Mar 26, 2019 13:45
Лингвист и еврейский "ариософ" Э.Бенвенист написал: титулы "басилевс" и "анакс" не поддаются строгому этимологическому анализу, у них нет соответствий в других языках etc.
Хозяин сего Сообщества rus_sumer присоединился к мнению Бенвениста на том основании, что древнейшая из сохранившихся записей слова анакс/ванакт сделана человеком с гаплогруппой G.
-----
"Имеющие длинные шеи", "длинношеие", - так талмудисты и богословствующие христиане трактуют ветхозаветный этноним "енаким". Слово это 18 раз можно увидеть в четырёх книгах ВЗ (Числ., Втор., Нав., Суд.). Так именовали великанов, обитавших в Хевроне и его окрестностях до прихода племени иудеев, вытеснивших "енакимов" на запад, в "сектор Газа". Филистимляне (в частности, великан Голиаф) считаются потомками "енакимов". Этноним этот раввины производят от семитского слова анак, означающего "шея", и их енакимы предстают перед нами жирафообразными. (Вопрос: можно ли найти в Ветхом Завете и в Талмуде хотя бы две-три правильные этимологизации?).
(Подробности вышесказанного можно легко найти в Сети: англ. Вики - статья Anax; русскоязычные статьи "Анаким", "Анакты" и др. Следует обратить внимание и на Анакта, великана, сына Геи и Урана, правителя Милета).
-----
Конечно же, эллинские цари-анаксы и филистимские "енаки" не имеют отношения к семитской "шее". Корень этих слов живее всех живых в наших словах юный, юноша, юнак и во многих иных, им родственным.
ЮНЬЦЬ. Таково одно из десятка Славянских именований быка.
Это слово часто имеет смысловое ограничение: 'молодой бык, бычок'.
"Юнец" и "юница" - бычок и телица, тёлка. (В значении "тёлка" слово "юница" использовал ещё А.Пушкин). Но юнец / юница - также и юноша / девушка.
Слово юнак ('молодой герой') и сегодня живёт во многих Славянских языках.
Подобное мы видим и в латыни: juvenis - "юноша, девушка"; juvenix и junix - "телица".
Надо ли доискиваться, - какой из смыслов (молодость или бык?) первичен? Великую силу несёт один и тот же корень.
-----
Отметим здесь и то, что к этому семейству ИЕ слов фонетически близко примыкает семейство слов Внук (не имеющее убедительного этимологического объяснения). Таким образом, в Слове о полку Игореве внуки богов (Велеса, Стрибога, Дажьбога) могут быть их "юнаками", их воинами.
-----
Итак, корень микенско-эллинского слова ванакт-анакс и квази-семитского слова енак-анак присутствует во всех ИЕ языках. Естественно, что он вошёл и в западно-семитские языки. Таково, н-р, арамейское слово "енука" (письменные знаки: йот, нун, вав, коф, алеф): "мальчик, юноша". Можно предположить, что "еврейское" слово "наси" (князь, патриарх) тоже порождено этим ИЕ корнем.
-----
Возвратимся к нелепой семитской "шее". Филистимляне - пеласги, как и другие ИЕ народы, явно, любили украшать себя "шейными гривнами". Кельтские и Славянские гривны известны всем. Менее известны металлические "воротники", находимые археологами на берегах Балтики и относимые ими к Бронзовому веку (1500 - 1000 гг. до Р.Х.), то есть именно к эпохе библейских "енакимов". Размеры этих "воротников" впечатляют! Возможно, память о них как-то дошла до авторов Библии ... (см. книгу: И.Б.Губанов "Бронзовый век на Севере и Юге Европы" СПб, "Наука", 2006).
fur_wenige