав это тем, что фонд «превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации Президента». Продав принадлежавшие ему акции ФЭП (являвшегося акционерным обществом закрытого типа), Гельман М.А. в мае 2002 года выкупил остававшийся у фонда 30-процентный пакет акций новостного интернет-издания «Лента.Ру» (в 2000 году ФЭП продал 70% акций «Ленты» компании «Русские фонды»). Впрочем, уже в июне 2002 года, согласно пресс-релизам, «Лента.Ру» входила в холдинг компании «Рамблер», а Гельман М.А. отметил, что «ни капли не жалел», когда продавал свою долю новостного сайта.
В том же 2002 году галеристу-политтехнологу было предложено возглавить аналитическую дирекцию ОРТ (с июля 2002 года - «Первый канал») в качестве заместителя генерального директора Эрнста К., кроме того, Гельман М.А. стал руководителем интернет-дирекции телекомпании и департамента по спецпроектам.
В функции Гельмана М.А. входило «формирование пресс-мониторинга, клуба экспертов и подготовка материалов для информационной и других служб канала по актуальным общественно-политическим вопросам». Он также отвечал за выполнение контракта по освещению деятельности Центральной избирательной комиссии России. Сам же политтехнолог, как писала американская газета The Washington Post, позднее вспоминал, что все его программы должны были в преддверии парламентских выборов в России создавать «положительный имидж «Единой России» и очернить коммунистов».
Гельман М.А. в этот период пытался составить конкуренцию Павловскому Г. в борьбе за благосклонность и влияние в Кремле.
Параллельно с работой на ОРТ Гельман М.А. с весны 2003 года выступал консультантом создаваемого экономистом Глазьевым С. избирательного блока левых и национал-патриотических партий и организаций под рабочим названием «Товарищ».
В сентябре 2003 года сопредседателями блока «Товарищ» стали Рогозин Д. и лидер партии «Народная воля» Бабурин С.Н.; в том же месяце «Товарищ» переименовали в «Родину».
Несмотря на то, что в октябре Гельман М.А. оставил работу в штабе блока (отстранения Гельмана М.А. от избирательной кампании блока добился Рогозин Д.), последующий успех «Родины», удачно (9,25% голосов) выступившей на выборах в Госдуму, наблюдатели связывали с кампанией, организованной политтехнологом.
В феврале 2004 года Гельман М.А. покинул пост замдиректора «Первого канала», объяснив это тем, что все поставленные перед ним задачи были решены, отметив, «что «Первый канал» и нынешняя власть больше не нуждаются в его «интеллектуальном обслуживании». Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается, в первую очередь, прослушкой».
Некоторые наблюдатели связывали уход Гельмана М.А. с его работой на Глазьева С., другие - с участием в операции по выведению из предвыборной гонки Рыбкина И., соперника Президента Путина В.В. на выборах главы государства.
В 2004 году Гельман М.А. участвовал в деятельности «Российского клуба» на Украине, оказывавшего оказывал финансовую и организационную помощь лидеру Партии регионов Януковичу В.Ф. на президентских выборах. Но на последнем этапе избирательной кампании политтехнолог отошел от работы, заявив о бесперспективности кандидатуры Януковича В.Ф.: «За власть в стране (Украина) борются бывший заключенный и политик, который не является общенациональным лидером. Для России такая ситуация выглядит как в блокбастере «Чужой против Хищника». Безусловно, Ющенко В.А. для Москвы - Чужой, а Янукович В.Ф. - Хищник».
15 декабря 2009 г. Гельмана М.А. допросили по делу об отравлении ныне действующего Президента Украины Ющенко В.А.
Допрос проводился следственной группой Генпрокуратуры Украины в здании посольства Украины в Москве.
Гельман М.А. отметил, что не имеет отношения к делу об отравлении украинского кандидата (на тот момент) в Президенты, однако у следствия были вопросы к нему как специалисту по PR-технологиям, работавшему в 2004 г. в избирательном штабе другого кандидата в Президенты Украины, главного соперника Ющенко В.А. - Януковича В.Ф.
Ющенко В.А. якобы был отравлен ядом диоксином в 2004 году. По основной версии следствия, это произошло на даче экс-зампреда Службы безопасности Украины Сацюка В. В сентябре 2009 г. Ющенко В.А. в интервью журналу Der Spiegel заявил, что расследование этого дела завершено, а люди, «которые непосредственно организовали мое отравление, уже четыре года находятся в Москве».
В 2004 году Гельман М.А. «вернулся к чистому искусству». Его галерея упоминалась в СМИ как лидер «во всех рейтинговых списках, базирующихся на таких показателях профессиональной работы, как уровень мастерства художников, искусство организации выставок и коммерческие результаты».
Гельман М.А. выступал организатором различных выставок, в том числе работ культовых художников ХХ века Йозефа Бойса и Энди Уорхола, в его галерее выставлялись Виталий Комар и Александр Меламид, Гриша Брускин и Александр Косолапов, Арсен Савадов, Василий Цаголов, Ольга и Александр Флоренские, Олег Кулик, группа АЕС, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Проводились широкомасштабные некоммерческие проекты «Седьмому съезду народных депутатов посвящается…», «Конверсия», «Выбор народа», «Телесное пространство», «Новые деньги».
В конце 2004 года Гельман М.А. представил выставку современного искусства «Россия-2». Поясняя ее название, галерист отмечал, что после последовавших за Бесланом инициатив Президента Путина В.В., в том числе отмены губернаторских выборов, «путинская Россия» очень четко оформилась», и ему «хочется быть максимально отчужденным от такой России» (это не мешает ему в настоящее время принимать участие в проектах «Единой России»). Представленных же на выставке художников Гельман М.А. и назвал представителями новой, иной России («они являются «Россией-2», они мыслят по-другому»).
В марте 2005 года, после раскола «Родины» на сторонников Глазьева С. и Рогозина Д., поддерживавшие последнего депутаты парламентской фракции «Родина» сочли оскорбительными и кощунственными экспонаты, организованной Гельманом М.А. выставки «Россия-2». В результате они обратились в Генеральную прокуратуру с требованием, привлечь, к ответу, ее организаторов за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.
В июле 2005 года председатель Социал-демократической партии России (СДПР) Кишенин В. выступил с резким заявлением против вступления партии «Родина», как антисемитской, в Социнтерн. В том же месяце Гельман М.А. стал членом СДПР, где возглавил группу по продвижению имиджа партии, составившую «Стратегию победы». Комментируя эту новость, сам Гельман М.А. заявил, что «специально вступил в партию, чтобы показать: он «больше не политтехнолог», а галерист и рядовой член СДПР».
Весной 2006 года СДПР объявила о создании движения «Интернационал», главной задачей нового называлось противостояние неофашизму и ксенофобии (сопредседателями союза стали Кишенин В. и Шеин О.). В Госдуме было создано парламентское крыло объединения - межфракционная группа в составе девяти депутатов; инициатива создания союза принадлежала Гельману М.А.
Одним из разрабатываемых «Интернационалом» направлений стал проект Гельмана М.А. по составлению списка националистов и ксенофобов «Черная сотня».
В предварительный вариант «сотни» он, в частности, включил тех, кто в январе 2005 года подписал «Письмо 500», содержание которого было аналогично обращению депутатов Госдумы в Генеральную прокуратуру с предложением запретить деятельность всех еврейских организаций как экстремистских и привлечь их участников к уголовной ответственности за разжигание национальной розни.
В апреле 2006 года Гельман М.А. представил список «100 неофашистов России» в Общественной палате РФ.
В него, помимо прочих, были включены вице-спикеры Госдумы Жириновский В.В. и Бабурин С.Н., а также целый ряд депутатов Думы из фракций ЛДПР, КПРФ, «Народная воля-СЕПР», «Родина». В списке оказались также представители некоторых общественных организаций, относящихся к национал-патриотическому лагерю.
Депутат фракции ЛДПР Курьянович Н. вместе с другими упомянутыми в списке политиками в апреле обратился к Генпрокурору Устинову В. с просьбой рассмотреть действия Гельмана М.А. «на предмет наличия в них состава преступления».
«Список Гельмана» они сочли примером «разжигания межнациональной и межрелигиозной розни», поскольку в нем оказались «только русские и представители только православия»: «В любой демократической стране Европы, если бы какие-либо общественные деятели обвинили руководителей парламентских партий и сопредседателей парламента в неофашизме, то дальнейшее развитие ситуации было бы однозначно: либо предоставление доказательств неофашизма, либо позорная отставка клеветников», - отмечается в документе, копия которого направлена секретарю Общественной палаты Велихову Е. с просьбой провести внутреннее расследование обстоятельств обнародования в стенах ОП т.н. «списка неофашистов» и наказать виновных в этом.
Обращение на имя Генпрокурора РФ Устинова В. подписали депутаты Государственной Думы Курьянович Н. и Павлов Н., а также руководители общественно-политических движений и объединений, обвиненных Гельманом М.А. в «неофашизме».
В возбуждении уголовного дела в отношении Гельмана М.А. прокуратурой было отказано в «связи с отсутствием события преступления».
Причастность к появившемуся в том же году списку «врагов России», в который вошел и Гельман М.А., Курьянович Н. отрицал, заявив при этом о поддержке самой идеи появления такого списка.
В октябре 2006 года на галерею Гельмана М.А. было совершено нападение: десяток молодчиков разгромили «выставку и офисы, поставили сотрудников к стенке и забрали у них телефоны». Ничего украдено не было, налетчики уничтожили 20 работ грузинского художника Александра Джикии, выставка которого проходила в галерее, и избили самого Гельмана М.А.
Комментируя произошедшее, он затруднился высказать предположения относительно того, кто именно мог совершить нападение, однако отметил, что «это была акция устрашения»: «Думаю, это те же националисты, которых не устраивает деятельность галереи. Как вы знаете, были и раньше случаи нападения. Хотя в этот раз не звучало никаких заявлений и угроз. Внешний вид этих молодчиков наводил на мысль о неофашистской группировке, но, с другой стороны, замаскироваться можно под кого угодно».
В августе 2008 года Гельман М.А. сообщил в своём ЖЖ, что ему по телефону угрожала «смертью» «героиня одного из постов»: эксперты установили, что это была бывшая глава риелторской фирмы RIGroup Булок Ж., жена бывшего министра финансов и вице-премьера Московской области Кузнецова А., о которой Гельман М.А. накануне негативно отозвался в том же ЖЖ.
В марте 2007 года Гельман М.А. в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил о том, что намерен реанимировать движение (гражданский комитет «Интернационал», чтобы совместно с Партией социальной справедливости (ПСС, лидер - Подберезкин А.) бороться с ксенофобией и национализмом.
Тогда же Гельман М.А. объявил о том, что «Интернационал» и ПСС совместно пойдут на выборы депутатов Госдумы, в составе новой партии под рабочим названием «Интернационал».
Президиум ПСС принял постановление о создании возглавляемого Гельманом М.А. генерального совета, на который возлагались функции подготовки и проведения избирательной кампании партии на выборах. Однако уже в мае того же года в прессе появилась информация, согласно которой ПСС должна была самоликвидироваться и войти в состав партии «Справедливая Россия». Сообщалось также, что Гельман М.А. мог возглавить предвыборную кампанию «справедливороссов». Однако на выборы Партия социальной справедливости пошла самостоятельно и не смогла пройти избирательный барьер, набрав лишь 0,22% голосов избирателей. Решение о ликвидации ПСС и вступлении ее бывших членов в партию «Справедливая Россия» было принято позднее - в сентябре 2008 года.
В 2008 г. грянул экономический кризис. И все «продвинутые бизнесмены» устремились к бюджетной кормушке. Не стал исключением и Гельман М.А. При содействии сенатора Совета Федерации от Пермского края Гордеева С.Э. (назначен на этот пост 19 июля 2007 г.) он провел в Перми выставку «Русское бедное».
На ней были представлены работы 36 российских художников, в их числе были Николай Полисский, Ольга и Александр Флоренские, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Александр Бродский и Петр Белый. Эта выставка положила начало коллекции открытой Гельманом М.А. в Перми галереи современного искусства (инициатором создания галереи стал все тот же Гордеев С.Э.)
После успеха выставки (СМИ широко разрекламировали это мероприятие, организаторы не пожалели средств, для приглашения в церемонии её открытия известных художников, включая зарубежных), губернатор Пермского края Чиркунов О.А., по утверждению Гельмана М.А., «сам загорелся идеей открыть здесь Музей современного искусства» и пригласил галериста в Пермь
В октябре 2008 года Гельман М.А. назначен директором музея, с 2009 года упоминавшегося в прессе как Пермский государственный музей современного искусства PERMM (в должность официально вступил в декабре 2008 года).
Заслугу «прикрепления» Гельмана М.А. к бюджету Пермского края приписывают Суркову В., просьбы которого Чиркунов О.А. выполняет безоговорочно.
Собственно музея на тот момент в Перми не было (Речной вокзал, в котором проходила выставка «Русское бедное», нуждался в реконструкции). Выступая в прессе, новый директор неоднократно заявлял о намерении превратить столицу Пермского края в центр российского авангардного искусства.
Кроме того, по мнению Гельмана М.А., в будущем музей помимо создания положительного имиджа края принесет, в том числе, и экономическую пользу.
В марте 2009 года Гельман М.А. продал 50% своей московской галереи бизнесмену-коллекционеру Смузикову А., чтобы сосредоточиться на создании музея современного искусства в Перми.
На содержание Музея современного искусства предусмотрено выделять ежегодно 90 миллионов рублей из краевого бюджета, и еще более 100 миллионов рублей планировалось потратить на ремонт здания музея.
При этом деятельность Гельмана М.А. и поддерживавшего его проекты краевого министерства культуры, возглавляемого режиссером Мильграмом Б.Л., вызвала недовольство части населения Перми (со времени выставки «Русское бедное» разделившегося на «гельманофилов» и «гельманофобов», возглавляемых писателем Ивановым А.В.).
Недовольство деятельностью галериста выразили и члены профсоюза работников культуры Пермского края, которые в июле 2009 года обратились к Президенту России Медведеву Д.А. с жалобой на «столичную экспансию со скандальными выставками не первой свежести» и проекты Гельмана М.А., «растлевающие молодежь и развращающие общество».