Продолжаю публикацию плана психологической войны против СССР со стороны США. В этой части -- продолжение «Анализа психологических уязвимостей СССР».
Вводные замечания.
<...> (
см. часть 3)
1. Общие положения.
<...> (
см. часть 3)
а. Источники несоветских стандартов.
Хотя реакция русских на несправедливость к другим отличается от реакции американцев, почти все имеют некий предел, за которым несправедливость по отношению к ним вызывает реакцию, эквивалентную американскому «Это неправильно» („It ain’t right”). Это означает, что, несмотря на усилия советской пропаганды, большинство русских имеют в сознании хотя бы остатки этики, отличной от большевистской. Основной источник этого, вероятнее всего, стандарты, привитые в семье в дореволюционной России. Несмотря на то, что только меньшинство жителей СССР имеет личный опыт жизни в дореволюционной России, традиционные семейные ценности (стандарты), определяющие отношения в русской семье, были переданы молодёжи родителями и бабушками (до сих пор являющимися основными воспитателями детей). Эти стандарты всё ещё конкурируют с сильным влиянием советской пропаганды, которому дети подвергаются в советских школах. То, что некоторая часть молодёжи достаточно быстро становится недовольной режимом и прекращает усердно на него работать, а многие другие хотя и делают карьеру внутри системы, но делают с цинизмом, поскольку такая карьера - единственный путь к успеху и привилегиям, показывает, что даже эта группа не является Кёстлеровским «поколением без пуповины»
[1].
Вторым источником несоветских стандартов является знание условий жизни в дореволюционной России, также переданное детям родителями и дедушками/бабушками. Вспоминаемые в трудные времена истории о лучшей и более лёгкой жизни в царской России ничего не потеряли от пересказа.
Третьим источником, вероятно, является само советское образование, в частности основная и средняя школа, которые, хотя и предназначены давать всего лишь достаточные для хорошего исполнения работы знания, могут потерпеть неудачу и дать школьнику достаточную перспективу, позволяющую ему осознать фальшь большей части внутренней советской пропаганды. И даже «Правда» не сможет убедить его в том, что котлован на самом деле является Дворцом советов.
Дополнительным источником образовательных и тоже не-советских стандартов является дореволюционная русская литература, которую в большом количестве грамотные люди читают отчасти, возможно, потому, что чтение ― форма эскапизма, а также потому, что современная советская литература очень серая. Поскольку советские лидеры хотели прибрать к рукам литературу революционного движения против царизма, они оставили в обращении огромную часть русской литературы XIX века, которая, даже будучи цензурированной, содержала много обращений к ценностям прямо противоположным советским, а многие обвинения в адрес царской тирании оказываются полностью приложимым к существующему режиму.
Ещё один источник ― советское законодательство, которое, по сути являясь ещё одним средством проведения государством своей политики, при разрешении гражданских дел между людьми часто применяет те же стандарты правильного и неправильного, что и западное гражданское право, стандарты которого, приложенные к действиям Политбюро, показали бы его (Политбюро - прим. пер.) полностью аморальным.
Ещё один источник несоветских стандартов - знания о внешнем по отношению к СССР мире. Такие знания, хотя они зачастую предельно размыты и фрагментарны, достаточно широко распространены. Вероятно, самые важные из множества источников таких знаний - опыт советских войск в Восточной Европе и Германии во время Второй мировой войны и передачи «Голоса Америки» и БиБиСи (BBC) на иностранных языках (т.е. на языках народов СССР - прим. пер.).
[1] здесь идёт отсылка к роману Артура Кёстлера «Слепящая тьма», в котором описываются репрессии в СССР и их влияние на молодое поколение - прим. пер. Наиболее близзкое по смыслу выражение в русском -- Иваны, не помнящие родства.
назад читать дальше к оглавлению