КУЛИКОВСКАЯ БИТВА: классика православной мифологии

Sep 07, 2012 19:35

Оригинал взят у asnecto в КУЛИКОВСКАЯ БИТВА: классика православной мифологии
Завтра, 8 сентября - годовщина Куликовской битвы - одного из самых значительных событий в истории России:




Нам еще раз напомнят о том, что основная заслуга в этой битве принадлежит православному святому Сергию Радонежскому, вовремя благословившему князя Дмитрия на битву. Этот факт настолько прочно вбит в массовое сознание, что почти никому не приходит в голову усомниться в его подлинности.

Однако...
Немногие знают, что князь уходил на битву, будучи прОклятым митрополитом всея Руси Киприаном, и отлученным им от церкви. А Сергий Радонежский был ярым сторонником группировки Киприана, и уж конечно, не стал бы в чем-то благословлять опального князя.  Более того, сам князь не стал бы обращаться к старцу за таковым благословением хотя бы потому, что находился с Сергием в, мягко говоря, натянутых отношениях.

Однако… православная пиар-мифология в действии:




Не будем голословны и обратимся к источникам:

Тест текстологический
Первыми из первоисточников по времени написания являются статья 1380 г. рогожского летописца и статья 1380 г. Симоновской летописи. По мнению специалистов, оба этих источника вошли в летописный свод 1409 г., то есть их читали современники Куликовской битвы. В чем и ценность! Так вот, при описании подготовки к походу и самого сражения имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается.

Второй по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. - Новгородская 1-я летопись. Однако сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать. И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.

В то же время новгородский автор сообщает интересный факт: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать... Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.
Третий по времени рассказ о Куликовском сражении нашел место на листах Софийской 1-й и (с почти аналогичным текстом) Новгородской летописей. Но при этом рукопись Софийской летописи датируется 1481 г. По крайней мере, в этот год она была закончена. Оригинал Новгородской еще позднее. Понятно, что ни о каких живых свидетелях битвы 1380 г. говорить опять не приходится.

СТО ЛЕТ прошло, и в летописях ВПЕРВЫЕ упомянуто имя Сергия Радонежского.
Но совсем не в том контексте:

"И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа".

Но никакого столь трогательно сейчас многими описываемого посещения в августе 1380 г. великим князем Дмитрием, будущим Донским, Троице-Сергиева монастыря и получения им личного благословения в летописном источнике не было. А было письменное пожелание удачи (если пошел, значит, иди до конца, и да помогут тебе...), пришедшее на Дон 6 сентября 1380 г., за два дня до сражения.

Тест агиографический
Первоначальное житие преп. Сергия Радонежского было создано в 1418-1419 гг. монахом Епифанием. Из текста видно, что Епифаний, будучи постриженником Троицкого монастыря, лично знал Сергия, по крайней мере, в течение последних двадцати лет его жизни, от 60-х гг. до 1392 г.

Работая над житием, Епифаний параллельно поместил биографические сведения о Сергии Радонежском в им же составляемую летопись. Его тексты важны тем, что, лично зная Сергия, он не мог утрировать как основные черты характера Преподобного, так и некоторые важные события монастырской жизни. Тем более что читателями жития были здравствующие ученики и постриженники преп. Сергия. В Епифаниевом житии нет эпизода с благословением Дмитрия Донского.

В 1432-1445 гг. труд Епифания подвергся существенной переработке, которую провел серб Пахомий Логофет. В житии авторства Пахомия читаем, что Дмитрий Донской, отправляясь на битву, говорит Сергию: "аще убо Бог поможет ми млитвами твоими, то пришед поставлю церковь во имя Пречистыа Владычица нашя Богородица честнаго Еа Успениа и монастырь съставлю общаго житиа". Ниже читаем, что после победы на Куликах Сергий "призва же и княза великаго и оснавата церковь, иже и вскоре сътворише церковь краску во имя Пречистыа на Дубенке и съставишя обще житие".

В Троицкой летописи под 6887 г. (то есть под 1379-м) значится: "Того же лета игумен Сергии, преподобный старець, постави церковь въ имя святыя Богородиця честнаго ея Успениа… Сии же монастырь въздвиже Сергии повелением князя великого Дмитриа Ивановича".

Здесь не указано, что Успенский Дубенский монастырь возведен именно в честь победы на Куликовом поле. Зато твердо указано время освящения его соборного храма - 1 декабря 1379 г. За десять месяцев до сражения!

В общем, был ли миф о «благословении Сергия» связан с развитием идеи "Москва - третий Рим" или с окончательным освобождением от власти татар - сейчас трудно сказать. Однако понятно, что возникновение легенды о благословении Дмитрия преподобным Сергием - это яркий пример большого государственного пиара, который и сегодня продолжает успешно работать (подробнее здесь).
ЗЫ В коллекцию православных мифов:
О морально-политическом облике... Ильи Муромца и Добрыни Никитича
Как в СССР церковь притесняли
О сталинских репрессиях
О покровительстве науке

Previous post Next post
Up